Акции крупнейшего в мире производителя первичного алюминия и глинозема «РУСАЛ» обвалились. Это произошло после того, как Минфин США опубликовал список из 24 российских чиновников и предпринимателей и 14 компаний, которые попали под очередные санкции Соединенных Штатов. Олег Дерипаска и его UC RUSAL вошли в обновленный список. На следующий день после этого «алюминиевые бумаги» подешевели более чем на 50% на бирже в Гонконге и на 20% - на площадке в Москве. Компания сообщила инвесторам о риске технического дефолта. В Казахстане «РУСАЛ» владеет, наряду с «Самрук-Энерго», «Богатырь Комир». Эксперты прокомментировали для делового еженедельника «Капитал.kz», отразится ли санкционная история алюминиевого гиганта на угольном гиганте Казахстана.
— Каким образом ситуация с «РУСАЛом» может отразиться на «Богатырь Комир»?
Роман Ткачук, старший аналитик «Альпари»: Ситуация вокруг «РУСАЛа» не повлияет на производственные и финансовые процессы на «Богатырь Комир»: на продукцию предприятия есть устойчивый спрос. Отметим, что у «РУСАЛа» большой долг (порядка $8,5 млрд) — компания может испытать локальные финансовые проблемы. В некоторый момент ей могут потребоваться свободные деньги — «РУСАЛ» может продать часть непрофильных активов. Поэтому, если найдется покупатель на долю в «Богатырь Комир» (например, ее может выкупить «Самрук-Казына»), то «РУСАЛ» может выйти из этого актива.
Алексей Калачев, эксперт-аналитик «ФИНАМ»: Мне кажется, риски по «Богатырь Комир» невелики. Компания добывает энергетические угли для тепловых электростанций и не включена в производственную цепочку «РУСАЛа». Энергоактивы «РУСАЛа», связанные с производством алюминия, включают несколько сибирских ГЭС. А среди российских партнеров «Богатырь Комир» — Троицкая ГРЭС, входящая в ПАО «ОГК-2», и Рефтинская ГРЭС, принадлежащая ПАО «Энел Россия». Поэтому, с производственной точки зрения, компании ничего не грозит.
100% долей уставного капитала ТОО «Богатырь Комир» принадлежит зарегистрированной в Нидерландах компании Forum Muider B.V. Доли в последней распределены поровну между АО «Самрук-Энерго» и UC RUSAL. Чтобы обезопасить «Богатырь Комир» от риска распространения на нее санкций США, достаточно уменьшить долю «РУСАЛа» до менее 50%. Думаю, это несложно сделать.
Вероятно, для решения финансовых проблем вскоре «РУСАЛ» начнет избавляться от не слишком важных для своей деятельности активов. Если найдется покупатель на его долю в Forum Muider B.V., есть шанс этим воспользоваться.
— Насколько вероятен технический дефолт, о котором говорил Олег Дерипаска?
Роман Ткачук: «РУСАЛ» в связи с санкциями может испытать финансовые проблемы. Вполне возможен технический дефолт по облигациям: компании запрещены расчеты в долларах, поэтому при выплатах купонов международным инвесторам возможны задержки. Банкротство «РУСАЛа», на наш взгляд, маловероятно. Либо к 2021 году (на который приходится пик выплат компании по внешним долгам) текущая ситуация разрешится и компания сможет рефинансироваться на внешних рынках. Либо компания получит поддержку со стороны российских властей — рефинансировать компанию могут российские банки «Сбербанк» и «ВТБ». В ближайшие недели акции «РУСАЛа» могут находиться под давлением: из бумаги выходят западные инвесторы. Но в дальнейшем акции восстановят часть потерь — мы не ожидаем банкротства или других апокалиптических сценариев.
Алексей Калачев: Технический дефолт по обслуживанию валютного долга вполне вероятен. Это связано даже не с финансовым положением компании, а с возможностью кредиторов получить платежи, если расчеты компании в долларах будут заблокированы. На начало года общий долг «РУСАЛа» составлял более $8 млрд. Хотя значительная часть кредитов выдана российскими банками, почти все они номинированы в долларах. Думаю, по крайней мере по этой части долга можно будет договориться по пересчету обязательств в рубли.
Как долго продлится ситуация с акциями «РУСАЛа»? До какой минимальной стоимости они, на ваш взгляд, могут упасть?
Роман Ткачук: Когда происходят сильные снижения в стоимости акций и маржин-коллы (принудительные продажи) у брокеров, участники торгов находятся во власти деструктивных эмоций и даже паники, спрогнозировать нижнюю точку падения стоимости акций бывает сложно, так как объективные факторы, анализ и логика перестают влиять на решения трейдеров. На момент написания комментария (вторник, 10 апреля, — прим. ред.) ближайшая поддержка в графике движения цены акций «РУСАЛа» находится на отметке 20 рублей за акцию. Однако точный прогноз движения бумаги сейчас никто не решится давать.
Алексей Калачев: Ситуация «РУСАЛа» довольно серьезная. Он оказался самым уязвимым объектом для применения новых санкций. Американский рынок имел большое значение для экспорта российского алюминия, расчеты на рынке этого металла ведутся в основном в долларах. «РУСАЛ» контролирует целую отрасль металлургии России. При этом United Company RUSAL Plc инкорпорирована на острове Джерси в юрисдикции Великобритании, официальная штаб-квартира расположена на Кипре, а акции размещались в Гонконге. Да еще и основная величина огромного долга компании номинирована в долларах. То есть, как оказалось, очень просто было устроить для «РУСАЛа» максимум проблем с наименьшими усилиями.
В результате первой панической реакции фондовых рынков компания теряла до половины капитализации. На московской бирже за два торговых дня котировки проваливались с 34 до 15 рублей за акцию, но отскочили до 22,5 рублей, где находятся и сегодня (вторник, 10 апреля, — прим. ред.).
Похоже, инвесторы взяли паузу, чтобы осознать масштаб проблемы, получить новую информацию и оценить риски. Пока остается много неясного. Во-первых, еще неизвестно, потеряет ли «РУСАЛ» еще какие-то рынки сбыта алюминия, кроме американского. Это важный вопрос, более 80% российского алюминия продавалось на экспорт, в том числе до 20% - в США. Во-вторых, придется ли и каким образом переводить расчеты за алюминий из долларов в другие валюты, и согласятся ли трейдеры работать с «РУСАЛом» в новых условиях. От ответов, которые даст ближайшая практика на эти вопросы, зависит, что будет дальше с акциями. Пока что мощный технический уровень поддержки сформировался на уровне 15 рублей за штуку. Вероятен сценарий, при котором бумаги снова начнут дешеветь, и, медленно опустившись до этого уровня, испытают его на прочность. А дальше будет видно. Ниже этого уровня — провал.