С линии по сборке SsangYong Nomad на костанайском автозаводе сегодня сходят совсем другие автомобили. Корейский внедорожник не смог конкурировать с более бюджетными моделями.
Пазл не сошелся
Корейский внедорожник не прошел испытание кризисом, курсовыми скачками и инфляцией. На линии собрали лишь 480 автомобилей SsangYong Nomad. Но это не так уж мало, учитывая особенности проекта. Это была, по сути, первая попытка мелкоузловой сборки на костанайской площадке. Да и реализовывало идею молодое ТОО «СарыаркаАвтоПром», которое зарегистрировали буквально за год до начала реализации проекта. Впрочем, поддержка была мощная: лицензионное соглашение о запуске новой линии мелкоузловой сборки (CKD) казахстанских внедорожников южнокорейской марки SsangYong подписали президенты Казахстана и Кореи в 2011 году.
Официально проект запустили в 2013 году, и уже в 2014-м стартовала серийная сборка корейского внедорожника. За два года с линии сошло почти 500 автомобилей SsangYong Nomad.
В пресс-службе компании признали, что сложности возникли на самом начальном этапе, когда проект только запускали. У Казахстана не было опыта в производстве легковых автомобилей, тем более с применением современного оборудования. Ведь прежде на костанайский завод приходили так называемые машкомплекты, похожие на конструктор для самых маленьких: соединил четыре детали — и пазл готов. Тут же уровень сложности стал значительно выше: сварка и окраска требуют не только точного соблюдения технологии, но и определенных навыков и скорости работы. Уровень подготовки технического персонала нужно было серьезно подтянуть.
Неокончательное решение
Приостановка сборки SsangYong Nomad не заставила себя ждать. Решение приняли уже в 2016 году. Причин тому было несколько, и проблемы с технологией и кадрами нельзя назвать решающими.
В компании отметили, что главную роль сыграла ситуация на автомобильном рынке Казахстана, которая сложилась в этот период. Совпало сразу несколько факторов: падение цены на нефть, рост курса доллара и падение курса рубля. Как следствие, завозимые в Казахстан детали автомобиля подорожали, что повысило его конечную стоимость в два раза с 3,6 млн тенге. Плюс к этому падение рубля привело к массовому завозу авто из России и последующему обвалу казахстанского рынка.
По данным Ассоциации автомобильного бизнеса Казахстана, продажи авто упали в 2015-м со 163 до 97 тыс. в год, или на 40% в сравнении с 2014 годом. Лишь во втором полугодии 2017 года отечественный авторынок начал оживать. По итогам 2017-го рост производства только на костанайской площадке составил около 30%.
Еще одним аспектом, который заставил приостановить сборку корейского внедорожника, в компании назвали обновление модели, а именно кузова и базы автомобиля. В пресс-службе компании отметили, что для того чтобы продолжить сборку SsangYong Nomad, необходимо было модернизировать линию: заменить ложементы на линии сварки и перепрограммировать роботов сварки и окраски.
Именно эти факторы, как отмечают в компании, и заставили принять решение о приостановке сборки. Однако проект, в результате реализации которого в Костанае появилась линия по мелкоузловой сборке, не был напрасной тратой денег. Их, к слову, в 2013 году вложили немало — 2,4 млрд тенге.
Новые возможности
Сегодня ТОО «СарыаркаАвтоПром» ведет переговоры с корейскими партнерами: пытаются добиться снижения закупочной стоимости машинокомплектов, что приведет к автоматическому удешевлению готового автомобиля для казахстанцев.
«Производственная линия SsangYong Nomad уже модернизирована, — сказали в ТОО „СарыаркаАвтоПром“. — Установлена новая сварочная линия, модернизированы окрасочное и сборочное производства. Благодаря модернизации производственные линии стали универсальными. Сейчас на линии производят автомобили Peugeot и JAC».
По данным, озвученным в костанайском областном акимате при подведении итогов социально-экономического развития региона за 2017 год, на местной автоплощадке собрали 5377 автомобилей. И если разбивать эту цифру на бренды, то на линии SsangYong Nomad за прошлый год собрали 923 автомобиля JAC, 260 французских Peugeot и 28 автомобилей бренда SsangYong. Только сегодня речь идет уже о SsangYong New Action, который начали производить в прошлом году и планируют собирать до конца 2019-го.
Видно, что линия загружена далеко не на полную мощность. Ведь в проекте предполагалась сборка до 7,5 тыс. автомобилей в год. Однако на стороне производителей сильный аргумент: проект по монтажу, запуску и модернизации линии мелкоузловой сборки заложил прочную основу всего производства. У компании сегодня уже есть цеха по сварке, покраске и мелкоузловой сборке кузовов, обучен персонал. Да и саму систему производства отладили, равно как сбыт и сервис. В компании подчеркивают, что проект работает на увеличение локализации, а это одно из обязательств, которые взяли на себя казахстанские автопроизводители.
«Мы отказались от сборки SsangYong Nomad. Однако смогли привлечь крупнейшего инвестора в лице китайской государственной компании China National Vehicles Import & Export Corporation (СМС — ред.), — говорят в „Аллюр групп“, куда входит и костанайское ТОО „СарыаркаАвтоПром“. — Это сотрудничество позволит углубить локализацию производства, ускорить процесс внедрения новейших технологий. Будем производить современные автомобили на мощностях „СарыаркаАвтоПром“ с наименьшими затратами и еще большей эффективностью».
В качестве примера расширения модельного ряда в компании сказали, что ведут сертификацию SsangYong Tivoly и SsangYong REXTON Y400. Их сборку планируют начать уже в текущем году. И опять же сборку будут вести на линии, где первоначально собирали Nomad.
На что сделаны ставки?
Несмотря на поддержку на высочайшем уровне, решение по приостановке сборки в АО «ГК «Аллюр», которое является импортером и дистрибьютором SsangYong в Казахстане с 2003 года, принимали самостоятельно. К реализации не привлекали иностранных инвесторов, взяв кредит в Банке развития Казахстана. К слову, долг еще не вернули, но платят по графику. Хотя позднее для модернизации уже привлекли китайских инвесторов, о которых было сказано выше.
Как отметили в «Аллюр групп», политика компании направлена на производство автомобилей самых разных классов. Цена авто стартует в районе трех миллионов тенге. Яркий и успешный пример 2017 года — узбекский Ravon: за неполный год на костанайской площадке произвели 1180 автомобилей.
Возможно, именно эти успехи заставляют говорить о планах по сборке в 2018 году 10 тыс. автомобилей. Это почти в два раза больше, чем в 2017-м. Вот только вряд ли корейские авто будут в приоритете, ведь даже прошлый год показал, что ставку делают на «китайцев» и «узбеков». В любом случае свою роль сыграет не только ситуация на авторынке, но и программа льготного кредитования. Ведь в прошлом году свои лимиты по объемам кредитов перебрали все казахстанские автопроизводители. Костанайцы — почти на 20%.