Три года назад 23-летний Денис Лукянчук вместе с друзьями придумал Campit.kz — компанию, которая занимается коммерческим пешим туризмом. Принцип работы на первый взгляд прост: выбирается маршрут, преимущественно горный, собираются желающие и отправляются (пешком или на автобусе — всё зависит от отдаленности пункта отправления) в туристический поход, попутно фотографируясь и дыша свежим воздухом. Но и у такого, на первый взгляд, несложного бизнеса, существует немало особенностей и нюансов, влияющих на развитие и перспективы туризма.
Конфетка или лагерь
Несколько лет подряд, перед тем, как заняться туристическим бизнесом, Денис с товарищами ходили в горы просто так, ради удовольствия, и звали вместе с собой всех желающих. В 2015 году парни в очередной раз собирались в поход на пик Фурманова и по этому поводу создали аккаунт в Instagram, в котором детально объяснялось, где и во сколько состоится сбор, как нужно одеться и что взять с собой. Параллельно придумалось и название — Campit — эдакий симбиоз английского слова «camp» — «лагерь», и казахского — «конфетка». У них одно время был слоган «Campit — походы со вкусом».
На бесплатные походы с несложными, как правило, маршрутами (а их команда Campit устраивает и до сих пор, расширяя, таким образом, аудиторию и привлекая потенциальных клиентов) собирались от нескольких десятков до нескольких сотен участников. А в самый массовый поход, по словам Дениса Лукянчука, собрались свыше 500 человек. В общем, аудитория росла, и вариант с организацией платных туров напрашивался сам собой.
Поначалу затею нельзя было назвать прибыльной — информация о коммерческих походах распространялась только через соцсети, и хотя количество подписчиков росло, серьезных путешествий удавалось проводить не так уж и много — по два-три в месяц. Вырученных денег хватало лишь на то, чтобы покрыть собственные расходы. Разрабатывая маршруты коммерческих походов, ребята из Campit.kz выбирали популярные места, которые при этом находились в относительном отдалении от Алматы — Чарынский каньон, Кольсайские озера или озеро Каинды. Народ туда ехал с удовольствием — за свежим воздухом, новыми селфи и положительными эмоциями. Со временем количество направлений росло, и сейчас Campit.kz имеет в своем арсенале порядка 40 маршрутов разной степени сложности.
Нынешний состав команды Campit.kz состоит из четырех человек: Денис Лукянчук, Султан Кушербаев и Ануар Нурпеисов большую часть времени занимаются планированием и проведением походов и event-мероприятий, а четвертый участник, Жансерик Кенес, занимается разработкой сайта и мобильного приложения. На запуск приложения Campit.kz возлагает большие надежды — там будут расписаны трекинг-маршруты всех походных троп (чтобы люди не терялись) и вся полезная информация, которая может пригодиться в путешествии.
Безопасность прежде всего
Философия Campit.kz базируется на пеших походах, а не на тривиальных выездах на природу с шашлыком. Походы Campit.kz рассчитаны на широкую аудиторию: они не берут суперкрутые восхождения, но не исключают организацию сложных походов. Обычно такие походы устраивают для продвинутых туристов, которым уже надоело ходить в одни и те же места.
В горах, сетует Денис Лукянчук, очень не хватает информативности — табличек, указателей, где нужно свернуть, а где остановиться. По его словам, акимат взялся за эту проблему и табличками уже оборудовали популярные у туристов Кок-Жайляу, Бутаковский водопад и плато Мынжылкы. Но есть еще множество других троп, которые считаются дикими, но по ним активно ходят туристы.
Перед походом гиды обязательно проводят инструктаж по безопасности: следовать только по тропе, никуда не сворачивая. По версии парней из Campit.kz, основная причина несчастных случаев в походах, когда люди хотят сделать селфи и срываются с какой-нибудь скалы. Поэтому за воодушевленными природой туристами нужно очень внимательно следить. Особенно опасен в этом плане Чарынский каньон, в котором количество живописных мест для селфи соизмеримо с количеством крутых народных троп, создающих опасность для вездесущих туристов-новичков.
Профессиональный гид должен обязательно иметь при себе аптечку, рацию, громкоговоритель и досконально знать выбранную для похода местность. Хорошая физическая подготовка и умение оказать первую медицинскую помощь — по умолчанию.
Конкуренция и прибыль
Еще два-три года назад, вспоминает Денис Лукянчук, организацией пеших походов в Алматы мало кто занимался, и команда Campit.kz была на этом рынке практически одна. Зато сейчас недостатка в туристических компаниях нет — маршруты и время можно выбирать на любой вкус. Следовательно, растет и конкуренция, с которой нужно как-то бороться.
Компании, занимающиеся организацией пешего туризма, предоставляют практически одинаковые услуги, поэтому борьба за клиентов в данной сфере специфическая. Большую роль играет старое доброе сарафанное радио — чаще всего новые клиенты приходят по рекомендациям тех, кто уже ходил по маршрутам, а участники бесплатных походов начинают участвовать в походах коммерческих.
Важное значение имеют и соцсети, например, основная аудитория Campit.kz набирается через посты в Instagram: появляется объявление, что через неделю намечается поездка, а все желающие просто подтверждают свое участие в WhatsApp. Как правило, к моменту поездки туристов набирается на 2−3 автобуса. Денис отмечает, что туристический бизнес требует индивидуального внимания к каждому клиенту: сводить человека в поход нужно так, чтобы отдых стал для него запоминающимся и замотивировал на другие поездки.
Те, кто думают, что заниматься коммерческим туризмом — дело простое, глубоко заблуждаются, говорит Денис Лукянчук. Даже если брать во внимание хорошо проверенные маршруты, по которым ходили уже много раз, сложностей все равно не избежать. Например, чтобы организовать поездку на Кольсайские озера (туристу она обойдется в 15−16 тыс. тенге), нужно арендовать автобус (стоимость аренды — от 180 тыс. тенге и выше, все зависит от марки и комфортабельности), добраться до поселка Сату, договориться с местными жителями насчет транспорта, потому что по разбитой дороге до озер может проехать только уазик.
Себестоимость такой поездки, по словам ребят из Campit.kz, — 12−13 тыс. тенге с человека. Получается, что чистый доход с одного туриста составляет примерно 2−2,5 тыс. тенге. Прибыль, рассказывает Денис Лукянчук, зависит от того, как часто устраиваются поездки и какие направления для путешествий выбираются. Если за месяц удается организовать порядка 20 поездок (не нужно забывать, что на одну поездку может собраться 2−3 автобуса с туристами), то вырисовывается довольно интересный бюджет. Прибыль от своего бизнеса ребята стараются вкладывать в развитие компании.
В последнее время популярность набирает корпоративный туристический отдых — многие люди предпочитают проводить тимбилдинг не с мангалами и коньяком, а в многокилометровых прогулках по горам, исключающих нездоровый образ жизни, зато способствующих командной сплоченности.
Планы на будущее
В 2016 году, по версии журнала National Geographic Traveler, Кыргызстан внезапно вошел в топ-20 туристических направлений, которые следует посетить: люди приезжают туда преимущественно за диким отдыхом. По словам Дениса Лукянчука, его, как организатора туристического бизнеса, это очень сильно мотивирует и радует, потому что в плане дикого отдыха Казахстан ничем не хуже соседней страны.
Поэтому параллельно с работой над увеличением аудитории команда Campit.kz сосредоточена на разработке новых маршрутов и мест: в Алматинской области есть множество не освоенных, но при этом перспективных локаций. Многие туристы уже подустали от мейнстримных Чарына и Каинды и хотят побывать в каких-нибудь неизведанных широкой аудиторией местах.
В обозримом будущем Campit.kz планирует выйти за пределы Алматинской области и заниматься организацией походов по всему Казахстану. Самые перспективные направления — Восточный Казахстан с его алтайской природой, Каспийское море, Боровое. Ребята занимаются поиском единомышленников в регионах и думают открывать свои филиалы в других городах республики. Также Campit.kz развивает свой бизнес в сфере торговли — готовится к запуску брендированная атрибутика — футболки, термосы, кружки, рюкзаки. Как говорят сами ребята, они хотят выпускать все, что связано с горами.