Сериал «Абзал жан», снятый по франшизе украинского сериала «Женский доктор», прошел на телеканале «Хабар». Для казахстанского телевидения, в принципе привыкшего к адаптированным реалити-шоу, франшиза в игровом формате, тем более таком, как «медицинский процедурал», — в новинку. «Это не тот сериал, который можно снять на камеру мобильного телефона. Для его создания требуются специальные знания, и актеры, словно профессиональные врачи, должны выполнять определенные манипуляции, работать инструментами. Кроме того, потребовалось адаптировать материал для казахстанского зрителя», — говорит Николай Пак, руководитель продакшн-студии «Первое творческое объединение», которая занималась приобретением франшизы для телеканала «Хабар» и непосредственно самими съемками.
Деловому еженедельнику «Капитал.kz» спикер рассказал, каково это — снимать «медицинский процедурал», почему было решено купить франшизу, а не создавать сериал с нуля, чем удалось удивить украинского продюсера и как проходили переговоры с правообладателями, которые, учитывая, что это действительно качественный материал, не спешат им разбрасываться.
«Женский доктор» подкупил успешностью
В киноиндустрии этот формат — «медицинский процедурал», когда все события происходят в больнице, разбираются медицинские случаи и главными героями становятся врачи и пациенты, — достаточно развит. Внутри него снимаются сериалы по жанрам: комедии («Интерны»), детективы («Доктор Хаус»), драмы («Скорая помощь»)
«Мы тоже рассматривали возможность адаптации успешных англоязычных сценариев. Подходили к этому вопросу с точки зрения бизнеса — чтобы был выбор», — рассказывает Николай Пак. «Женский доктор» «взял» своей успешностью: на территории СНГ это самая успешная оригинальная авторская история. Сериал придумали украинские авторы для российского телевидения, он прошел в России на Первом канале. Показывали его и в Казахстане. Выбрать именно эту франшизу было решением руководства «Хабара», причем у телеканала это также был первый опыт покупки франшизы многосерийного сериала. В Казахстане подобных форматов — не просто с драматургией и в больничных стенах, а именно с медицинской спецификой — не снималось.
Еще одной причиной выбора «Женского доктора» стала актуальность темы женского здоровья, рождаемости — это интересует государство, поэтому оно и сделало заказ на такой сериал для казахстанского телевидения.
Почему именно франшиза?
Почему был выбран вариант именно с франшизой, а не, скажем, создание сценария с нуля? «Писать сценарии к комедийным сериалам, ситкомам у нас, в принципе, научились (в отрасль пришли бывшие кавээнщики), этим занимаются в том числе драматурги. Специфика нашего сериала в том, что сценаристы должны быть очень глубоко погружены в тему медицины. Вообще эту франшизу — „Женский доктор“ — начинал врач, который стал сценаристом. Достоверность очень важна», — говорит Николай Пак.
Можно своими силами написать историю любви. Но не историю с реальной пациенткой, ее патологиями, решениями врачей и реакцией родственников. «Дело не в отсутствии таланта, а в том, что сценаристы, как правило, не обладают специализированными знаниями. Поэтому практика покупать формат „медицинский процедурал“ распространена во всем мире», — поясняет собеседник.
Если говорить о стоимости франшизы, то она варьируется от телевизионного рынка и рынка рекламы в стране. Например, купить такой продукт для России будет стоить дороже, чем для Казахстана. В целом кинофраншизы для нашей страны могут стоить от $100 до $3 тыс. за эпизод.
Зрителям нужны диалоги на родном языке
Сериал «Абзал жан» снимался не в чистом виде, как написан «Женский доктор», приходилось очень много адаптировать. Прежде всего — сами истории. «Это связано с ментальностью. Некоторые вещи для нас чересчур резкие, общество их не примет. Но это не значит, что мы сглаживали углы, эмоциональная составляющая осталась очень сильной», — рассказывает Николай Пак.
«Хабар» как государственный телеканал должен придерживаться этического регламента. Поэтому приходилось какие-то вещи менять. Например, «состарить» героиню, которая в украинской версии забеременела в 12 лет. «В скриптах присутствовали и такие вещи, как родить от родственника. Мы обсудили эти моменты с редакторами «Хабара» и поняли, что для нашего зрителя это неприемлемо. Да, в жизни такое действительно случается, но мы не можем сделать из этих историй приятный художественный замысел: «А как героиня теперь выкрутится?» — поясняет спикер.
Это сделало работу интереснее: творческая команда начала погружаться в свои истории, искать именно казахстанскую специфику. Например, в случае с ранней беременностью проблема, с которой девочка может столкнуться прежде всего, — непонимание и неприятие родственников. Это правдоподобнее для нас, нежели история про то, что девочка не рожает, потому что ей не на что жить, как было прописано в украинском сценарии.
И, конечно, нужно было говорить со зрителем на родном языке. Тем более на столь важные темы. «Этот сериал ведет наиболее актуальные диалоги с населением о бесплодии, абортах, неправильном восприятии ЭКО, женском здоровье в целом. Мы обязаны с местными актерами на родном языке вести диалоги „через телевизор“. Это очень важно, особенно для той аудитории, которая все еще остается телесмотрящей», — говорит собеседник.
Помогли профессиональные врачи
Процесс работы над сценарием был долгим и кропотливым. Помимо адаптации самого материла, нужно было переводить на казахский язык, в том числе сугубо медицинскую терминологию. Редакторы работали в несколько этапов.
Привлекались и профессиональные врачи: в процессе написания сценария консультантами выступили сотрудники международного клинического центра репродуктологии PERSONA. Выбор пал именно на эту клинику, потому что здесь представлены все специалисты, связанные с женским здоровьем, беременностью, родами, — гинекологи, специалисты по бесплодию, хирурги, акушеры, неонатологи, лаборанты, семейные психологи и пр.
Кроме того, нужно было также обучить актеров выполнять врачебные манипуляции: например, стоять в нужном месте за операционным столом, правильно держать инструменты, работать на аппарате УЗИ. В этом также помогли консультации специалистов «Персоны».
Когда скромный бюджет играет на руку
Столь же профессионального подхода потребовало и оборудование. Нужно было купить хирургические лампы, столы, инвентарь, кровати. «Одна только реанимационная кровать стоит несколько десятков тысяч долларов. Мы брали такие кровати в аренду, их владельцы потом все время, пока мы снимали, приходили и проверяли, на месте ли они», — вспоминает Николай Пак.
Вообще, если говорить в целом по рынку, в Казахстане стоимость одной серии составляет $7−12 тыс., в России съемка больших сериалов обходится в сумму от $100 тыс. до $200 тыс. за серию, на Украине — $35−150 тыс.
В ограниченных финансах (к слову, для казахстанской киноиндустрии это объективное положение дел: таков рынок) есть и определенные плюсы. Большие бюджеты позволяют работать в удовольствие, небольшие — оптимизировать процесс. На финальной встрече с украинскими партнерами исполнительный продюсер сериала «Женский доктор» поинтересовался, на какой режим съемок мы вышли — за сколько смен снимаем серию. И, учитывая бюджеты сторон, очень удивился: они, сказал он, пришли к такому режиму съемок только к третьему сезону.
Как проходили переговоры
Процесс переговоров с правообладателями «Женского доктора» был сложнейшим, привлекалось огромное количество юристов, консультантов, переводчиков, переговорщиков. Потому что, во-первых, Film.ua — это мощная телекинокомпания. Во-вторых, законодательства Казахстана и Украины различаются. В-третьих, необходимо было договориться об оптимальной для канала цене: получить скидку и вместе с ней все — шапку, музыку, дополнительные скрипты, права на интернет (сейчас все очень жестко следят за тем, кто может выставлять продукт в Сеть).
Представители продакшн-студии сравнивают приобретение качественной франшизы с продажей завода. «Хабар» как инвестор должен был иметь абсолютно прозрачную картину — чтобы все было строго по закону, потому что это взаимоотношения двух стран. Поэтому каждая буква, каждый нюанс утверждались.
В то же время и сам Film.ua подошел к продаже франшизы щепетильно: «Женский доктор» не тот продукт, которым можно разбрасываться как пылящимися сценариями из стола. Этот сериал популярен, он идет уже третий сезон — 140 серий. Это действительно очень дорогой и специфический материал. Поэтому столь сложным был процесс согласования всех деталей.
«Нам нужно было гарантировать, что казахстанский материал будет на уровне. Это был трудоемкий и затратный процесс. Нас проверяли со всех сторон и мы проверяли сами себя. И „Хабар“, и украинские партнеры всегда могли сделать выбор в пользу другой продакшн-студии. Работая по таким крупным сделкам, с франшизами такого качества, нужно держать марку», — заключает Николай Пак.
По его словам, франшиза первого сезона включает 40 серий. Студия отсняла 32 и в течение двух лет (таково условие договора с правообладателями) может отснять еще 8. Сериал «Абзал жан» стал популярным у зрителей.