Как казахстанские турагентства используют диджитал-маркетинг
ФОТОГРАФ

habitissimo

26.03.2018 • 14:52 1989

Как казахстанские турагентства используют диджитал-маркетинг

Какие именно инструменты пользуются спросом на этом рынке

Туризм в Казахстане является одной из приоритетных сфер экономики, на которую государство возлагает большие надежды. Казахстанское правительство активно реализует проекты, нацеленные на развитие туризма: Универсиада-2017, ЭКСПО-2017, номинация на Олимпийские игры 2020 и др. Согласно данным Всемирного Совета по туризму и путешествиям (World Travel & Tourism Council, далее WTTC), Казахстан занимает 129-е место по доле туризма в ВВП страны. Так, по информации WTTC, за 2017 год доля туризма в Казахстане от ВВП составила 6,2% при денежном объеме в $7,9 млрд. А правительство тем временем строит амбициозные планы в течение пяти лет увеличить вклад отрасли в ВВП до 15%. Туризм также стал одним из важных направлений развития в государственной программе «Цифровой Казахстан», направленной на цифровизацию экономики страны. Иными словами, государство планирует активное внедрение цифровых технологий в сектор туризма, и важную роль в этом процессе должны сыграть главные игроки туристического рынка.

Однако пока доля онлайн-туризма в общем объеме туризма страны довольно низкая. В сфере выездного туризма при планировании поездок за рубеж туристы по-прежнему пользуются услугами турагентств и покупают турпакеты и горящие туры. А вот во внутреннем туризме ситуация поменялась кардинально. Внутренние туристы сами покупают онлайн авиа- и железнодорожные билеты. Кризис c «Гульнар тур», Travel System увеличил количество внутренних путешественников, пользующихся исключительно онлайн-сервисами для покупки билетов. Развитие сегмента онлайн-покупок в туризме привело к тому, что игроки рынка туризма в Казахстане разделились на 3 условные категории. Речь идет не об авиакомпаниях и отелях, а именно о турагентствах и онлайн-трэвел-сервисах.

Первая категория — это игроки сервиса онлайн-покупки авиа- и железнодорожных билетов. В этом сегменте можно выделить таких игроков как Chocotravel.com, Aviata.kz, Tickets.kz, Bestar.kz Santufei.com и др. С этим сегментом все понятно. Эти игроки интенсивно работают в интернете и соответственно активно используют все каналы диджитал-маркетинга. В этом сегменте уровень конкуренции довольно высокий. К примеру, недавно Aviata.kz и Chocotravel.com закрыли сделку по объединению сервисов онлайн-покупки авиа- и железнодорожных билетов. Оборот объединенной компании превысит 100 млн долларов. Два ведущих онлайн-игрока создали абсолютного лидера рынка онлайн-продаж билетов, почти в четыре раза превышающего показатели ближайшего конкурента.

Вторая категория — это туристические агентства, которые в той или иной степени используют инструменты диджитал-маркетинга. В этой категории степень использования диджитал-инструментов сильно варьируется. Часть компаний очень активно использует многочисленные digital-каналы привлечения целевого трафика, в то время как большинство ограничивает свое онлайн-продвижение рамками социальных сетей.

Третья категория — это большое количество маленьких туристических агентств, работающих исключительно офлайн. У этой категории есть своя традиционная клиентская база, на которой они держатся и не спешат выходить онлайн.

Это общая картина. А если посмотреть детально по каналам диджитал-маркетинга, то тут ситуация более пестрая. К примеру, в социальной сети Facebook, по данным Social Bakers, лидерами являются следующие турагентства: KazTour Kazakhstan (30 002 подписчика), Aviata.kz (12 206 подписчиков), Марина Трэвел (3651 подписчик), Premium Travel Company (3504 подписчика), International Travel Plus (3141 подписчик), Otrar Travel (1187 подписчиков), Интер-тур Астана (885 подписчиков). А вовлеченность подписчиков остается очень низкой, нет никаких интересных кейсов продвижения. В социальных сетях турагентства очень активно используют инфлюенс-маркетинг, организовывая поездки блогеров и лидеров мнения в разные страны.

Контекстной рекламой наиболее интенсивно пользуются такие туристские агентства как Natalie Tours, «Поедем», Today Travel, HT, Arcs Travel, Globotour, Poehalisnami, Altymade Travel. Эти же турагентства используют и чатботов на своих сайтах. Конкуренция в этом канале очень низкая, так как, по данным агентства Netpeak, в четвертом квартале 2017 года в Казахстане стоимость перехода через контекстную рекламу в поисковой сети Yandex составила 0.04- 0.36 доллара США (12,8−115,2 тенге), а в поисковой сети Google этот показатель равнялся 0.05−0.08 доллара США (16−25,6 тенге). Низкая стоимость клика в контекстной рекламе связана с тем, что казахстанские турагентства, несмотря на их огромное количество, не используют данный канал. Казахстанские турагентства используют более активно e-mail-маркетинг. И, как правило, массовые рассылки от турагентств попадают в спам, а показатели открытия писем очень низкие. Почтовые сервисы, как правило, определяют массовую рассылку от турагентств как спам.

Казахстанские турагентства используют в определенной мере и поисковую оптимизацию, но и тут преобладают те же турагентства, которые активно используют контекстную рекламу.

Получается, что туристические агентства в Казахстане не реализуют комплексную диджитал-стратегию, а используют один или два инструмента в зависимости от общего уровня развития компетенций в маркетинге. Комментируя уровень развития диджитал-маркетинга в туристической отрасли Казахстана, Дмитрий Юхневич, генеральный директор компании LINKPROFIT, считает, что ввиду невысокой прибыли турагентства не могут позволить себе инвестиции в диджитал-маркетинг и не развиваются в этом направлении. А онлайн-сервисы покупки билетов, которые изначально создавались в онлайн-пространстве, активно используют диджитал-инструменты, и разрыв между ними и традиционными турагентствами растет. «Онлайн-сервисы пока что продают только билеты, но когда они начнут также продавать зарубежные туры, горящие туры, не просто билеты, а полноценные туристические продукты, то существование традиционных турагентств окажется под большим вопросом», — полагает Дмитрий Юхневич.

По его мнению, поколение X и Y очень стремительно переключается на онлайн-туризм, а представители поколения Z, выросшие в эпоху социальных сетей, уже активно присоединяются к рядам сотрудников компаний, превращаются в платежеспособную часть населения, которое активно путешествует. Однако путешественники из поколения Z планируют свои поездки самостоятельно и покупают билеты также онлайн, без посредничества туристических агентств. Поэтому турагентствам, считает Дмитрий Юхневич, нужно стремительно осваивать инструменты диджитал-маркетинга, создавать сайты, генерировать трафик на свои сайты и продающие страницы, развивать СРА-маркетинг и продавать билеты и туры в онлайне. В центре диджитал-коммуникаций турагентств, по мнению Дмитрия Юхневича, должна стоять идея продажи туров/билетов онлайн, и турагентства должны научиться генерировать трафик на свои сайты через контекстную рекламу, социальные сети и СРА-сети. «Для турагентств, у которых нет большого бюджета на маркетинг, СРА-сети станут хорошим решением, так как помогут генерировать целевой трафик на их сайты при фиксированном бюджете», — говорит Дмитрий Юхневич.

По словам эксперта, в последнее время многие маркетинговые инструменты, связанные с использованием экстенсивных моделей развития и продвижения, такие как SEO, контекстная реклама, реклама с оплатой за показы, становятся очень дорогими и неэффективными, и бизнес нуждается в интенсивных подходах, связанных с повышением качества маркетинга, к которым относится CPA-модель.

Учитывая большой туристический потенциал Казахстана, Дмитрий Юхневич считает, что если казахстанские тургентства начнут активно развивать свои компетенции в диджитал-среде, то они смогут получить хорошую прибыль в будущем, а также внесут существенный вклад в государственный план по развитию и внедрению цифровых технологий в сектор туризма.

Руководитель филиала компании Action Global Communications на территории РК Тариель Джалаллы.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

туризм маректинг диджитал маркетинг Тариель Джалаллы

26.03.2018 • 14:52 1989

Поделиться
Как казахстанские турагентства используют диджитал-маркетинг
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus