Воздухоплавание может быть прибыльным в Казахстане
Бизнес
19.05.2018
|
Автор: Наталия Иодес

Воздухоплавание может быть прибыльным в Казахстане

От хобби к бизнесу

Сложно ли собрать парк воздушных шаров и выгодно ли это с точки зрения затрат и прибыли? Об этом и многом другом «Капитал.kz» рассказали основатель компании Kazaerostat Ярослав Толстов и пилот Алексей Литвинов.


По следам прародителей казахстанского воздухоплавания

Kazaerostat начал свое самостоятельное существование в 2006 году. В основном идея была создать команду для участия в международных соревнованиях, фестивалях, а также воплотить в жизнь мечту, чтобы, как и прежде, в 90-х годах над Алматы летали воздушные шары. Толчок нам дали прародители воздухоплавания в Казахстане Виктор Александрович Заганов, который трагически погиб на одной из встреч воздухоплавателей, а также Михаил Николаевич Литвинов, наш главный тренер и инструктор с большим стажем, также безвозвратно ушедший от нас. Мы с ним работали, именно он нас научил технике пилотирования и основам авиационной безопасности.

Когда мы основали нашу компанию, то начинали полеты в качестве привязных шаттлов, участвовали в городских мероприятиях, на праздновании Наурыза и в массовых гуляниях, а также на праздниках республиканского значения. А после участия в международных встречах воздухоплавателей в России в 2007 и 2008 годах мы пришли к мысли о том, что пора расширить свою деятельность. На тот момент в нашем воздушном парке уже было четыре шара, а в 2009 году мы изыскали средства для покупки нового оборудования с символикой Казахстана, чтобы представлять нашу страну на международных соревнованиях. Воздухоплавание, как известно, – спорт достаточно затратный, тогда-то мы и решили, что пора бы начать зарабатывать на своем любимом хобби, благо опыт за плечами у нас уже был. 

Сколько стоят экскурсии на воздушных шарах?

На сегодняшний день мы имеем три шара для полетов с пассажирами. Один шар на 3-4 места, один большой на 7-8 мест и шар в форме сердца для проведения романтических встреч. На большом воздушном шаре мы проводим экскурсии для всех желающих, люди даже могут не знать друг друга при посадке в корзину, получается эдакий «экскурсионный автобус», именно на эти виды полетов мы делаем скидки, сотрудничая с сайтами-купонаторами, такими как Chocolife.me. Если обычная стоимость составляет 35 тыс. тенге на человека, то, приобретая купон, человек имеет возможность полетать за 17 500 тенге. Как говорится, желание клиента – закон, поэтому если люди хотят индивидуальные полеты, то стоимость любого шара стартует от 100 тыс. тенге, и скидка в данном случае уже не действует, так как ниже стоимость мы предложить уже просто не можем. Отдельного слова заслуживает шар в форме сердца – эти полеты, скажем так, для элитных клиентов, и каждая отдельная прогулка и ее стоимость оговариваются индивидуально. А для любителей погорячее и поэкстремальнее в индивидуальном порядке рассматривается возможность прыжка с парашютом в тандеме. Но в этом случае существует ряд тонкостей, о которых хотелось бы рассказать отдельно. Если обычные экскурсионные полеты проводятся на высоте от 300 до 500 метров, то здесь нужно специальное разрешение на высотный полет, поскольку прыжки осуществляются с высоты от 1500 до 2350 метров. Прыжок с парашютом в тандеме совершается с опытным тренером. Во время прыжка инструктор стабилизирует свободное падение и контролирует безопасное и мягкое приземление. Прыжки с воздушного шара уникальны тем, что если при прыжке с самолета парашютист движется по инерции за летательным аппаратом со скоростью уже не менее 100 км/ч, то при прыжке с воздушного шара первоначальная скорость отсутствует, что позволяет ощутить большое ускорение и падение в прямом смысле этого слова. Можно сказать, что это экзотический коктейль бездонного неба, смешанного с легкостью полета на воздушном шаре и адреналином свободного падения, посыпанный позитивными эмоциями и украшенный взбитыми облаками. Поскольку ограничений в этом виде услуг очень много, то и готовиться стоит заранее, стоимость тоже оговаривается индивидуально.

Приносит ли любовь к небу прибыль?

Наша команда изначально позиционировалась как общественная организация, мы не думали о развитии бизнеса. Нам очень нравится заниматься любимым делом, осуществлять полеты и тренироваться чтобы можно было достойно выступать на соревнованиях и представлять нашу страну. Ну а те деньги, которые мы зарабатываем, принимая участие в PR-акциях, пускаем на развитие. То есть у всех у нас, кто является активным участником и членом команды Kazaerostat, есть свои семьи и своя основная работа, а воздухоплавание – больше хобби, которое приносит удовольствие и нас всех объединяет. Поэтому о том, сколько средств было вложено, приносит ли нам наше хобби прибыль и когда мы сможем отбить вложенные деньги, сказать сложно, так как бухгалтерию мы никогда не вели. Иной раз мы уходим в минусы, иногда получается зайти в плюс, но мы никогда не ставили для себя цель заработать и не надеялись на развитие с точки зрения бизнеса, поэтому цифры назвать крайне сложно. За 10 лет работы мы создали достаточно серьезную клиентскую базу и, по большей части, для рекламы мы используем сарафанное радио. Если клиенты испытали удовольствие от полета на воздушном шаре и если услуга была оказана качественно, а мы всегда со всей серьезностью относимся к этому делу, то реклама заработает. Мы любим настоящие, неподдельные эмоции, а это и есть самая лучшая реклама. И человек всегда сможет рассказать своим друзьям, родственникам и коллегам о том, что есть такая услуга – полеты на воздушном шаре недалеко от Алматы. Сейчас активно работаем в социальных сетях, у нас есть канал на YouТube. Все наши новости и отзывы мы стараемся размещать своевременно, для того чтобы жители и гости Алматы смогли с пользой провести время, семейный отдых, романтические прогулки и корпоративные мероприятия. А те расходы, которые мы несем в части подготовки полетов, естественно, должны окупаться.

Немного о тонкостях воздухоплавания

Для полетов на воздушном шаре подходит любое время года, но зимой легче летать. Ведь чем ниже температура воздуха, тем более щадящий режим внутри оболочки. Но, по традиции, желающих летать зимой мало. Во-первых, люди еще не отошли от новогодних праздников, во-вторых, холодно. Взлеты запросов начинаются к 8 Марта, затем на Наурыз и далее все лето и осень до ноября. Иногда приходит столько запросов на бронирование полета, что мы не всегда имеем возможность покатать всех, ввиду того, что погода в Алматинской области не всегда стабильна, особенно в весенне-осенний период, а, как известно, ветер и дождь не наши друзья. Идеальных полетов не бывает, они всегда разные, но это все заботы пилотов, и наши пассажиры даже порой не знают, что во время прогулки возникают какие-то сложности. Бывает такое, что полеты отменяются вовсе. Ветер – наше основное ограничение. Полет невозможен при ветре свыше 5 м/с, но это по инструкции. На практике же мы десять раз подумаем, лететь или нет при ветре 3-4 м/с, ибо посадка может быть довольно экстремальной. Сами-то мы не против, так сказать, тренировочка, но вот пассажиров можно напугать. Также полеты невозможны в условиях грозовой активности и по запрету от службы управления воздушным движением. Ну и поскольку мы летаем в горно-долинной местности, то приходится учитывать ее метеорологические особенности. Все полеты у нас выполняются на рассвете или на закате, во время смены ветра. Днем же горно-долинный эффект слишком силен, уносит в горы за считанные минуты.

Теоретически, можно летать везде, где есть воздух. Однако на практике мы руководствуемся правилами использования воздушного пространства РК, что означает наличие у нас предписанного района полетов, в данном случае это Ушконыр. Есть ребята, работающие в Караганде, у них свой предписанный район и они имеют право летать над городом. Для всех иных полетов нужно получать отдельное разрешение. На заре воздухоплавания полеты над Алматы проводились, а в наше время получить такое разрешение очень сложно, к сожалению.

Опасно ли это? Шар в полете всегда находится в потоке воздуха и не испытывает потрясений, поэтому негативные реакции организма у нас практически не встречаются. Но следует помнить, что любые виды полетов – это экстрим, и при посадке, особенно при хорошем ветре, возможно всякое. Пару раз в году случаются ушибы и порванные колготки у девушек. Если же говорить об эмоциях, то в полете даже самые эмоциональные пассажиры через 15 минут забывают все свои страхи и наслаждаются небом, даже экстрим посадки потом никого не пугает. Воздушный шар лечит аэрофобию на ура. Надо отметить что Алматы, наши горы и долины способствуют полетам на тепловых аэростатах, и, имея за плечами десятилетний опыт, мы с легкостью можем взлететь и приземлиться на ту же точку, используя наши уникальные потоки. К тому же полеты в горной местности очень увлекательны не только для человека, который впервые поднялся на воздушном шаре, но и для пилотов и команды, которая принимает участие в подготовке аэростата к полету.

Что может сделать команду абсолютно счастливой?

На сегодняшний день воздухоплавание в Казахстане является молодым направлением. Очень радостно, что во многих регионах люди интересуются небом, воздушные шары уже появились и в южных областях, и в Шымкенте много ребят пытаются продвигать этот вид услуг в массы. В Караганде есть команда, которая осуществляет полеты. Есть у нас друзья в Усть-Каменогорске, неравнодушные к воздухоплаванию, они развивают и всячески популяризируют это направление в Восточном Казахстане. Мы со своей стороны стараемся способствовать этому развитию, потому что понимаем, что здесь конкуренция бессмысленна. А мечтаем мы о том, чтобы повторить полет Михаила Николаевича Литвинова, когда он в 2000 году совершил перелет из Алматы, через горы Заилийского Алатау и приземлился на берегу Иссык-Куля. Для такого полета требуется очень серьезная подготовка. У нас эта спортивная подготовка имеется, так же как и амбиции повторить достойный пример, который нам оставил наш тренер. Именно это будет для нашей команды настоящим счастьем.

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть