USD
448.56₸
+0.670
EUR
478.03₸
+1.250
RUB
4.79₸
BRENT
89.61$
-0.180
BTC
63157.90$
-308.000

Как открыть бизнес по франшизе на «бомбах»?

Мария Мульцина рассказала о тонкостях рынка натуральной косметики в Казахстане

6867

Сразу при входе в торговый центр можно уловить сладковатый запах, который доносится из одного из бутиков. В витрине магазина выставлены пирожные и капкейки, но при ближайшем рассмотрении они оказываются всевозможными «бомбами» для ванн — шипящими (если опустить их в воду) шариками с косметическими маслами для ухода за телом. «Клиенты часто находят нас по запаху», — с улыбкой замечает Мария Мульцина, владелица английской франшизы Bomb Cosmetic в Казахстане Шипучие «бомбы» — лишь одно из направлений, по которому развивается бизнес. Как оказалось, на местном рынке практически нет подобных производителей, так что ниша оказалась незанятой. С другой стороны, чтобы полноценно развивать это направление, пришлось обратиться к иностранному опыту. «Капитал.kz» поговорил с Марией Мульциной и узнал, как открыть бизнес по франшизе и можно ли на этом заработать.

Как открыть бизнес по франшизе на «бомбах»? 68065 - Kapital.kz

Ставка на натуральность

Мне, как и любой другой девушке, всегда нравились все эти баночки-кремы по уходу за собой, поэтому, когда я в очередной раз принялась изучать, из чего же состоит косметика, то обнаружила в ее составе ненатуральные компоненты. Я стала изучать местный рынок, но оказалось, что у нас есть всего несколько совсем небольших производителей натуральной косметики по уходу. Тогда я и задумалась о том, чтобы открыть собственный бизнес со ставкой на натуральную косметику, состав которой был бы понятен потребителю.

У меня не было никакого профильного образования, так что открытие бизнеса по франшизе было хорошим вариантом. Через какое-то время мы вышли на английскую франшизу Bomb Cosmetics. Компания предлагала различные продукты для ванн: «бомбы», гели для душа и мыло ручной работы. Я тогда подумала, что такой бизнес – то, что мне нужно.

Мы провели небольшое исследование рынка производства натуральной косметики. Могу сказать, что эта ниша растет, но здесь пока мало крупных игроков. На деле оказывается, что у нас есть мелкие предприниматели или небольшие местные компании, которые делают, например, мыло ручной работы и продают свой товар через социальные сети. Понятное дело, что объем у таких компаний невелик, и, давайте будем честными, каким бы мастером по мыловарению ты ни был, очень сложно конкурировать с крупными производителями, которые обойдут тебя и по цене, и по количеству. Наиболее популярной компанией, которая бы занималась продажей примерно такой же продукции, была английская Lush, но у нас в стране она пока не так широко представлена. Это, кстати, был один из аргументов в пользу того, чтобы задействовать франшизу в Казахстане. 

Со второй попытки

Переговоры о покупке франшизы заняли чуть более трех месяцев. За это время мы обсуждали организационные вопросы, примерный объем закупки товара. Кроме того, кто-то из компании регулярно звонил мне в течение дня. Темы разговоров были отвлеченные, так что первое время меня это немого озадачивало. Как позже выяснилось, компании нужно было составить психологический портрет франчайзи. Дело в том, что несколько лет назад другой предприниматель уже пытался завести франшизу в Казахстан, но у него не получилось. Условия работы такие, что изначально компания дает время для работы без франшизы, а затем уже предлагает сотрудничество. Так что для меня такие звонки стали проверкой. Компания хотела понять, не брошу ли я все на половине пути.

Сложнее всего было найти средства на открытие. Изначально мы рассчитывали, что сумма будет меньше, но после переговоров стало ясно, что она увеличится как минимум в два раза, и мне придется брать кредит или даже занимать деньги у родственников. Первоначальная сумма, которую мы вложили, составляла примерно 7 млн тенге. Из-за того, что компания делает ставку на натуральность и экологичность продукции, у товара ограниченный срок годности. Хотя считается, что, например, у мыла достаточно длительный срок хранения, но мы уже не можем продавать его через полгода. Все потому что эфирные масла из него испаряются, и оно становится бесполезным.

Опять же, по условиям контракта, владелец должен каждые полгода обновлять и закупать товар как минимум на 5 млн тенге. При таком раскладе получается, что в год ты должен отдавать порядка 10 млн тенге только на продукцию. Такой оборот было не так легко поддерживать, ведь у нас, как и у любого бизнеса, есть сезонность. Как правило, пиковые периоды продаж наступают на праздники – 8 Марта и Новый год. Тяжелее всего приходится в летний период, когда все уезжают в отпуска. Так как часть средств были заемные, нам приходится до сих пор рассчитываться по кредитам, но радует то, что мы достаточно быстро окупились. Этот процесс занял около года.

Мне кажется, что у бизнеса по франшизе есть свои преимущества по сравнению с единичными концептами. У компании, которая продает свою франшизу, как правило, уже есть определенное видение того, как бизнес будет развиваться, и все подводные камни уже учтены. Тебе ведь все рассказывают и показывают, вплоть до того, как нужно раскладывать товар на полках, на каком этаже лучше открываться и сколько товара вообще нужно на первое время. Когда у тебя нет опыта в развитии бизнеса, нет готовых кейсов и примеров того, как нужно работать, без проблем не обойтись.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.