Открыть под Карагандой мощный Центр водоплавающей птицы мечтают братья Валерий и Сергей Сергины, владельцы единственной в Казахстане птицефабрики гусиного направления «Возрождение XXI век». Центр задуман как кластер, объединяющий сотни мелких и средних хозяйств. Таким образом, будет реализована актуальная сейчас идея сельхозкооперации, благодаря чему рядовые сельчане по всей стране смогут стать партнерами предприятия, имеющего главное — отлаженные каналы реализации продукции.
Специалисты уверены, что потенциально сельское население имеет возможность зарабатывать больше городского. Главное, помочь выбрать верное направление приложения сил и создать систему сбыта. История с гусями — как раз про это.
Дело в том, что эта птица — сезонная. В мае в инкубаторах выводят практически невесомых гусят. Полгода длится откорм, и взрослые особи достигают веса 6−7 кг. В ноябре их забивают, чтобы успеть отправить в торговые сети к Рождеству. Все — цикл окончен, можно считать прибыль. Это не так уж сложно, ведь гусь требует минимального ухода, а практически все расходы — это корма, порядка 60 кг за весь период. По нынешним ценам, около 5000 тенге. Цена же килограмма мяса — от 1500 тенге. Вот и получается, что прибыль с каждой птицы составляет до 5000 тенге. При экономии на кормах — и того больше.
Братья Сергины занялись гусями в 2012 году именно после таких вот подсчетов. Купив на окраине села Уштобе (пригород Караганды) кусок земли, они обнаружили там руины 48 птичников. Выяснили, что когда-то тут работала мощнейшая птицефабрика. Идея возродить ее казалась заманчивой, но бизнес-планы пугали цифрами — например, проект по разведению бройлеров потянул на $20 млн. Прощупывали другие варианты, вплоть до кроликов. И в один прекрасный момент пришли к идее разведения гуся.
«Все решил случай, — рассказывает Сергей Сергин. — Мне позвонил друг и состыковал с бизнесменами, которые хотели взять наши птичники в аренду. Встретились, поговорили. Они рассказали, что возят из России яйцо гуся и продают тут. Наши птичники им не подошли, поскольку у нас не было коммуникаций — ни тепла, ни света, ни воды. Но мы сами уже задумались, а не заняться ли нам разведением гуся? Чем эта мысль так понравилась? Дело в том, что однажды мы для себя искали гуся на Новый год. Объехали все торговые центры, рынки — ничего приличного не нашли. В итоге взяли у частников какую-то маленькую, плохо откормленную птицу. И поразились, что такая ниша на рынке не занята».
Братья Сергины быстро проштудировали тему. Оказалось, гусь — очень выгодная при разведении птица. Ее нужно только первое время поднять, а потом она растет практически сама по себе. При наличии хорошего пастбища гуся можно вообще выпускать на свободный выпас, лишь подкармливая по вечерам. В сравнении с теми же курами не нужно никакого особенного оборудования. Даже отопления, поскольку благодаря своему пуху гусь спокойно переносит сильные морозы.
Прикинули бизнес-план и получили очень оптимистичный сценарий. И вскоре отправились за инкубационным яйцом в Россию, на племзавод в Курган. На выбор были три породы: шадринская, итальянская и губернаторская. Карагандинцы взяли яйца всех трех в количестве 20 тыс. штук, чтобы понять, какая птица лучше всего приживется в условиях Центрального Казахстана. Время показало, что лучшая для наших условий — губернаторская порода.
Яйца на месяц отдали на инкубацию, а за этот срок своими силами восстановили два птичника. Пробили скважину, провели электричество. Так и стартовал этот отчаянный бизнес-проект. Осенью забили 8 тыс. птиц, часть оставили на родительское стадо. Самый крупный гусь вырос до 8,5 кг!
В первый год работы гусиная ферма сдавала мясо в казахстанскую торговую сеть под брендом «Золотой гусь Сары-Арки». Но уже в 2013-м отправила первую пробную партию в 15 тонн в Россию.
А в 2014 году экспортные перспективы стали и вовсе заманчивыми: из-за продуктового эмбарго в отношении европейских производителей торговые сети РФ искали, чем заменить гуся из Венгрии. И вышли на братьев Сергиных. Качество мяса покупателей устроило, и вскоре казахстанские гуси появились в супермаркетах от Калининграда до Иркутска. Из общего объема в 70 тонн половина мяса осталась в Казахстане, а половина ушла в Россию. В 2015 году объем экспорта в Россию увеличился до 70 тонн.
Для самих карагандинских птичников стало сюрпризом то, что их «Золотой гусь» неожиданно стал почетным гостем… на венском балу, ежегодно в канун Нового года проводимом посольством Австрии в Москве. Оказалось, австрийские дипломаты годом ранее оценили вкус казахстанской птицы и в 2015-м решили сделать его главным блюдом праздничного стола.
Тем временем братья Сергины параллельно с производством мяса отрабатывали и другие направления гусиного бизнеса. Одно из них — продажа суточных гусят. Впервые этим они занялись весной 2013 года. И сразу вызвали ажиотаж у сельчан. Желающих купить птенцов, чтобы потом откормить их в своих хозяйствах, оказалось очень много. За сезон ферма продала 30 тыс. гусят. Покупатели были со всей Карагандинской области, а также из соседних регионов. Брали по 100, по 200 и больше гусят, чтобы открыть свои маленькие фермы. А почему бы и нет? 200 гусей по 5 кг — это тонна мяса! И это за полгода, с минимальными затратами. Такой прирост ни КРС, ни МРС не даст. На кормах можно экономить, когда есть пастбище. Если взрослый гусь в среднем съедает в сутки 330 граммов зерна, то когда ходит на выпас, подкормка снижается наполовину. Кроме того, зелень полезна с точки зрения наличия витаминов.
Идея создания Центра водоплавающей птицы стала развитием именно этого направления. «С таким принципом работы мы познакомились на примере Германии, — рассказывает Валерий Сергин. — Наш одноклассник работает на огромной фабрике, которая забивает индейку в промышленных объемах. Причем птицу туда везут с ферм в радиусе 2−3 тыс. километров. Прибыль делится пополам. Это выгодно и фабрике, и сельчанам. Мы хотим внедрить что-то подобное у нас. Продавать суточных гусят тем, кто готов их откармливать в течение 4−5 месяцев, предоставлять технологию откорма и обеспечивать кормами по льготным ценам. А осень они будут нам уже взрослых гусей привозить на убой. Таким образом, мы снижаем свои затраты на откорм, а сельчане решают вопрос сбыта, а также получают возможность начать собственное дело практически с нуля.
Информацию о планируемом проекте гусиная ферма по сельским районам нескольких областей страны распространила быстро. Перспективы заинтересовали партнеров самых разных масштабов — и тех, кто готов вырастить десяток гусей на личном подворье, и тех, кто имеет свободные помещения и может запустить туда несколько тысяч птиц. В телефоне — контакты нескольких сотен человек, готовых принимать участие в формировании кластера. Что касается сбыта, то тут проблем нет — Россия готова забирать любые объемы.
Вопрос — в финансировании. Проект центра мощностью в 500 тонн мяса в год оценен в 600 млн тенге. В эту сумму входит создание необходимой инфраструктуры — собственного инкубатора, забойного цеха с производительным оборудованием и прочего.
«Мы рассматривали разные варианты, — говорит Сергей Сергин. — Но кредит — не выход, нужны залоги, да и процентная ставка неподъемная. Оптимальным решением, видимо, станет привлечение партнера. У нас есть потенциальные инвесторы из той же Венгрии, где очень сильна отрасль по разведению водоплавающей птицы. Ведем переговоры и рассчитываем на успех».