Какие сигналы Ташкент посылает казахстанскому бизнесу
АВТОР

04.04.2018 • 09:50 6124

Какие сигналы Ташкент посылает казахстанскому бизнесу

Узбекские власти открыли свой рынок для иностранных предпринимателей

За последние 1,5 года товарооборот между Казахстаном и Узбекистаном вырос до $2 млрд. Главы двух стран Нурсултан Назарбаев и Шавкат Мирзиёев уверены, что показатель достигнет $5 млрд. И для этого уже создаются предпосылки.

«С Вашим приходом мы уже несколько раз встречались, и все, о чем мы с Вами говорили, осуществляется. За этот год Вы провели большую работу, наладили взаимоотношения с соседями, решили нерешаемые десятки лет вопросы. Я благодарен Вам за ту колоссальную работу, которую Вы проводите у себя в Узбекистане, и эта деятельность оказывает сильное влияние на все страны нашего региона», — сказал Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на встрече с Шавкатом Мирзиёевым, состоявшейся в Астане 15 марта 2018 года.

Это была не первая встреча лидеров двух стран. Политическое сближение открывает новые возможности для бизнеса.

Политики и дипломаты встали на сторону бизнеса

Власти соседней страны активно меняют экономическую политику. Но есть вопросы, решение которые требует времени по объективным причинам. Об этом в беседе с журналистом Капитал.kz сказал эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК Жумабек Сарабеков.

«Один из мощных сигналов, которые Ташкент посылает внешним инвесторам, — то, что в обновленную политическую картину страны прежняя практика — доминирующее влияние силовиков — не вписывается. Шавкат Мирзиёев предпринял ряд конкретных шагов по сокращению влияния силовых структур на экономику. Это был очень ясный сигнал для зарубежных инвесторов — интересы инвесторов будут защищаться», — подчеркнул эксперт.

Уверенный бизнес

Одними из первых рынок соседней страны начали осваивать ретейлеры. Мы поговорили с представителями Union Space — одного из крупных ретейлеров с мировым брендом New Yorker, на счету которого более 1 тыс. магазинов одежды в 32 странах. В Union Space отметили, что Узбекистан обладает громадными ресурсами, большим потребительским рынком, рабочей силой, привлекательная демографическая ситуация.

«New Yorker является молодежным фешен-брендом, и для нас, безусловно, привлекателен тот факт, что основная масса населения — до 25−30 лет. Так как Узбекистан славится производством текстильной продукции, при быстрой экспансии мы будем рассматривать возможность производства продукции в Узбекистане», — сказали представители Union Space в беседе с журналистом Капитал.kz.

Бренд New Yorker совместно с Union Space начал активно рассматривать возможные пути вхождения на рынок, просчитывать риски вложения и рассматривать потенциальные локации для открытия магазинов, а также проводить тщательный анализ рынка, прорабатывать логистику, налоговую и таможенную базу.

«У узбекской экономики большой потенциал для развития, если правительство сможет обеспечить неприкосновенность зарубежных капиталовложений и соблюдать правовые международные нормы, связанные с урегулированием вопросов по инвестициям», — отметили в Union Space.

Привлечению инвестиций в Узбекистан, по мнению представителей бренда New Yorker, будет способствовать развитие банковского сектора, а также возможное присоединение к Евразийскому экономическому союзу.

Взвесив все за и против, предприниматели начали осваивать перспективное направление. Владелец сети магазинов одежды и обуви KIMEX/Grazie Игорь Кузнецов рассказал, что переговоры с узбекской стороной были длительными, после чего арендовали магазин. Однако решили взять паузу на полгода. И все-таки недавно состоялось открытие двух магазинов KIMEX/Grazie.

«Очень надеюсь, что Узбекистан в перспективе будет весьма привлекательным для этих двух брендов. В Казахстане у нас уже 70 магазинов. А Узбекистан по численности населения в два раза больше. Конечно, доход у населения соседней страны не такой большой, что скажется на покупательской способности в первое время. Но мы все это проходили в Казахстане, когда начинали в 1990-х годах. Поэтому надеемся, что бизнес будет развиваться в Узбекистане», — говорит Игорь Кузнецов.

Он отметил, что в Узбекистане в настоящее время низкая арендная ставка на рынке торговой недвижимости, и в планах — расширение сети магазинов KIMEX/Grazie. Игорь Кузнецов не исключает и возможность размещать у местных производителей заказы на хлопчатобумажные и трикотажные изделия. Владелец известных в Казахстане брендов признает, что первые показатели по продажам не впечатляют, но есть большой потенциал для развития бизнеса.

Рынок Узбекистана интересным и привлекательным назвал президент Astana Group Нурлан Смагулов. Девелоперское подразделение холдинга — Mega Development — строит и развивает крупнейшую в Казахстане сеть торгово-развлекательных центров MEGA. Отметим, что официальное открытие ТРЦ MEGA Silk Way в Астане в марте 2017 года состоялось при участии Нурсултана Назарбаева и Шавката Мирзиёева, который в тот момент был с первым визитом в Казахстане.

«Мы построили „Меги“ в крупных городах Казахстана. Сейчас владеем и управляем ТРЦ в городах Алматы и Астана. К сожалению, рынок ограничен. В ближайшем краткосрочном плане у нас нет намерения строить в Казахстане торговые центры. Поэтому, конечно, Узбекистан является очень интересным, привлекательным рынком с большим населением — более 30 млн человек. Более того, там начались экономические реформы, объявлены конвертация, либерализация бизнеса, и для нас это очень хорошие месседжи. Я уже выезжал в Узбекистан, знакомился с рынком, он впечатляет своими размерами, своей, скажем, незанятостью, большим потенциальным спросом. Потому что в Узбекистане многодетные семьи, для них проведение досуга очень важно, там нет глобальных международных брендов, которые мы могли бы привезти. Причем бренды обращаются к нам по совместному выходу на рынок Узбекистана», — сказал Нурлан Смагулов.

Глава Astana Group отметил, что они готовы использовать свой собственный стартовый капитал, а заемный капитал планируют привлечь в банках второго уровня в Узбекистане в национальной валюте, используя кредитные ресурсы республики.

«По Узбекистану мы сейчас изучаем не только выход сети ТРЦ MEGA, также к нам обратились международные автомобильные бренды. Они готовы вместе с нами выходить на новый рынок. У компании Astana Motors также накоплен огромный опыт, который можно использовать для работы в Узбекистане. Сейчас мы проходим процесс ознакомления с законодательством, инвестиционным климатом и наши сотрудники часто летают туда, изучают ситуацию. Мы готовы для контактов и переговоров», — добавил бизнесмен.

Окно возможностей

Сдвиги в политике позитивно сказались на рейтингах Узбекистана. Страна в прошлом году поднялась сразу на 13 строчек (с 87-й на 74-ю) в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса-2018» и вошел в десятку лидеров по улучшению делового климата.

«Узбекские власти дают понять, что акцент будет делаться на развитие предпринимательской среды. Есть все еще издержки, особенно можно отметить все еще высокую роль государства в экономике, административные сложности. Это и сами узбекские власти признают и работают над этим. Процессы идут. Меньше чем за 1,5 года изменить практику ведения бизнеса, которая формировалась годами, сложно. Тем не менее все это делается. В свою очередь это вызывает интерес со стороны бизнеса. Например, в этом году Узбекистану удалось переломить тренд сокращения инвестиций», — прокомментировал Жумабек Сарабеков.

Он считает, что бизнесу можно выходит на соседний рынок и использовать это «окно возможностей».

«Ключевым вопросом на повестке дня новых властей Узбекистана является экономическая модернизация. Это не краткосрочное явление. В бизнесе всегда есть риски, но, мне кажется, на сегодняшний день уровень рисков сравнительно низкий по сравнению с прежними периодами», — полагает эксперт.

В Union Space также отметили, что изменения в Узбекистане, произошедшие в последний год, воспринимаются очень позитивно.

«На наш взгляд, выбранный руководством страны экономический курс по либерализации валютного рынка, банковского сектора, а также ожидаемые реформы в налоговом законодательстве, которые сейчас активно обсуждается в правительстве, делают страну привлекательной для иностранных инвестиций. Если все эти меры будут реализованы, то экономика Узбекистана станет одной из самых привлекательных для ведения бизнеса», — сказали в компании.

Что мы можем предложить соседям?

В прошлом году в Ташкенте прошла выставка «Узбекистан — Казахстан: новый этап сотрудничества» с участием свыше 50 казахстанских компаний. Интерес вполне понятен. В международной логистической компании AsstrA отметили, что открытие рынка Узбекистана дает больше возможностей для работы с этой страной.

«С 2016 года виден прирост экспорта и импорта продукции, что логически за собой ведет увеличение грузопотока. На данный момент в торговых отношениях с Узбекистаном Казахстан придерживается активной экспортной позиции: по данным открытых источников, экспорт прирос в стоимостном выражении сразу на 39%, импорт — на 27%. По итогам 2017 года экспортные поставки РК в Узбекистан достигли $662 млн — это сразу на 38,5% больше, чем в аналогичном периоде годом ранее. В тоннах объем экспорта вырос на 7,7% до 2,66 млн тонн», — сказали эксперты AsstrA.

Эксперты напомнили, что между странами в прошлом году было подписано соглашение, которое среди прочего предусматривает создание сети совместных торговых домов по ключевым направлениям.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

рынок Узбекистана

04.04.2018 • 09:50 6124

Поделиться
Какие сигналы Ташкент посылает казахстанскому бизнесу
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus