Можно ли заработать на платных онлайн-трансляциях боев в Казахстане?
Бизнес
31.10.2017
|
Автор: Сулла Хуфу

Можно ли заработать на платных онлайн-трансляциях боев в Казахстане?

Адилбек Тургунбаев намерен создать альтернативу зарубежным промоутерским компаниям

​Почему успешный бизнесмен, генеральный директор компании KazContract Адилбек Тургунбаев решил создать промоутерскую компанию AFC (Alfa Fighting Championship), а также стал главным организатором предстоящего международного турнира по смешанным единоборствам ММА? В интервью «Капитал.kz» он рассказал, что хочет создать альтернативу зарубежным промоутерским компаниям в Казахстане и развить рынок PPV (payperview — платная трансляция) в режиме онлайн.

– Адилбек, 26 ноября на «Алматы Арене» состоится международный турнир по смешанным единоборствам. Вы являетесь главным организатором. Мне известно, что для вас это новая сфера. По какой причине успешный бизнесмен вдруг начинает заниматься промоутерской деятельностью или для вас это только хобби?

 – Мои первые проекты начинались с желания встать на ноги, обеспечить себя и свою семью, а потом пришло понимание того, что моя деятельность должна приносить пользу обществу. Я стал увлекаться ММА примерно с 2012 года, когда бойцовский клуб Alash Pride FC начал проводить свои турниры по смешанным единоборствам. В этих турнирах участвовали наши казахстанские бойцы: Куат Хамитов, Арман Оспанов, Кайрат Ахметов, Ержан Естанов и другие. Наблюдая за этими ребятами, я начал понимать, что наши бойцы могут оказать настоящее сопротивление звездам мирового уровня. Примерно в это же время стал развиваться российский промоушен – Fight Nights Global, и очень быстро. Казахстанский зритель пока не так хорошо знал об этой лиге, но несколько позже бойцы Fight Nights начали активно участвовать в турнирах Alash Pride, а наши парни – в их турнирах.

Через некоторое время мы увидели, как Арман Оспанов начал пробиваться на один из сильнейших западных промоушенов – WSOF (World Seriesof Fighting), а там не за горами был и UFC (Ultimate Fighting Championship), лидер мирового рейтинга ММА. Закончилось это нехорошо, кто-то поставил «подножку», контракт с WSOF был разорван. Как зрителю и фанату мне стало обидно, надежда на то, что кто-то из Казахстана в ближайшее время попадет в UFC, пропала. Тогда мне стало интересно, а почему наши бойцы, да и не только наши, так хотят пробиться в UFC? Первое – это, конечно же, слава. Второе – гонорары. По этому поводу я разговаривал с Арманом Оспановым, мы встретились в Нью-Йорке на поединке Геннадия Головкина против Даниеля Джейкобса. Я спросил у Армана: «Если бы в Казахстане или СНГ твой промоушен смог обеспечить такой же заработок, как и в UFC, ты бы остался?» Он ответил, что слава, которой можно добиться в UFC, очень значима, но все относительно, пусть появится такой промоушен, а там посмотрим. Вскоре после этого мы увидели его на АСВ (Absolute Championship Berkut), который третий в мировом рейтинге ММА.

После этого разговора я начал задумываться, под силу ли мне создать такой промоушен. У меня состоялась встреча с президентом бойцовского клуба Alash Pride FC Данияром Каскарауовым. На мой вопрос – каковы причины, не дающие подняться на мировой уровень казахстанскому промоушену, – он ответил, что телеканалы не покупают трансляции турниров, все происходит на безвозмездной основе, и другая причина – те же телеканалы не пускают в эфир его спонсоров. Это большие проблемы для развития! К примеру, если посмотреть на западные организации, то у них есть прямой выход до конечного потребителя, так называемое PPV.

– А сколько стоит PPV на примере лиги FightNightsGlobal в России?

– На данный момент Fight Nights продает свои трансляции только региональным телеканалам, и цена на трансляцию их турниров – конечно же, коммерческая тайна. Можно только приблизительно предположить. Россия – большая страна, в которой примерно 40 крупных городов, и если Fight Nights Global сможет заключить договоры о трансляции и брать хотя бы по $5 тыс. с каждого города, то у нас получается приличная сумма. В нашем же случае в Казахстане таких городов гораздо меньше, и телеканалы не верят в то, что на этом можно заработать деньги, то есть коммерциализировать.

– Возникает вопрос: есть ли другой выход?

– Допустим, стоит задача собрать полный зал «Алматы Арены». Для этого нужны дорогой маркетинг, дорогие бойцы и т.д. Возможно, твой баланс будет нулевым, а возможно, что более вероятно, ты уйдешь в минус. Предположим, что по счастливому стечению обстоятельств ты смог заработать определенную сумму денег. Хватит ли этого, чтобы содержать небольшое количество бойцов на постоянной основе? В их содержание входит не только зарплата, но и хороший тренировочный зал, инструкторы, правильная диета, медикаменты, обслуживающий персонал и т.д. Все это для того, чтобы они вместе с твоей организацией в конечном итоге составляли реальную конкуренцию западным промоушенам. Из этого следует вывод: недостаточно просто забивать до отказа ту же «Алматы Арену», для этого нужна другая сверхприбыль, которая должна быть чем-то обеспечена – либо спонсорами, либо телеканалами, или ты должен создать свой собственный инструмент. И тут приходит идея, что те навыки, которые я приобрел, занимаясь бизнесом, можно использовать, чтобы организовать направление PPV в Казахстане. Начать с обычного интернет-портала, где мы могли бы бесплатно транслировать турниры параллельно с телеканалом, в течение года набрать какую-то критическую массу и в конце концов прийти к тому, что на нашем портале были бы платные трансляции. За это время развивалась бы культура приобретения товаров и услуг через интернет, что шло бы нам на пользу. И если все организовать правильно, то, в конечном счете, мы бы не нуждались в казахстанских телеканалах, не отдавали бы никому свои трансляции. Подумайте сами, ведь вам же будет интересно посмотреть на Армана Оспанова или Куата Хамитова? Заплатив небольшую сумму, к примеру, 500 тенге, вы бы увидели поединки звезд казахстанского ММА со своего смартфона. Если у нас получится развить это направление, поставить все на хорошие рельсы, то мы сможем стать уникальной организацией в СНГ. И у наших бойцов, я думаю, не будет возникать желания уходить в другие организации, даже в UFC.

– Интернет-портал уже запущен?

– Для того чтобы протестировать этот интернет-портал, мы сделали трансляцию турнира по ММА 1 апреля. На неготовом технически портале в прямом эфире мы показали турнир Alash Pride. После первых 2 тыс. посещений сайт завис, и мы в срочном порядке закинули ссылку на главный экран сайта. Было 17 тыс. уникальных зрителей, и это без какой-либо рекламы. Если бы каждый заплатил по 500 тенге, мы бы получили 8,5 млн тенге. Таких денег нельзя выручить ни с одного казахстанского телеканала. А если это все хорошенько пропиарить, потратиться на маркетинг и рекламу! Второе тестирование этой системы было на нашем кубке ММА среди студентов, это был полностью наш турнир. В соревновательный зал не пускали никого, кроме тренеров, судей, спортсменов, то есть зрители не допускались, но мы объявили, что соревнование можно будет посмотреть на нашем интернет-портале. Было 7 тыс. уникальных просмотров, и все это без рекламы, маркетинга и пиара, обычное «сарафанное радио».

– А что насчет предстоящего турнира на «Алматы Арене»…

– Встал вопрос, где и когда мы сможем открыто заявить о нашей новой промоутерской организации AFC. Мы хотели арендовать Дворец спорта имени Балуана Шолака, где 3,7 тыс. посадочных мест, но, как оказалось, в сентябре, октябре и ноябре, в те дни, которые нас интересуют, он занят. После этого обратились в «Халык Арену», где 4 тыс. посадочных мест, но ледовый каток требовал специального покрытия, а стоимость была равной арендной плате в «Алматы Арене». Сомнений больше не было – «Алматы арена», 12 тыс. посадочных мест.

– Адилбек, расскажите подробнее о будущем турнире. Сколько поединков намечается, кто выйдет на главный бой вечера и т.д.?

– Ну, прежде всего, данный турнир будет совместным с российским промоушеном Fight Nights Global, и этому есть экономическое обоснование. Если мы хотим максимально привлечь внимание общественности, то нужно очень хорошо потратиться на маркетинг и рекламу. С Fight Nights Global эта проблема решается гораздо проще и стоить будет дешевле. Также немаловажен тот факт, что мы сможем привлечь таких бойцов, как Жалгас Жумагулов, Георгий Кичигин и Куат Хамитов, а это звезды не только казахстанского ММА, но и лиги Fight Nights. Под эгидой этого турнира мы проведем отбор бойцов QAZAQ 70, это будут соревнования наших ребят в весовой категории до 70 кг. Первый этап определит восьмерку лучших бойцов из шестнадцати, в следующем турнире мы выявим четверку полуфиналистов и так далее до финального поединка в этом весе. Кстати победитель, помимо призовых каждого этапа, получит $15 тыс. Хочу заметить, что на втором этапе мы планируем запустить уже QAZAQ 60, в котором также будут учувствовать шестнадцать лучших бойцов в весовой категории до 60 кг, и так далее, пока не пройдемся по всем весам. Основной задачей таких соревнований будет не только определить сильнейшего, но и популяризация бойцов среди любителей ММА – сделать так, чтобы к финальной стадии каждого соревнования эти ребята были уже хорошо узнаваемы. Нам нужно сделать из них звезд, а при возможности создать для них условия не хуже, чем у западных промоушенов.

– Сколько стоит провести турнир?

– Я уже говорил, что данный турнир будет совместный с Fight Nights Global. Камиль Гаджиев, президент этой организации, сказал мне, что любой турнир Fight Nights обходится не меньше, чем в $250 тыс., и если я готов взять на себя 50% от этой суммы, как и 50% прибыли, то Fight Nights будет участвовать в этом проекте.

– А на что именно будут потрачены эти деньги?

– Прежде всего, это оплата гонораров бойцов, к примеру, наших звезд – Жалгаса Жумагулова, Георгия Кичигина и Куата Хамитова. Эти ребята достигли такого уровня, что их гонорары (поскольку они не относятся к нашей организации, я могу сказать предположительно) обойдутся в сумму от $15 тыс. каждому. Примерно столько же, а может и еще больше, будут стоить и их соперники. По QAZAQ 70 все 16 бойцов получат по $500, а восемь победителей в качестве бонуса – еще по $500. Маркетинг, оплата обслуживающего персонала – это около 6 млн тенге. Одна только «Алматы Арена» обойдется в 10 млн тенге. Хорошая съемка турнира – это минимум 2-3 млн тенге. Есть еще множество других вопросов, которые отработаны Fight Nights и поставлены на рельсы, что тоже обойдется в немалую сумму. Будут также волонтеры, около 50 человек. Сумма выходит очень приличная, и я надеюсь, что акимат города Алматы причислит нас к списку городских программ, это даст нам хорошую скидку на «Алматы Арену», обеспечит охрану полицией, услуги скорой помощи и т.д. Также нельзя забывать о логистике, отелях для участников и гостей. Мы стараемся некоторые вопросы решить путем партнерских отношений. И мы будем транслировать турнир на сайте, пока бесплатно.

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть