USD
447.40₸
-1.490
EUR
477.55₸
-0.380
RUB
4.76₸
BRENT
87.61$
+0.160
BTC
63967.00$
+431.100

Нужны ли бизнес-приложения казахстанским компаниям?

Пустой рынок и туманные перспективы

Share
Share
Share
Tweet
Share
Нужны ли бизнес-приложения казахстанским компаниям?- Kapital.kz

Приложения из облака для бизнеса улучшают бизнес-процессы, экономят деньги и время сотрудников, делают работу более понятной и прозрачной, прежде всего, для самой компании. «Капитал.kz» на нескольких примерах выяснял тенденции в сегменте бизнес-приложений в Казахстане.

Тенденция 1: пустой рынок

Опрошенные «Капитал.kz» участники рынка свидетельствуют, что рынок облачных приложений в их сегментах практически пуст, а ближайшие конкуренты находятся в других странах.«В сегменте мобильных приложений для бухучета конкуренции вообще нет. Аналогов этой программы я не видел, — признался СЕО портала uchet.kz Максим Барышев. — В России, например, их точно нет. А вот спрос есть. Поэтому, если у меня получится развернуться на этом рынке, мы сможем продавать и в России».

«Рынок у нас достаточно дикий, конкуренция не развита, поэтому мы и развиваемся», —заверил гендиректор Relog Бауыржан Рустемов. Relog конкурирует в сегменте приложений для логистических компаний с зарубежными поставщиками (например, с российским Antor).

Тенденция 2: ориентация на средний и даже малый бизнес

Существующие программы для бухучета, по словам Максима Барышева, созданы для стационарных компьютеров и потому в большей степени сориентированы на средний и крупный бизнес.

«Для того чтобы идти в розницу, надо маленькую маржу собирать на большом количестве компаний.А я хочу помочь малому и среднему бизнесу развиваться, становиться бизнесом, потому что умею продавать большому количеству клиентов.Uсhet.kzсейчас разрабатывает приложение для бизнеса,и в большей степени оно будет интересно именно МСБ», — отметил он.

В Relog также признали, что большая часть клиентов компании — средний и малый бизнес.

Мнения участников рынка подтверждаются данными по мировому рынку приложений: по информации консалтинговой компании J’son&Partners (подготовила аналитический отчет «Инвестиционный потенциал российского ИТ-рынка» по заказу Московской фондовой биржи), облачная модель делает полнофункциональные системы автоматизации бизнес-процессов доступнее. По данным портала cio.ru, в США сектор МСБ тратит на облачные услуги $26 млрд в год — это половина от общего объема таких услуг в стране. А в Бразилии объем рынка облачных услуг выше российского вчетверо именно благодаря тому, что его использует малый бизнес.

Тенденция 3: использование облачных технологий для предоставления сервисов

Современные приложения работают из облака и потому не требуют установки на персональные компьютеры. Как следствие, приложение стоит гораздо дешевле. Как прогнозирует IDC (одна из крупнейших консультационных компаний в сфере IT), около двух третей в сегменте публичных облачных сервисов и средств инфраструктуры займут SaaS (softwareasaservice- программное обеспечение как услуга). Примерно половина его придется на бизнес-приложения. Поданным IDC,емкость рынка облачных сервисов и средств инфраструктуры в 2018 году достигнет $160 млрд, следовательно, на долю бизнес-приложений придется около $50−55 млрд.

В Казахстане компании, разрабатывающие бизнес-приложения, также предлагают облачные решения для своих клиентов.

Движение средств и бухгалтерская отчетность

Это приложение необходимо для того, чтобы информировать руководителя о финансовых действиях компании. «Например, заплатили компании деньги — и в приложении сразу же отображается информация об их поступлении. Оплатили налоги — и в приложении видно перечисление. Прямо в приложении будет собираться статистика и представляться в виде графиков: руководитель сможет увидеть, сколько денег он, например, заработал в прошлом месяце, а сколько — в нынешнем», — объяснил Максим Барышев. На основе полученной информации глава компании или ее собственник может принимать решения и трансформировать свой бизнес. Еще один вариант использования — получать оперативную информацию от подразделений компании (например, торговых точек) и отправлять ее в головной офис. Приложение формирует отчетность, но не дает доступ к финансовым потокам, они остаются защищенными.

Программа в отличие от существующих бухгалтерских пакетов, сориентированных на стационарные компьютеры,может устанавливаться на мобильные телефоны.

По оценкам Максима Барышева, в Казахстане сейчас действуют около 350 тыс. компаний. Из них работающих — 270 тыс. компаний (малых и средних — около 80%). Сюда добавляются более 1 млн индивидуальных предпринимателей. Таким образом, емкость рынка составляет 1,2−1,3 млн приложений, потому что даже индивидуальный предприниматель должен следить за движением средств. В деньгах емкость рынка приложений составляет около 13,2 млрд тенге ($41,25 млн) в год.Клиентежемесячнооплачиваетподписку за пользование сервисом. Минимальная маржинальность этого бизнеса, по расчетам бизнесмена, составляет 15%.

Разработку и запуск приложения Максим Барышев расценивает как новый виток развития своего бизнеса (выход на рынок автоматизированных решений) и диверсификацию рисков. Он не исключил, что сегмент консалтинговых услуг для бухгалтеров — основа его бизнеса — будет сокращаться, так как Правительство РК намерено менять налоговое законодательство не чаще, чем раз в полгода. Следовательно, количество запросов на обучение и консультации может сократиться.Для сравнения: в 2016 году в налоговое законодательство было внесено более 400 поправок — в среднем, больше одной поправки в день.

Бета-версию приложения Максим Барышев надеется запустить в апреле нынешнего года. Продвигать он планирует сначала среди существующих клиентов (12 тыс. подписчиков). «А затем, если приложение понравится, я буду надеяться на сарафанное радио: чтобы наши довольные клиенты советовали своим друзьям и знакомым», — предположил бизнесмен.

Логистика под присмотром

Система Relog оптимизирует логистику компаний, бизнес которых строится на распределении грузов по торговым точкам. Приложение, работающее из облака, просчитывает оптимальный маршрут, загрузку и время работы одной машины и в целом распределение грузов между машинами с учетом требований по времени доставки.

«Сейчас многие компании распределяют грузы по машинам и выстраивают маршруты вручную. Для этой задачи нанимаются люди, которые тратят по несколько часов в день на формирование загрузки, либо пользуются шаблонами. Далеко не всегда эти шаблоны действительно эффективны. А наша программа за 10−20 минут, делая за это время несколько миллионов операций, отыскивает оптимальный вариант. У человека физически нет времени, чтобы решить такую задачу оптимально», — объяснил Бауыржан Рустемов.

Благодаря оптимизации сокращается длина маршрутов и, как следствие, затраты на их обслуживание, уменьшаются простои водителей и потому — затраты на зарплаты.

Программа совмещается с любым ПО, обеспечивающим документацию по складу, и обменивается с ним данными по API-мосту. Благодаря такому взаимодействию сокращается время на взаимодействие с бухгалтером и складом, если часть заказа вернулась.

Емкость рынка для приложения Relog, по мнению Бауыржана Рустемова, составляет 10−20 тыс. дистрибьюторских компаний. Столь большая разница между крайними значениями объясняется включением или исключением самых мелких компаний. В число потенциальных клиентов также входят инкассаторские машины, автомобили сервисов доставки еды и товаров из интернет-магазинов.

Поскольку сервис работает из облака, компания продает приложение не только по Казахстану (около 80%) — продажи были в России, на Украине и в Беларуси, идут предварительные переговоры с клиентом из Саудовской Аравии. Для продвижения компания вкладывается в интернет-маркетинг, в частности, в Google Adwords, а с клиентами общается через Skype.

Закрепиться и продвинуться на рынке Relog помогает партнерство с ЕБРР. Банк компенсирует клиентам компании 50% цены услуги, но не больше 10 тыс. евро. Годовая подписка на приложение стоит от 6 млн тенге. Для небольших компаний возможна оплата «за объем выполненных работ», который зависит от объема перевозимых грузов. Цена услуги — примерно от 50 тыс. тенге в месяц. Срок соглашения не оговаривается: «Оно бессрочное», — заверил бизнесмен. По его словам, компания смогла пройти отбор, так как отвечала требованиям ЕБРР: в приложении есть инновационная составляющая (о нем были хорошие отзывы), она дает возможность достичь конкретных результатов. Ранее, в 2016 году, проект прошел этап акселерации в AlmatyTechGarden, его поддержали хедж-фонд "Асадель Капитал" и его управляющий партнер Маргулан Сейсембаев. Благодаря поддержке фонда компания смогла запустить вторую версию приложения.

Варианты развития на рынке

В целом в Казахстане сегмент мобильных приложений для бизнеса пока практически пустой — в том числе потому, что возможности для развития бизнеса в стране невелики. «Могу вспомнить еще Tiketon, который разработал мобильное приложение для своих клиентов — организаторов концертов, с помощью которых те проверяют билеты на свои мероприятия», — отметил президент «Ассоциации Казахстанского интернет-бизнеса и мобильной коммерции» Константин Горожанкин.

По его словам, в этом сегменте возможны два типа историй: уже существующий бизнес разрабатывает приложение как новый формат отношений с клиентами (история uchet.kz) либо сначала разрабатывает приложение и потом смотрит, как из него можно сделать бизнес. «Relog, насколько я знаю, еще не вышел на самоокупаемость», — пояснил господин Горожанкин.

Он скептически отнесся к предположению, что казахстанские компании смогут легко масштабировать бизнес мобильных приложений за рубежом: «На сегмент B-to-C регуляторы еще закрывают глаза, но в B-to-В сразу включается налоговое, валютное законодательство. Даже Яндекс. Такси и Uber открывали в Казахстане юрлица, чтобы иметь возможность заключать договора с местными партнерами. Перспективы мобильных приложений для бизнеса, которые можно будет скачивать в магазине приложений и дальше пользоваться без заключения договоров, по-видимому, пока туманны: «B-to-В сегмент все равно предполагает знакомство, переговоры и заключение договора. Вариант без этих этапов пока не знаю», — признался Константин Горожанкин.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.