abr: руководство к действию, как сформировать команду
Концепт влияет на подбор персонала
Можно много и долго говорить о новом формате или нише для заведения, удачной инфраструктуре или необычном концепте, но все в итоге сводится к людям. Конечно, интерьер или кухня создают особую обстановку заведения, но главной задачей людей остается вдохнуть в него жизнь. Они должны поддерживать общую атмосферу, передавать ее гостям, ведь именно эта составляющая влияет как на гостей, так и на тех, кто в нем работает. В рамках совместного проекта ресторанной компании abr и центра деловой информации Капитал.kz «abr: руководство к действию» территориальный директор Del Papa Светлана Сухопарова рассказала о том, как сформировать команду, правильно подобрать персонал и почему главное в ресторане это всегда люди.
КАК КОНЦЕПТ ВЛИЯЕТ НА ПОДБОР ПЕРСОНАЛА. В прошлом году у нас стартовал проект под названием «Гастротуры». Мне кажется, что это очень мощный инструмент для понимания того, в какой сфере ты работаешь и что ты должен нести людям, а также какой сервис должен быть в идеале. Например, ребята из грузинского ресторана «Дареджани» побывали в Грузии, мы поехали в Италию. Благодаря этому нам удалось прочувствовать энергетику этой страны и людей, которые в ней живут. Мы смогли ближе познакомиться с итальянскими ценностями и тем, как эта нация проводит свой досуг. Все это вкупе дает тебе стопроцентное понимание того, каких людей мы ищем, что мы можем им дать и получить от них же. Когда мы говорим об итальянцах, то всегда говорим о радушии, открытости и теплоте этого народа. В моем понимании итальянцы более экспрессивные и эмоциональные, в то время как у грузин более концентрированная энергетика. Когда ты приезжаешь в тот или иной регион, ты смотришь и понимаешь, как у них обстоят дела. Так что ты возвращаешься и можешь передать это понимание для своих сотрудников. Нашим главным инструментом по-прежнему остается общение. Мы стали меняться внешне. Например, в ресторане Del Papa мы полностью поменяли униформу и сделали ее более концептуальной. Сделано это для того, чтобы сотрудники, облачившись в нее, могли себя почувствовать, как будто они находятся в Италии. Конечно, у нас не было цели все скопировать и перенести все эти детали в наши рестораны. Кардинально менять в людях их настрой, заряжать их эмоциям. Не могу сказать, что мы стали менять самих людей, скорее это уже больше в плане воспитания. Кардинально мы поменяли то, что у нас появилось радио на итальянском языке. Многих это мотивирует на изучение итальянского языка.
ИДЕАЛЬНЫЙ СЕРВИС. Работая в этой
отрасли уже более шестнадцати лет, я все
больше убеждаюсь, что ресторан это живой
организм. Все потому, что прежде всего ресторан - это люди. Если вы выйдете из
заведения и в нем не окажется ни единой
души, то оно будет просто мертво. Люди,
которые работают в заведении, наполняют
место своей энергетикой, атмосферой
и внутренней силой через понимание
продукта. Как раз такие люди отдают свой
эмоциональный опыт тем, кто приходит к
нам в заведения. Гостеприимство всегда
было и остается одной из наших главных
целей.
Я всегда говорю, что одно и то же блюдо
можно поесть в разных местах: как дома,
так и в ресторане. Дело в том, что гость,
помимо того, что он приходит за едой,
приходит и за эмоциями. Официант - это
очень важный человек, который транслирует
то, что готовится на кухне, и делает это
очень правильно и искусно. Он может по-разному транслировать свое мнение: что-то
может нравиться, что-то нет, так что то, как
ты это преподнес, рассказал и подал, будет
влиять на конечный выбор клиента.
Прежде всего мы смотрим на качества
человека, его способности, его желание
работать именно у нас. Исходя из этих
критериев, мы принимаем его в команду.
У нас работают люди, которые любят
и уважают окружающих. У человека
изначально должна быть такая цель.
Он должен хотеть развиваться, быть
настроенным на карьерный рост. Если ты
хочешь добиться успеха в сфере торговли,
то надо обязательно любить людей,
надо с ними разговаривать, понимать их
потребности, чувствовать, что именно лучше
предложить, чтобы решить его конкретную
проблему. Хотеть общаться, уметь найти
подход к любому человеку. Без этого ничего
не получится.
ПОДГОТОВКА КАДРОВ. Мне нравится, что внутри компании у
сотрудников есть возможность перехода из
одной концепции в другую. Возможность
выбора - это ведь всегда хорошо. Перед
некоторыми сотрудниками встает проблема,
куда же все-таки пойти, но нужно понимать,
что у каждого ресторана оригинальная
концепция и все они занимают абсолютно
разные ниши. Никакой конкуренции между
ними нет. Хотя иногда мы не сразу можем
определиться с тем, для какого концепта
сотрудник подходит больше. При найме сотрудников и их распределении между
ресторанами у нас часто возникают споры
о том, для какого формата человек лучше
подходит. Кто-то может сказать: «Вот этот
кандидат лучше подходит для «Дареджани»,
а второй возразит: «Нет, он идеален для Del
Papa». Думаю, что распределение больше
идет за счет интуиции.
Бывает так, что когда человек только
приходит к нам на работу, мы спрашиваем
его о том, что он любит есть. Если он
отвечает, что любит выпить пива и закусить
все это хрустящими куриными ножками,
то ему лучше работать в «Бочонке», если
человек любит специи и мясо, то ему будет
ближе концепция «Дареджани». По душе
вино и макароны? Значит, однозначно Del
Papa. Так как сотрудники проводят большую
часть времени на работе, нам хотелось бы,
чтобы им нравилось то, что они делают и с
чем работают. Когда сотрудник понимает,
что ему некомфортно работать в нашем
формате, не в своей тарелке, то он может
принять решение сменить концепцию. Очень
важным для нас сейчас является воспитание
своих управленцев и подготовка своего
кадрового резерва. В компании много
внутренних талантов.
МОТИВАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ Сейчас мы нацелены больше на адаптацию, чем на набор сотрудников извне. Специально для этого у нас запустился проект Self-learning company, менеджером которого является один из наших директоров. Когда к нам приходит новый сотрудник, как правило, мы предлагаем ему позиции линейного персонала. Делается это для того, чтобы человек мог прийти и прочувствовать нашу культуру, а также понять, что для нас основной ценностью является развитие. Проблема в том, что если человек сразу приходит на позицию управленца, то ему приходится долго адаптироваться и привыкать к формату. Другое дело, когда у тебя уже есть определенный багаж знаний и опыт. Тогда весь процесс происходит быстрей. Конечно, этот же метод может немного отодвигать нас от проложенной дорожки и того опыта, который выстраивался не один год. Могу сказать, что на сегодняшний день девяносто девять процентов людей в наших заведениях являются выращенными сотрудниками.
Вообще, у нас есть
очень много историй, когда сотрудник
пришел на позицию официанта, потом
стал менеджером, а поработав еще какое-
то время, дорос до должности директора.
Это такой показательный пример, который
очень хорошо мотивирует остальных,
ведь для нас в первую очередь очень
важен сотрудник, который работает
внутри компании. Мы всегда ему поможем
адаптироваться и понять, чего он хочет
достичь в дальнейшем. Все это необходимо
для того, чтобы у сотрудников был очень
качественный рост. Как правило, на новые
должности идут наши собственные кадры,
поэтому способный сотрудник может
сделать в заведении хорошую карьеру.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.