Начинающий 28-летний изобретатель из Атырау Ержан Нурединов изобрел и запатентовал «умную зебру». Он уверен, что этот проект при его масштабировании поможет снизить смертность на дорогах Казахстана. В беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz Ержан Нурединов рассказал, в чем уникальность его «зебры» и какова ее стоимость.
«Идея придумать „умную зебру“ пришла ко мне летом 2017 года, когда около ЦОНа города Атырау на одном из пешеходных переходов произошла авария со смертельным исходом. Все произошло очень быстро, стоя в очереди в ЦОНе, я услышал свист тормозов, выбежав на улицу, понял, что произошла авария. На пешеходном переходе женщину сбила машина, к сожалению, насмерть. Именно после этой ситуации стал задумываться, что нужно что-то придумать, чтобы люди не погибали на дорогах», — рассказывает Ержан Нурединов.
Дело в том, рассказывает собеседник, что всем известная «зебра» в ночное время суток не видна многим водителям и пешеходов на ней также можно не заметить. К тому же разметка на дорогах в виде зебры очень быстро стирается, а зимой из-за снега «зебру» и вовсе заметает снегом.
«Главная дорожная проблема в Казахстане — это как раз высокая смертность на пешеходных переходах. Самое опасное время для пешеходов ночное, когда на пешеходных переходах многие из них незаметны, особенно в темной одежде. В отличие от большинства европейских стран в Казахстане пешеходные зебры, к сожалению, малоэффективны. По статистике, в Казахстане в 2016 году почти каждое второе ДТП (более 41%) было связано с наездом на пешеходов. При этом 30% погибших в ДТП — это пешеходы», — отмечает Ержан.
В беседе он подчеркивает, что стоимость одного изобретенного им пешеходного перехода оценивается в 400−500 тыс. тенге. «Но это цена без учета предупреждающих надписей с кнопкой для пешеходов. Обозначенная стоимость пешеходного перехода минимальна — на однополосную дорогу», — рассказывает Ержан.
Он уточняет, что в настоящее время для апробации его пешеходных переходов потребуется как минимум 3 млн тенге. «Этих средств будет достаточно для установки хотя бы семи „зебр“. Со своим проектом обращался в акимат Атырау, там сказали, что мой проект нужно апробировать. Глава smart city Атырау предложил установить мой вариант пешеходного перехода около одной из школ города. Но на первый образец „зебры“ нужны средства. Казахстанский дорожный научно-исследовательский институт также готов содействовать в реализации моего проекта. Институт готов написать рекомендательное письмо для акимов», — отмечает Ержан.
Собеседник уверен, что установка его «квадратной аркообразной зебры» снизит смертность на дорогах. Ержан подробнее рассказал о своем проекте.
«Концепт нашего пешеходного перехода заключается в дублировании рисунка зебры над проезжей частью в виде квадратной арки. Это решает сразу несколько проблем. Во-первых, пешеходы, оказавшиеся на переходе, освещаются. Верхнее освещение и надпись „Осторожно, пешеход!“ значительно повышают безопасность перехода, потому что водитель обратит на него внимание. Во-вторых, пешеходный переход становится виден на значительном расстоянии, что особенно актуально для загородных неосвещенных трасс, где появление пешеходов на дороге иногда оказывается полной неожиданностью для водителя. В-третьих, переход продолжает быть заметным, когда зимой стандартные „зебры“ бывают не видны», — рассказывает начинающий изобретатель.
Ержан предлагает, что снизу или сверху аркообразной зебры можно установить табло c красными светящимися буквами, написав «Осторожно, пешеход!» или «Осторожно, дети!» Таким образом, перед тем как перейти дорогу, пешеходы смогут предупредить о том, что они уже «в пути».
Около пешеходного перехода можно будет разместить специальные устройства с кнопками, нажав на которые загорится красный свет светофора, а также станет ярче надпись «Осторожно, пешеход!». Кстати, одна кнопка будет пониже — для детей, вторая повыше — для взрослых.
«Высота аркообразной зебры может быть разной, от 6 метров до 7 метров. Арку можно изготовить из металла, композиционных материалов, разместив сверху уличные светодиодные LED-лампы для освещения ночью. Белую часть аркообразной зебры можно сделать из светоотражающих полос (краска), чтобы зебру было видно еще лучше. За городом световая аркообразная зебра может быть установлена с использованием разрядных ламп или с помощью солнечных панелей и ветрогенераторов. Чтобы максимально обезопасить пешеходов рядом с аркообразной зеброй, с двух сторон можно разместить ограждения, чтобы пешеходы не выбегали на проезжую часть», — отмечает Ержан Нурединов.
Собеседник делится, что аналогов его изобретению в мире нет. Одновременно Ержан подчеркивает, что «умные» зебры есть, но они спроектированы не так, как его проект. «К примеру некоторые проекты пешеходных переходов основаны на том, что пешеходный переход по обе стороны обрамляется лазерными лучами. Аналогичные лазерные пешеходные переходы есть в Астане», — отметил собеседник.
Кстати, у Ержана в запасе около 15 изобретений в сфере зеленой экономики, по двум из них он уже получил патенты.
Для реализации такого социально значимого проекта, как «умные» пешеходные переходы, Ержан ищет партнеров, спонсоров, инвесторов и ждет поддержки со стороны государственных органов.