Китайские стартапы поймали волну успеха

Как поверить в единорога и привлечь крупные инвестиции?

5913

В шотландских сказках можно встретить упоминание мифического существа — белой лошади с рогом, символа духовной чистоты — единорога. Очень скоро изображение этого животного стало использоваться в геральдике страны, а также на щите королевского герба Великобритании. Красивая легенда о когда-то существовавшей белой лошади с рогом так и осталась бы легендой, если бы не технологические компании. Сразу после появления стартапов, чья капитализация перешагнула порог в $1 млрд, инвесторам понадобился термин, определяющий такие компании на рынке. Единороги подходили сюда больше остальных, ведь $1 млрд — фантастическая оценка для молодого стартапа. Отсюда и название. Стремительный взлет таких компаний, как Uber, дал возможность остальным надеяться, что и они смогут пройти по проторенной дорожке и привлечь крупные инвестиции. «Капитал.kz» рассказывает, соответствуют ли стартапы той шумихе, которую вокруг себя создают, и где находятся те самые заповедные территории обитания «единорогов».

Где живут «единороги»?

Большую долю от огромного пирога компаний-«единорогов» делят между собой США и Китай. Хотя почти половина из них «обитает» на рынке Штатов, Поднебесная старается не отставать. Если взглянуть на рейтинг таких компаний за прошедший год, то в топе окажутся как раз стартапы из КНР: на пять первых позиций приходится четыре компании из Китая и одна из США. По данным отчета CB Insights, с начала 2017 года более 40 международных стартапов достигли статуса «единорога», из них на китайские пришлось около 15.

О растущем влиянии компаний из Китая свидетельствует и отчет McKinsey. Аналитики считают, что одна треть «единорогов» в мире приходится именно на эту страну. Это в свою очередь означает, что стартапы из Поднебесной генерируют около 43% от общего объема стоимости компаний из данной категории. Желание Китая доминировать на рынке сложно переоценить.

Электронная коммерция и онлайн-рынок – вот основная стезя китайских «единорогов». По словам Уильяма Альтмана, аналитика CB Insights Intelligence, оценка стоимости «единорогов» зависит от увеличения размера среднего класса, который все больше склонен покупать товары через интернет и пользоваться онлайн-услугами.

«Рост активности по инвестированию средств в «единорогов» положительно сказывается на оценке компании, которая в свою очередь гарантирует больший размер инвестиций», – говорит спикер в материале для Wired.

Что касается США, то эта страна по-прежнему сохраняет первое место по количеству «единорогов», а именно 32 компании за прошлый год. Но Китай не унимается. За тот же период в этой стране было взращено 18 «единорогов».

В целом картина по мифическим животным выглядит так: за прошлый год на мировом рынке появилось 57 новых «единорогов» с капитализацией в $1 млрд и более. В сумме общая капитализация этих компаний составляет $116,5 млрд. Такую статистику приводят в Pitch Book. Для сравнения: годом ранее компанию сказочных существ пополнило всего 43 новых «единорога». Однако пик рождения стартапов пришелся на 2015 год. Тогда на рынке появилось более 80 новых компаний.

Мифические единороги и низкорослые пони

Причиной роста компаний-«единорогов» можно считать увеличение внимания венчурных инвесторов к технологической сфере. Желание работать по старинке постепенно угасает, а на место рабочих лошадок приходят мифические существа из сказок, сулящие доходность, словно из рога изобилия.Поддержка новорожденных «единорогов» выглядит привлекательной перспективой и здесь неважно, какой суммой инвестор готов поддержать компанию, а то и вовсе купить «животное» с «рогами и копытами». Когда фронтмен ирландской группы U2 Боно купил крохотную часть акций социальной сети Facebook (компания позже станет именоваться «суперединорогом»), то на выходе он в партнерстве с инвесторами заработал $1,4 млрд.

Для самого стартапа достижение внушительной оценки в $1 млрд и магическое превращение в «единорога» является важной вехой, ведь на привлеченные средства можно просуществовать несколько лет. Но, как показывает практика, среди всего этого «стада» могут затесаться ненастоящие «единороги». С накладным рогом и игрушечной мишурой на шее – такие компании стремятся попасть в пул «единорогов» и привлечь инвесторов.

Одним из примеров можно считать Palantir – компанию, которая, по некоторым оценкам, сейчас стоит $20 млрд. Как оказалось, долгосрочные контракты американского стартапа и его реальные доходы сильно разнятся. Например, в 2015 году этот «единорог» сообщал, что заключил контракты на сумму в $1,7 млрд, но на деле оказалось, что сумма сильно преувеличена и составляет всего $420 млн. Такие данные приводит в своем материале BuzzFeed. Это как раз тот вариант, когда магия и волшебный флер рассеиваются, и компания плавно превращается из мифического животного в низкорослого пони. Другими словами, успех многообещающего стартапа не обязательно является гарантией будущего успеха. Кроме того, достичь капитализации в $1 млрд стало распространенной практикой, и это как раз скорее настораживает, чем вызывает доверие. Тем не менее примеры удачных вложений в компании-«единороги» кажутся инвесторам заманчивее, чем работа на перспективу и вложение в долгоиграющего и неповоротливого гиганта. Угадать, кто станет новым Uber, выглядит куда интересней. 

Parallax photo

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.