В 2016-м в Казахстане появилось 10 отечественных франшиз, в 2017 году — 17. И это только аккредитованных, то есть тех, которые привели документы в соответствующий вид, вошли в реестр и стали членами Казахстанской ассоциации франчайзинга KazFranch (КАФ). «А сколько есть незарегистрированных или псевдофраншиз, которые работают по интуиции!» — говорит Адемы Досжанова, вице-президент, соучредитель КАФ. «Капитал.kz» поинтересовался у нее, как происходит процесс создания франшиз в Казахстане.
«Всем широко известно, что бизнес можно создавать, развивать и продавать. Все три вида предпринимательской деятельности можно объединить следующим глаголом — „франчайзировать“, это возможность быстрого и качественного развития бизнеса», — говорит она.
Три основные причины, по которым предприниматели решают заняться франшизой: отсутствие времени, кадров, средств для развития в других регионах.
«Франчайзировать свой бизнес особенно привлекательно во время кризиса, так как собственные средства компании уходят на поддержание операционной деятельности предприятия, а на развитие средств не остается», — подсказывает вице-президент КАФ.
Но осознанно и ответственно могут прийти к этому решению только те компании, у которых реально работающий рентабельный бизнес, уникальная технология, более или менее известная торговая марка, возможность рекламной и технологической поддержки партнера, в общем, совершенная система, готовая к клонированию.
«Обычно процесс создания казахстанской франшизы начинается с обращения потенциального франчайзера в нашу компанию за услугой по упаковке франшизы, то есть разработки франчайзингового пакета», — рассказывает Адемы Досжанова.
В каждом случае цена услуг «дочки» КАФ, которая «упаковывает» франшизу, индивидуальна, в зависимости от произведенного анализа документов, имеющихся на предприятии, и желаний клиента. Варьируется она от 100 тыс. до 2 млн тенге. Срок исполнения также зависит от объема работы и может составить от 1 месяца до 1 года.
Франчайзинговый пакет включает стратегию развития, руководство по операционной деятельности и инструкцию запуска, финансово-экономическое обоснование, книгу корпоративного стиля (бренд-бук), договорную базу, создание и внедрение в практику модели управления отдельными франчайзи и сетью.
На выходе правообладатель получает готовый продукт, а также действующий механизм управления сетью и стартовый набор маркетинговых инструментов по продвижению франшизы.
Среди отечественных франчайзеров можно отметить такие активные компании, как сети кофеен-кондитерских «Кренделия», Coofee Boom, стрит-фуд Red Dragon, образовательная академия «Жас Кеменгер», «Исма», медицинская компания «Сункар», бренд детской одежды Mimioriki.
Всего на рынке действуют около 50 успешных отечественных франшиз в разных сферах, но наибольшее их число — в сфере общественного питания, образовательных и других услуг. «Хотелось бы увидеть новых игроков в сфере производства и сельского хозяйства», — говорит Адемы Досжанова.
Многие казахстанские бренды имеют потенциал для выхода на международный рынок. Адемы Досжанова пока не раскрывает конфиденциальную информацию о брендах, которые на стадии завершения переговоров и выхода за границу. «Но точно могу сказать, что такие франчайзинговые системы, как Red Dragon, „Исма“, „Айкуне“, Tez и еще несколько франшиз, уже имеют своих иностранных франчайзи», — отмечает она.
По ее словам, за весь период развития национального франчайзинга, а он довольно короткий, всего 3−4 компании отказались от такой бизнес-модели после запуска или не получают ожидаемых результатов. Как правило, это происходит из-за неправильных бизнес-решений, нежелания обучаться и развиваться (мы все знаем и не учите нас).
«Лучше я создам франшизу, как я ее понимаю, и начну ее продавать — а там посмотрим», — такой подход не работает, уверена Адемы Досжанова.
Если же, несмотря ни на что, была создана франшиза, то правообладатель думает, что после создания странички на сайте «франчайзинг» инвесторы выстроятся к нему в очередь. «Увы, реалии таковы, что надо донести свое предложение инвестору», — предостерегает она.
Еще один подводный камень: по-прежнему многие франчайзи предпочитают западные франшизы отечественным. Да, зачастую их бизнес-модели хорошо отработаны. Но не в Казахстане. «Например, инвестор поверил в то, что французский бренд лучше, чем отечественный. Купил франшизу, получил эксклюзив на всю территорию страны и безумно обрадовался таким привилегиям. Когда началась реальная работа, то французы, не зная местных реалий, выбрали для открытия третий этаж торгового центра в центре столицы. Как оказалось, с минимальным трафиком покупателей. Франчайзи три года пытался выживать. В результате негатив у всех: и у франчайзера, и у франчайзи. На этой невеселой ноте все и разошлись», — рассказывает вице-президент КАФ.
А, работая с национальным брендом, помимо знания местного рынка, не надо решать вопросы с таможней, нет проблем с задержками поставок и логистикой. В ряд приоритетных направлений франчайзинга и государство готово инвестировать, например, в производство и в легкую промышленность.
«Поэтому, если у вас есть небольшой работающий бизнес, сеть хотя бы из 2−3 протестированных объектов, смело начинайте его „франчайзировать“. А мы в этом поможем», — предлагает Адемы Досжанова.