Санжар Алтаев — предприниматель в сфере-IT и член казахстанской сети британских выпускников, которая поддерживается Британским Советом. «Капитал.kz» он рассказал, почему запустил сервис по найму специалистов в сфере красоты и здоровья, как нарастил обороты до 60 млн тенге в месяц и как собирается капитализировать компанию до $1 млрд.
Учеба помогла найти деловых партнеров
Мне обучение в Лондоне дало огромный кругозор. Великобритания — одна из самых передовых стран, где в первую очередь внедряются высокие технологии во всех отраслях жизни, а также культурный центр, где собраны все культуры мира. Идея создания первого проекта Almacloud (проект по предоставлению программного обеспечения для бухгалтеров — Ред.) появилась именно там. Я проходил практику в бизнес-инкубаторе при университете City Research and Enterprise Unit, участвуя там в аналогичном проекте. Затем, по возвращению в Казахстан реализовал его на местном рынке. Обучаясь за рубежом, начинаешь мыслить, как это говорится на английском «Out of box».
Более того, обучаясь в Лондоне, я обрел друзей из разных стран — Индии, США, Европы, Мексики — и мы до сих пор с ними поддерживаем связь. Это дает возможность развивать бизнес на глобальном уровне.
Проблема — как бизнес-идея
Компании Almacloud в прошлом году исполнилось пять лет. Бизнес работает стабильно, я передал его в управление, и хотел бы рассказать про проект NoZh.kz, который запустил полгода назад. NoZh — это закрытый клуб людей, ухаживающих за собой. Здесь можно бронировать услуги в сфере красоты и здоровья, подбирать специалистов по многочисленным критериям, получать консультации и услуги специалистов (косметологи, визажисты, стилисты), посещать мастер-классы и участвовать в Challenge группах по интересам (худеющие, по видам спорта
Идея зародилась еще два года назад, когда мы сами столкнулись с проблемой подбора хороших специалистов. В нашей семье родился сын с достаточно редкой патологией. Нам нужно было найти самых сильных специалистов, лучшего детского невропатолога, отоларинголога, окулиста
На самом деле мы обнаружили, что такая проблема встречается не только при подборе врача, но и в сфере красоты и ухода за собой, да и вообще, в сфере услуг. Перед тем как пойти на прием, приходится собирать рекомендации по крупицам, и они не всегда оказываются достоверными.
Это и стало главной причиной для зарождения идеи запуска мобильного приложения, которое решит такую проблему.
По сингапурской модели
После зарождения идеи я достаточно долго ее вынашивал и думал о ней. Советовались с врачами, владельцами клиник и салонов красоты. Общались с людьми и тестировали идею. В общем, собирали мнения и отзывы от более чем тысячи людей, друзей знакомых, в социальных сетях и в реальной жизни.
Изучая международный опыт, я спрашивал у своих друзей, которые живут в разных странах, пользуются ли они, или знают ли подобные сервисы у себя в стране. Так, один из моих друзей, с которым я учился в Лондоне (сейчас он живет в Сингапуре), посоветовал мне связаться и изучить опыт сингапурской компании. Во время встреч, переговоров, изучения бизнес-модели компании я пришел к выводу, что она одна из самых успешных в этой отрасли на международном рынке.
Позже были достигнуты договоренности с сингапурской компанией о локализации и адаптации продукта под реалии нашего рынка, и мы начали доработку мобильного приложения.
Математика проекта
В проект мы привлекли крупного казахстанского инвестора с суммой вложений более $1 млн. На самом деле с поиском инвестора мне повезло. Им стал один из моих заказчиков, для которого мы реализовали технологичный проект. Он оказался наиболее грамотным, продвинутым, с широким кругозором и с большим опытом по открытию бизнесов в разных сферах. Мне вдвойне повезло, что он оказался не только инвестором, а еще и ментором, который делится опытом и знаниями для развития проекта. Дает советы. В общем, вкладывается не только деньгами.
Срок окупаемости проекта — 18 месяцев. На сегодняшний день оборотприложения — больше 60 млн тенге в месяц. В следующем году хотим превысить планку 800 млн тенге. Приложением уже пользуются более 7 тыс. пользователей каждый день. Хотим дойти до уровня больше 1 млн пользователей.
Uber в сфере красоты и здоровья?
Самым сложным было и сейчас остается — адаптация приложения под местный казахстанский менталитет. Очевидно, что в Сингапуре и в Казахстане живут разные люди с разным восприятием. Все привыкли работать по старинке, «на бумажке», без какого-то учета клиентской базы и аналитики. При разработке отдельных модулей мы постарались максимально учесть данный нюанс. Учитывали потребности и желания не только пользователей, но и врачей, мастеров, администраторов клиник и салонов красоты. Однако в каких-то моментах наши люди близки к Сингапуру. Я бы сказал, что это приложение — Uber в сфере красоты и здоровья.
Но аналоги в Казахстане есть
На самом деле есть казахстанские аналоги. Но мы решили пойти по пути узкой ниши. Сфокусироваться на сфере красоты и здоровья.
Именно в данной нише конкуренции практически нет. Были робкие попытки реализовать аналогичный проект, но они, по моему мнению, не «выстрелили». Обороты оказания услуг в сфере красоты и здоровья -больше миллиарда тенге в год. Потенциал огромный и места всем хватит на рынке.
В ближайшие пять лет мы планируем выйти на рынки СНГ, Восточной Европы и Средней Азии. Построить компанию с оборотом в миллиард долларов в год.
Совет на миллион… опрошенных
Ни один бизнесмен, который начинает свой бизнес, не думает, что его идея будет провальной. Каждый думает, что бизнес «взлетит» и будет пользоваться популярностью, причем на основании только своих предположений. Но это не так. Пять лет назад, когда я начинал свой путь предпринимателя, я тоже шел по такому пути. Мне это стоило очень дорого. В 2012 году, когда я запускал портал облачных сервисов Almacloud, я думал, что у нас, как в Англии, люди начнут заходить на портал и покупать продукты на сайте. Но этого не произошло, у нас другой рынок, другие люди. Пришлось быстро переориентировать бизнес и «ножками» ходить по бизнес-центрам и продавать лицензии на облачное ПО. Но до того как к этому прийти, было потеряно много средств и усилий. Поэтому при создании нового бизнеса каждую гипотезу, каждую бизнес-идею нужно проверять самому лично, опрашивая людей. Причем совершенно незнакомых людей. Много людей. Провести сотни и тысячи опросов. Проанализировать ответы и только потом запускаться. Всем начинающим бизнесменам я рекомендую не жалеть времени и средств на маркетинговые исследования и опросы. На самом старте. Это сэкономит вам много времени и сил.
О деньгах и идеалах
Не идеализируйте деньги. Деньги — это не цель, а лишь инструмент для достижения поставленных задач. Думайте о клиентах, о том, как улучшить их жизнь, как сделать так, чтобы они снова и снова к вам обращались. И тогда деньги сами придут, чтобы вы могли сделать большее.
Бизнес-партнер должен вас усиливать!
Не начинайте бизнес в партнерстве с друзьями, приятелями, одноклассниками, одним словом, с теми, кто просто оказался рядом, когда вы решили его создать, и никак не усиливает вас. У меня был опыт ведения разных бизнесов с партнерами. Тогда я был единственным человеком в компании, который, несмотря ни на что, верил в успех этого дела. Я считал компанию своим детищем и был настроен только на победу. Остальные просто ждали… Ждали свою долю, а в итоге получали проблемы и долги. Они молча смотрели на меня, в глазах их был один и тот же вопрос: «Когда мы начнем зарабатывать?» А я ничего не мог им ответить. Интерес терялся, и люди уходили. Я пытался их воодушевить, но тщетно. Подтягивались другие ребята, но тоже ненадолго. Так или иначе, ваш бизнес-партнер должен вас усиливать: деньгами, связами, опытом. Если у вашего потенциального бизнес-партнера ни первого, ни второго, ни третьего нет — отказывайтесь от партнерства с ним, либо приглашайте в качестве сотрудника с четкими обязанностями и задачами.