Почему в Алматы стало мало премиальных ресторанов?
Ресторатор Градимир Митич сравнивает прибыльность концептов
– Градимир, если рассматривать все заведения, в которых вы работали в Алматы, какой концепт – рыба, мясо, бургеры, фьюжн – запускать было сложнее всего?– Ни с одним не было больших сложностей. Когда открываешь заведение, всегда требуется лишь время для того, чтобы работа была налажена. Невозможно все сделать так, чтобы работало идеально с самого начала, и не дорабатывать, не улучшать что-то в процессе.– С бургерами вы попали в свое время в тренд?– Все сравнивают наш бургер с обычным бургером. Я объясняю: не надо, это другое. Обычно в заведениях фастфуда вам дают готовый продукт: вот такая булочка, вот такая котлета, вот такой топинг (соус – кетчуп, майонез, горчица и пр. – Прим. ред.). У нас же вы можете сконструировать свой бургер сами: на витрине есть салаты, топинг, и вы выбираете, что добавить к хлебу с плескавицей (балканская котлета. – Прим. ред.).Идею открыть заведение стрит-фуда я вынашивал с первого дня своего пребывания в Казахстане. Просто, видимо, время было неподходящим для ее реализации. Работал в разных ресторанах, в том числе в премиальном сегменте, поднимал свой профессиональный уровень. И, конечно, вопрос заключался еще и в деньгах. Но, да, мы открылись в самый бум.– Какую проходимость вы ожидали получить, открываясь на волне интереса к бургерам?– Определенной задачи не было, потому что формат, который предлагаем мы, был новым для города. К тому же в Казахстане, в Алматы в частности, пока еще нет культуры уличной еды. Но, думаю, со временем она придет. Наше заведение по площади 30 кв. м, летник чуть больше, пришлось перестраивать, чтобы получить большую посадку. Проходимость увеличивалась с каждым днем. Зимой в день мы продаем по 60-70 бургеров, летом – по 400. При хорошей погоде летом в пятницу-субботу-воскресенье проходимость может достигать 600 человек.В GATO, к слову, тоже хорошая проходимость: воскресенье считается более спокойным днем, но в целом за три последних дня недели здесь может пройти 1,5-2 тыс. человек. В пятницу вечером – 2,5-3 посадки, это 350-400 человек, плюс дневная посадка. Мы рассчитывали на 1,5 посадки.– Для премиального сегмента какое количество посадок считаете хорошим? – По-разному. Бывает, ресторан премиального сегмента работает 3-4 дня в неделю, а в понедельник-вторник посетителей очень мало, а, бывает, всю неделю работает хорошо. В ресторане премиального сегмента не должно быть больше 30-40 посадочных мест, 50 – максимум. Идти с большим помещением, где 100-120 посадочных мест, в премиальный сегмент – это поработать пару месяцев, не больше. Люди хотят качество. Понятно, что в среднем и ниже среднего они тоже хотят качество. Но не всегда может так получиться. Хорошее качество – не означает только качественный продукт, это также и качество приготовления, и качество обслуживания.
– Сколько потребовалось средств для
открытия бургерной?–
Для запуска – $30 тыс. Но, по факту, каждый раз, как только поступали какие-то
деньги, мы вкладывали дополнительно в развитие бизнеса. Я сторонник того, чтобы
не сразу возвращать вложенные деньги, а сделать так, чтобы бизнес хорошо
работал. Если я не успел сделать что-то или закупить что-то до запуска,
стараюсь в течение полугода-года устранять эти недоработки, вкладывая
дополнительные средства.

– Насколько это прибыльный бизнес?–
Как и каждому бизнесмену, мне хотелось бы зарабатывать много. Но это не
настолько прибыльный бизнес. Прежде всего, потому что это что-то новое для
города. На показатель прибыли сильно влияет сезонность: зимой спад, летом
подъем, и разница между сезонами может достигать 60-70%, а то и 100%. Если
делить на двух партнеров, то мы бы хотели получать примерно по $5-10 тыс. Но
первый год, как и у многих заведений, был не особо прибыльным.– Какой из четырех концептов самый
доходный?– GATO не буду сравнивать, поскольку слишком мало времени
прошло с открытия этого ресторана. Учитывая, что La
Barca мы запустили четыре года назад и год назад я оттуда
ушел, но она работает до сих пор, думаю, этот ресторан хорошо зарабатывает. Был
какой-то момент, когда все места там были зарезервированы на месяц вперед, это
о чем-то говорит.– Сколько там составлял средний чек?–
По-разному. Человек мог заказать, например, недорогую бутылку вина, заказать
какое-то блюдо и на двоих оставить 40 тыс. тенге. А могло быть и так: заказали
пасту за 4 тыс., а вино купили за 150 тыс. тенге. Но если все же говорить о
средних цифрах, то приблизительно 25-30 тыс. на человека.– Поставщиков рыбы сложно найти?–
Нет. Проблема найти у правильных поставщиков правильный продукт – свежий,
качественный, если замороженный – то правильно замороженный.– Можно сказать, что рыбные рестораны
более доходные, чем мясные?–
Да, сели они правильно сделаны. Казахстан – мясная страна, но удержать
правильное качество мяса в ресторане очень тяжело. Подводят именно поставщики.
Не люди, которые работают в ресторане, не сам ресторан. Начинаешь работать с
каким-то поставщиком, первая партия идеальна, последующие три – все хорошо,
мясо отличное, даже мариновать не нужно. Но потом качество начинает ухудшаться.
Ты хочешь заказать 10 килограмм, тебе говорят – нет, не можем столько привезти,
заказывайте больше. Заказываешь 30 килограмм, из них 15 оказываются
некачественными – мясо жесткое. Ты как повар ищешь способы, как сделать его
мягким. Но гости чувствуют: что-то не то, иначе, чем в прошлый раз. Проблема
еще и в том, что круг поставщиков довольно узкий. Качественного мяса меньше,
чем потребителей. Поэтому иногда легче просто взять рыбу, приготовить и
подавать клиентам.– Не раз слышала от рестораторов, что
довольно сложно в Алматы работать в рамках одного концепта, приходится делать
что-то дополнительно – вводить в меню блюда, которые не совсем в концепте…–
Проблема в том, что люди избалованы, как, например, в Москве, так и в Алматы.
Именно поэтому ресторанная сфера в Москве постоянно и сильно движется вперед. Я
сам сталкивался с таким явлением: человек заглядывает в ресторан впервые, ему
нравится кухня, он приходит несколько раз, пока не попробует все блюда, которые
есть. А потом говорит: когда будет что-нибудь новенькое. С этим мы сталкивались
и в La Barca,
и в And MEAT.
Я же не могу ориентироваться на 10-20-30 человек, я готовлю по меню.Но
самое интересное – когда приходят люди и говорят: а что, у вас суши и пиццы
нет? Нет, мы не готовим эти блюда. А, ну, тогда мы уходим – вот такая реакция в
ответ. Или то же самое: я не ем мясо с кровью. Но почему? Ты же приходишь ко
мне на протяжении четырех лет, значит, доверяешь как повару. Если нет запретов,
связанных с религией, национальностью, здоровьем, то почему нельзя попробовать?
Конечно, люди меняются в своем отношении к ресторанной кухне, но это очень долгий
процесс.– Какова рентабельность в каждом из
четырех форматов?–
В рыбных ресторанах наценка на рыбу хорошая, но небольшая. Поставить
300-400-500%, как раньше, уже невозможно, продукт сам по себе дорогой. Если я
рыбу, купленную за 20 тыс. тенге за килограмм, например, сибас, дорадо, лосось,
буду продавать за 60-70 тыс., ее никто покупать не будет. Люди понимают цену,
они стали много путешествовать. И я не вижу смысла в завышении цены на рыбу.
Потому что есть вещи, на которых можно хорошо заработать, а есть вещи, на
которых хорошо заработать нельзя. Салаты всегда будут продаваться хорошо, но
дорогая рыба – нет. Наценка на рыбу может достигать 100%: купил за 20 тыс.,
продал за 35-40 тыс. тенге. Нужно понимать, что есть норма: дешевле
определенной планки продавать не можешь. Есть плата за коммунальные услуги,
заработные платы персоналу, множество процессов, которые посетителям не видны.
Например, у меня все продукты хранятся в вакуумных пакетах, каждый такой пакет
стоит 100 тенге.– В чем, на ваш взгляд, главное отличие
премиального ресторана от «обычного»?–
Премиальных ресторанов в городе было много, сейчас стало мало. Премиальный –
это там, где средний чек больше 30 тыс. тенге и где правильный сервис. Но, как
мне кажется, у «обычных» ресторанов есть преимущество перед премиальными –
хорошая отдача от кухни, все блюда отдаются вовремя. Для меня идеальный
ресторан – это когда кухня и зал находятся рядом, вынесли блюдо с кухни – оно
сразу же попало к посетителю. Поэтому я люблю маленькие рестораны. Поэтому GATO для меня – новый опыт, эксперимент. Я всегда
работал в небольших заведениях, до 50-70 посадочных мест вместе с летником.
Здесь – почти 200.– Почему ресторанов в премиальном
сегменте стало меньше в Алматы?
–
Люди перестали видеть смысл в трате больших денег в ресторанах. Конечно,
останется процент богатых гостей, которые готовы платить много, и это так в
любой стране. Но люди среднего и выше среднего дохода уже выбирают, что, где и
как будут есть. Они начали считать деньги, смотреть меню, обсуждать. И так и
должно быть.
