Имя 42-летней Гульнары Жолдыбаевой сегодня устойчиво ассоциируется с гибким камнем: руководимое ею предприятие стало первым казахстанским производителем этого относительно нового отделочного материала. Выпускаемый под собственным товарным знаком Ekam-Stone он прочно утвердился на потребительском рынке, а саму Гульнару в 2016 году признали лучшей женщиной-предпринимательницей ЮКО. И это притом что ее каменному бизнесу всего чуть больше трех лет. Бизнесвумен рассказала «Капитал.kz», как и почему стала заниматься «каменным» бизнесом.
До него Гульнара успела попробовать себя в разных сферах. Будучи студенткой Акмолинской госмедакадемии, она активно занималась общественной деятельностью, участвовала в создании молодежного парламента Астаны. Полученный тогда опыт работы с людьми, в том числе с бизнесменами, прохождение различных международных тренингов, работа с документацией, приобретенная уверенность позволили без особого труда начать собственное дело: в 2000 году она открыла фирму по оказанию риелторских услуг.
В 2004 году Гульнаре пришлось переехать в Шымкент, и здесь ее карьера началась фактически с нуля. Она работала программистом, администратором гостиницы и ресторана, затем в банковской сфере, где прошла путь от офис-менеджера до начальника отдела кредитования. Несколько лет трудилась в различных компаниях и также стремительно «росла». К примеру, в «Евросети» начинала с простого продавца и за четыре месяца продвинулась до руководящего звена. Последним местом наемного трудоустройства стала компания «Азия Связной», откуда в 2015 году она уволилась с должности коммерческого директора.
Гульнара уходила строить собственный бизнес, о чем мечтала давно. На тот момент она уже точно знала, чем будет заниматься: открывать собственное производство гибкого камня. Сама идея появилась в 2014 году на выставке в Москве, когда Гульнара случайно оказалась в павильоне стройматериалов у бутика с этим отделочным материалом. Он сразу понравился универсальностью, долговечностью, надежностью и простотой применения. «Этот вопрос был очень актуален для семьи, — вспоминает директор ТОО „Гибкий камень Ekam-stone“. — Мы строили дом и сами столкнулись с поиском строительных материалов: при достаточном их выборе на рынке хорошее было очень дорого, а экономичное — зачастую плохого качества. Гибкий камень российского производства оказался своего рода золотой серединой. С другой стороны, меня всегда привлекал именно бизнес в сфере стройматериалов из-за отсутствия у них срока годности».
Поняв, что это то, что она искала, Гульнара завела разговор о продаже технологии, буквально не отходя от бутика. На согласование этих вопросов ушло почти три месяца. Потом более полугода длилось ожидание одобрения банковского кредита. На первоначальном этапе в дело было вложено 4 млн тенге заемных и примерно столько же собственных средств. Угроза над еще не начавшимся бизнесом нависла через две недели после получения кредита: в августе 2015 года грянула девальвация. Обратного пути, когда дом стал залогом, закуплено оборудование, арендовано помещение и наняты люди, уже не было — оставалось только идти вперед.
«Да, было страшно, сложно, мы пережили жуткое безденежье, период долгов, — признается наша собеседница. — Но мне повезло, потому что определенный авторитет до этого я уже заработала. Так, поставщики шли навстречу и выдавали товары в рассрочку. Конечно, мы сами усердно трудились, постоянно двигались, не пропускали ни одной выставки, ни одной возможности презентовать свою продукцию».
«С момента запуска производства мы практически постоянно крутились как белка в колесе: вытащили деньги — вложили их, вытащили — вложили, — продолжила директор предприятия. — Заработанное вкладывали в увеличение количества станков, оборудование, расширение». Это позволило значительно увеличить ассортимент выпускаемого гибкого камня: сейчас в Ekam Stone производят 35 видов текстур этого продукта, тогда как начинали с 10. Кроме того, после камня были освоены другие виды продукции: бетонные изделия, гибкий клинкер, в конце прошлого года запустили цветной щебень. Всех их объединяет общая черта — долгий срок эксплуатации до 25 лет. Как с гордостью отметила глава компании, они являются единственными производителями в Казахстане гибкого клинкера, уникального Ekam-бетона, и гибкий камень они тоже начали делать в республике первыми.
За годы работы значительно выросли и объемы производства. Сегодня на предприятии производят 200 кв. метров гибкого камня в день, а в месяц — порядка 5 тыс. кв. метров, что в четыре раза выше первоначальной мощности. При этом максимальные возможности позволяют увеличить нынешнюю еще в два раза. Продукция реализуется по всему Казахстану, есть предложения и заинтересованность зарубежных покупателей.
В планах компании — наращивать объемы и рынки сбыта. «Основные бизнес-процессы мы уже прошли, — констатирует руководитель. — В ассортименте, думаю, мы достигли определенного потолка, продаем помимо основной продукции мелкий инструментарий, клеи
Оглядываясь назад, Гульнара дает советы начинающим предпринимательницам: «Сначала нужно понять, чем хотите заняться и чем это будет полезно для других. Если ваша услуга решает чьи-то проблемы, приносит какую-то пользу, бизнес пойдет. При составлении бизнес-планов лучше увеличить сумму затрат еще на 50%, чтобы быть готовым к форс-мажору. И еще один важный момент: экономьте сразу, а не когда прижмет. Но, самое главное, не бойтесь двигаться дальше».
Обращаясь в женский праздник к мужчинам, Гульнара как бизнес-леди и многодетная мама призывает их ценить своих женщин, учитывать многоплановую нагрузку, которую они несут на своих плечах. А самим бизнес-леди, как она считает, не стоит путать роль предпринимательницы с ролью матери, жены и мамы: они разные. При этом признает: специфика бизнеса, конечно, отражается на женщине — сама она за годы работы в стройбизнесе стала более жесткой и избавилась от розовых очков. «Сегодня очень много женщин, которые ведут бизнес в сферах, считавшихся прежде сугубо мужскими, это стало тихой нормой, — отметила Гульнара. — Когда нужно зарабатывать, женщина не думает, мужской это бизнес или женский, — она просто идет и делает. Вообще, бизнес не знает никакого рода — ни мужского, ни среднего, ни женского. Есть просто бизнес: либо ты умеешь его делать, либо нет».