2018 год: битва гостиничных звезд
АВТОР

06.02.2018 • 08:30 4161

2018 год: битва гостиничных звезд

Кто конкурирует с отелями и что предпочитают гости?

«Гостиничный бизнес так же, как и другие секторы экономики, подвергается сейчас влиянию мирового кризиса. Снижение покупательской способности и уменьшение объемов инвестиций в страну напрямую отражается на операционной деятельности гостиниц. В целом, нынешняя неопределенная ситуация на рынке не дает возможности точно прогнозировать дальнейшее развитие отрасли», — Светлана Мендеш, финансовый директор группы компаний Chagala, говорит о том, как гостиничный рынок Казахстана чувствовал себя в прошлом году.

В Астане, по ее словам, уровень развития рынка высок: здесь пятизвездочные отели могут на равных конкурировать с западными отелями такого класса, а завершившаяся в сентябре выставка «ЭКСПО-2017» стала самым мощным драйвером для развития рынка недвижимости в столице. «Другой вопрос, как отрасль будет работать без такого мощного потока туристов. Мы узнаем об этом в ближайшие два-три года», — считает собеседница.

В Алматы же, по ее мнению, достаточно сбалансированное предложение на гостиничные услуги, тем не менее отели премиального класса остаются лидерами как по своему количеству, так и по номерному фонду.

В регионах ситуация несколько иная. «Поскольку Chagala ведет свою деятельность в трех областях Западного Казахстана, мы сразу видим, как сильно рынки отличаются друг от друга. Например, в Уральске все еще нет „пятерок“, да и международные сети не торопятся покорять этот регион ввиду недостаточного развития городской инфраструктуры. В Актау же, наоборот, несмотря на перенасыщение объектов премиального размещения, продолжают открываться четырех и пятизвездочные отели. Что касается Атырау, то там развитие гостиничного бизнеса напрямую зависит от проектов на месторождениях Кашаган и Тенгиз», — делает зарисовку рынка Светлана Мендеш.

Кроме того, отмечает эксперт, гостиничный бизнес напрямую зависит от развития туристской отрасли. Государство предпринимает меры для развития туризма, для привлечения внимания к стране, но для получения результатов этих усилий требуется время.

Конференц-залы вызывают интерес

Шейхмус Есин, генеральный директор Crown Star (гостиница «Казахстан»), также говорит о последствиях глобального экономического кризиса — они сказались и на уровне спроса на гостиничные услуги в РК. «Надо отметить, что массовые мероприятия, проходящие в Казахстане в последние годы („ЭКСПО“, Универсиада и т. д.), повлияли на прирост туристического потока в страну в 2017 году. Также в нашей стране много иностранных инвестиций, что дает гостиничному бизнесу дополнительный трафик и увеличивает его. Казахстан после выставки EXPO-2017 стал известен практически во всем мире, в связи с этим в ближайшие несколько лет в Алматы планируется открытие несколько сетевых отелей», — отмечает собеседник.

В качестве одной из самых заметных тенденций на гостиничном рынке Шейхмус Есин называет увеличение трафика в конференц-залах в гостиницах и рост продаж именно в данном направлении. Это объясняется тем, что граждане Алматы стали очень часто посещать мастер-классы известных блогеров, писателей, психологов, которые проводятся в конференц-залах гостиниц.

Инвесторам интересны «быстрые» проекты

Прошлый год был богат на открытия: на рынке появились люксовые отели The Ritz-Carlton, Astana и St. Regis Hotels & Resorts Astana, а также множество других отелей пяти и четырех звезд, отмечает Светлана Мендеш.

«Гостиничный рынок в Казахстане развивается динамично, но не равномерно. Несмотря на то, что у Казахстана огромный потенциал для развития международного и регионального туризма, в стране процветает исключительно деловой туризм. В связи с этим основной прирост количества гостиниц происходит за счет пятизвездочных отелей и мировых сетей. Ввиду специфики бизнеса, в частности, необходимости значительных инвестиций и долгого срока окупаемости проектов, достаточно трудно найти партнеров для финансирования среди местных игроков», — комментирует эксперт.

Многие инвесторы, по ее словам, заинтересованы в «быстрых» проектах с коротким сроком возврата вложенных инвестиций. Объем инвестиций напрямую зависит от категории гостиницы и номерного фонда в любом регионе. «Например, говоря условно, хостел с 10 спальными местами может окупиться в течение нескольких месяцев, а гостиничный комплекс на 200 номеров — в течение нескольких лет», — говорит спикер.

Шейхмус Есин отмечает, что инвестиции в гостиничный бизнес, безусловно, долгосрочные. Для того чтобы выйти на финишную прямую окупаемости, необходимо 10−20 лет — для отелей четырех и пяти звезд. Гостиницы в низком ценовом сегменте могут выйти на окупаемость уже через 7−10 лет.

Цены сохраняют стабильность

Оба собеседника «Капитал.kz» говорят о стабильности цен на номера в гостиницах в Казахстане. Шейхмус Есин так характеризует ситуацию: «Стоимость проживания в казахстанских гостиницах за последние несколько лет практически не изменилась, колебания в ценах продаж номерного фонда минимальны и незначительны, даже наблюдается тенденция снижения цен за проживание в отелях».

Светлана Мендеш соглашается с такой характеристикой: «В среднем цены на проживание в отелях страны остаются стабильными». Она приводит данные из официальных источников: за 2017 год стоимость проживания увеличилась всего на 4,4% по сравнению с предыдущим годом, при этом годовая инфляция за этот же период составила 7,1%.

«В некоторых регионах наблюдается понижение цен. Это связано либо с ростом конкуренции, либо с отсутствием должного спроса. В то же время в Астане за последний год цены повысились в среднем на 26,6%», — комментирует эксперт.

Бренд становится менее важным

Светлана Мендеш считает, что больших скачков на рынке гостиничного хозяйства в этом году не предвидится. «Учитывая стоимость краткосрочной аренды квартир, частный сектор продолжит конкурировать с отелями. Что касается тенденций, мы видим, что такой продукт, как апарт-отели и апартаменты с обслуживанием, пользуется все большим спросом в соседних странах, например, в России и Украине. Предполагаем, что эта тенденция будет набирать обороты и в Казахстане», — говорит собеседница.

Проведение EXPO дало дополнительный толчок развитию внутреннего туризма, что может обеспечить хостелы и бюджетные отели определенной долей рынка, продолжает финансовый директор группы компаний Chagala.

В то же время командированные бизнесмены или корпоративные группы, по ее словам, легче относятся к более высокой стоимости номеров и дорогим блюдам в гостиничных ресторанах, поэтому их предпочтения останутся за «пятеркой» и отелями крупных брендов. «Тем не менее, следует отметить, что в последнее время такой сегмент туристов уже менее ориентирован на бренд», — отмечает спикер. Она объясняет это тем, что корпоративный сегмент, став более разборчивым и руководствуясь программами по экономии затрат, выбирает отель для проживания больше по соотношению «цена-качество», нежели по бренду мировой сети. «Гибкость при выборе гостиницы позволяет отелям категории „3−4 звезды“ конкурировать с пятизвездочными отелями. Такая тенденция может помочь местным игрокам укрепиться на рынке», — считает Светлана Мендеш.

Шейхмус Есин также прогнозирует снижение цен на проживание в гостиницах — как один из вариантов, и снижение, по мнению спикера, может составить 5−10%. Второй вариант — стоимость проживания в казахстанских гостиницах останется прежней.

«Конкуренция на рынке высока, и гости отдают предпочтение тем отелям, которые предлагают интересные цены при очень высоком уровне сервиса и полном пакете услуг. Именно упор на повышение качества сервиса и уровня обслуживания будет тенденцией 2018 года», — заключает генеральный директор Crown Star.

«Персоны Капитала». Истории успешных бизнесменов. Известные имена и лучшие бизнес-идеи. Подписывайтесь на нас здесь.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

отели гостиничный бизнес отельеры

06.02.2018 • 08:30 4161

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
2018 год: битва гостиничных звезд
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика