Как создаются казахстанские франшизы?
АВТОР

21.11.2017 • 09:00 3086

Франшиза

Как создаются казахстанские франшизы?

Вице-президент КАФ Адемы Досжанова рассказала о том, почему франчайзировать бизнес нужно во время кризиса

В 2016-м в Казахстане появилось 10 отечественных франшиз, в 2017 году — 17. И это только аккредитованных, то есть тех, которые привели документы в соответствующий вид, вошли в реестр и стали членами Казахстанской ассоциации франчайзинга KazFranch (КАФ). «А сколько есть незарегистрированных или псевдофраншиз, которые работают по интуиции!» — говорит Адемы Досжанова, вице-президент, соучредитель КАФ. «Капитал.kz» поинтересовался у нее, как происходит процесс создания франшиз в Казахстане.

«Всем широко известно, что бизнес можно создавать, развивать и продавать. Все три вида предпринимательской деятельности можно объединить следующим глаголом — „франчайзировать“, это возможность быстрого и качественного развития бизнеса», — говорит она.

Три основные причины, по которым предприниматели решают заняться франшизой: отсутствие времени, кадров, средств для развития в других регионах.

«Франчайзировать свой бизнес особенно привлекательно во время кризиса, так как собственные средства компании уходят на поддержание операционной деятельности предприятия, а на развитие средств не остается», — подсказывает вице-президент КАФ.

Но осознанно и ответственно могут прийти к этому решению только те компании, у которых реально работающий рентабельный бизнес, уникальная технология, более или менее известная торговая марка, возможность рекламной и технологической поддержки партнера, в общем, совершенная система, готовая к клонированию.

«Обычно процесс создания казахстанской франшизы начинается с обращения потенциального франчайзера в нашу компанию за услугой по упаковке франшизы, то есть разработки франчайзингового пакета», — рассказывает Адемы Досжанова.

В каждом случае цена услуг «дочки» КАФ, которая «упаковывает» франшизу, индивидуальна, в зависимости от произведенного анализа документов, имеющихся на предприятии, и желаний клиента. Варьируется она от 100 тыс. до 2 млн тенге. Срок исполнения также зависит от объема работы и может составить от 1 месяца до 1 года.

Франчайзинговый пакет включает стратегию развития, руководство по операционной деятельности и инструкцию запуска, финансово-экономическое обоснование, книгу корпоративного стиля (бренд-бук), договорную базу, создание и внедрение в практику модели управления отдельными франчайзи и сетью.

На выходе правообладатель получает готовый продукт, а также действующий механизм управления сетью и стартовый набор маркетинговых инструментов по продвижению франшизы.

Среди отечественных франчайзеров можно отметить такие активные компании, как сети кофеен-кондитерских «Кренделия», Coofee Boom, стрит-фуд Red Dragon, образовательная академия «Жас Кеменгер», «Исма», медицинская компания «Сункар», бренд детской одежды Mimioriki.

Всего на рынке действуют около 50 успешных отечественных франшиз в разных сферах, но наибольшее их число — в сфере общественного питания, образовательных и других услуг. «Хотелось бы увидеть новых игроков в сфере производства и сельского хозяйства», — говорит Адемы Досжанова.

Многие казахстанские бренды имеют потенциал для выхода на международный рынок. Адемы Досжанова пока не раскрывает конфиденциальную информацию о брендах, которые на стадии завершения переговоров и выхода за границу. «Но точно могу сказать, что такие франчайзинговые системы, как Red Dragon, „Исма“, „Айкуне“, Tez и еще несколько франшиз, уже имеют своих иностранных франчайзи», — отмечает она.

По ее словам, за весь период развития национального франчайзинга, а он довольно короткий, всего 3−4 компании отказались от такой бизнес-модели после запуска или не получают ожидаемых результатов. Как правило, это происходит из-за неправильных бизнес-решений, нежелания обучаться и развиваться (мы все знаем и не учите нас).

«Лучше я создам франшизу, как я ее понимаю, и начну ее продавать — а там посмотрим», — такой подход не работает, уверена Адемы Досжанова.

Если же, несмотря ни на что, была создана франшиза, то правообладатель думает, что после создания странички на сайте «франчайзинг» инвесторы выстроятся к нему в очередь. «Увы, реалии таковы, что надо донести свое предложение инвестору», — предостерегает она.

Еще один подводный камень: по-прежнему многие франчайзи предпочитают западные франшизы отечественным. Да, зачастую их бизнес-модели хорошо отработаны. Но не в Казахстане. «Например, инвестор поверил в то, что французский бренд лучше, чем отечественный. Купил франшизу, получил эксклюзив на всю территорию страны и безумно обрадовался таким привилегиям. Когда началась реальная работа, то французы, не зная местных реалий, выбрали для открытия третий этаж торгового центра в центре столицы. Как оказалось, с минимальным трафиком покупателей. Франчайзи три года пытался выживать. В результате негатив у всех: и у франчайзера, и у франчайзи. На этой невеселой ноте все и разошлись», — рассказывает вице-президент КАФ.

А, работая с национальным брендом, помимо знания местного рынка, не надо решать вопросы с таможней, нет проблем с задержками поставок и логистикой. В ряд приоритетных направлений франчайзинга и государство готово инвестировать, например, в производство и в легкую промышленность.

«Поэтому, если у вас есть небольшой работающий бизнес, сеть хотя бы из 2−3 протестированных объектов, смело начинайте его „франчайзировать“. А мы в этом поможем», — предлагает Адемы Досжанова.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

франшизы РК

21.11.2017 • 09:00 3086

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Как создаются казахстанские франшизы?
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика