Казахстанские кондитерские изделия могут подорожать на 30−40%, безалкогольные напитки и соки на 8−10%. Это может произойти, если на заседании глав правительств стран Таможенного союза (ТС) в Ереване 25 октября будет принято решение о запрете импорта сахара на территорию ТС. В этой связи Ассоциация кондитеров Казахстана и Ассоциация производителей безалкогольных напитков и соков РК намерены обратиться с обращением к премьер-министру РК для защиты интересов кондитеров и производителей безалкогольных напитков. Об этом сообщает центр деловой информации Kapital.kz
Как отметил президент Ассоциации кондитеров Казахстана Алихан Талгатбек, крупнейшие российские и белорусские олигополии готовятся выступить с предложением о запрете импорта сахара на территорию ТС.
«По имеющейся информации, эта инициатива будет озвучена на заседании глав правительства стран ТС в Ереване, которое состоится 25 октября. Пока же для казахстанских производителей при импорте сахара действуют инвестиционные преференции, которые позволяют беспошлинно завозить сахар для переработки», — заметил он.
Алихан Талгатбек уточнил, что в этом году в России и Беларуси образовался переизбыток сахара.
«Их переизбыток урожая составил более 700 тыс. тонн (сахарной свеклы. — Ред.). В связи с этим представители сахаропроизводителей этих стран выступили с предложением по ограничению импорта сахара в Россию для казахстанских переработчиков, которые используют специальный инвестиционный контракт. А это более 80% отечественного производства кондитерских изделий. При этом российские и белорусские сахарные монополии мотивируют свои предложения тем, что якобы казахстанские переработчики и производители кондитерских изделий и безалкогольных напитков завозят беспошлинный сахар в Россию и изготавливают дешевую продукцию. Это, по их словам, подрывает маржинальность российской сахарной и кондитерской отрасли. При этом никаких официальных претензий со стороны Ассоциации кондитеров России в нашу Ассоциацию мы не получали», — рассказывает он.
Кондитеры уточняют, что в структуре себестоимости кондитерских изделий сахар занимает до 50%.
«Сахар является основным сырьем для кондитерской отрасли, и любые колебания цен на сахар существенно отражаются на себестоимости нашей конечной продукции. В кондитерской отрасли принятие подобных мер, которые могут быть приняты в Ереване, приведет к росту цен про одному из двух сценариев. Во-первых, если мы продолжим импортировать сахар не из стран ТС, то к его цене добавится таможенная пошлина в размере от 30−40%, это приведет к такому же росту цен на кондитерские изделия. Во-вторых, если же мы будем закупать сахар только в странах ТС, то мы будем зависеть от ценообразования российских, белорусских сахарных олигополий и поставим кондитеров в очень нестабильные условия», — отмечает Алихан Талгатбек.
Цены как на американских горках
Одновременно кондитеры приводят пример по агрессивному росту цен на сахар. «Летом 2017 года цена российского сахара за одну неделю выросла на 50 тенге, то есть на 30%. Одновременно с этим возникли серьезные проблемы с поставкой сахара, отсутствовали железнодорожный подвижной состав. И в этот период мы вынуждены были импортировать сахар из других стран, удерживая стабильные цены на кондитерские изделия. Таким образом, лето 2017 года отчетливо продемонстрировало неспособность российских предприятий и сахаропроизводителей обеспечить сахаром казахстанские предприятия. Мало того, показало существенные ценовые риски по сахару», — считает Алихан Талгатбек.
«ЕврАзЭС как инструмент давления»
Если решение российской стороны будет поддержано в Ереване, то себестоимость соков и другой безалкогольной продукции вырастет на 8−10%. «Сахар — это основное сырье при производстве безалкогольных напитков и занимает 30% себестоимости. Рост цен на казахстанские напитки приведет к росту цен на напитки, к увеличению импорта и снижению конкурентоспособности казахстанской продукции», — заметила исполнительный директор Ассоциации производителей напитков и соков РК Алия Мамытбаева.
Он уверена, что «несправедливо проблемы российского сахарного комплекса перекладываются на производителей безалкгольных напитков и кондитеров. «Структура ЕврАзЭС на наш взгляд используется российской стороной как инструмент давления» — отметила Алия Мамытбаева.
Эксперт прокомментировала заявление российской стороны о якобы недобросовестной политике Казахстана, которая сбрасывает сахар на российский рынок и оказывает на него давление сбивая цены и тем самым угрожая продовольственной безопасности РФ.
«С одной стороны, как сказал министр сельского хозяйства РФ г-н Ткачев, в России перепроизводство сахара излишки 700 тыс. тонн, которые Россия должна вывести, с другой — недобросовестная политика партнеров Беларуси и Казахстана, которые сбрасывают на рынок РФ сахар из третьих стран. Это, по словам г-на Ткачева, давит на рынок России. С начала августа по сентябрь цена на сахар упала почти вдвое, сахар подешевел с 44 до 26 рублей за килограмм. Г-н Ткачев подчеркивал, что подрывается экономика сахарного комплекса России, подрывается продовольственную безопасность РФ. На наш взгляд справедлива именно первая часть заявления г-на Ткачева. Также хотелось бы добавить, что сахарный рынок России поделен между крупными игроками — это топ-5 компаний российского рынка сахара. Эти игроки аккумулируют порядка 64% оборота, они диктуют цены и условия сотрудничества», — отмечает Алия Мамытбаева.
Эксперт прокомментировала заявление Евразийской
сахарной ассоциации. «По информации этой ассоциации, казахстанские
предприниматели СЭЗ отказываются в 2017 году подписывать новые контракты на закуп российского и белорусского сахара. В ассоциации говорят, что предприятия, производящие безалкогольные
напитки, заключили контракт на поставку белого сахара с партнерами из стран Европейского
союза, по которым первые поставки запланированы на сентябрь 2017 года. Основной
аргумент промышленных потребителей сахара — более выгодная цена и качество
сахара ЕС (по сравнению с российским. — Ред.). В то же время, по сведениям крупных компаний Казахстана, в последние
годы они импортируют белый сахар в основном из России. Несмотря на высокие объемы
закупа белого сахара казахстанскими игроками, российские игроки в одностороннем порядке формируют удобный
для себя ценовой сегмент», — отмечает Алия Мамытбаева.
Просьба о помощи к премьер-министру
Пришлось пойти на крайнюю меру. «В этой связи в сложившейся непростой ситуации мы, кондитеры и производители безалкогольных напитков, где работают десятки тысяч человек, обращаемся к премьер-министру РК с просьбой на предстоящих 25 октября в Ереване переговорах вес-таки защитить позицию наших отечественных производителей и переработчиков сахара, кондитеров, не дать возможности России ограничить нас в выборе», — заявил Алихан Талгатбек.
Кондитеры РК ставят под сомнение вопрос подрыва маржинальности кондитеров России. «Что касается обвинений в подрыве маржинальности российской кондитерской отрасли, то могу сказать, что баланс взаимной торговли Казахстана с Россией сейчас таков. Из России импортируется в Казахстан более 100 тыс. тонн кондитерских изделий в год, а из Казахстана в Россию лишь порядка 30 тыс. тонн — в три раза меньше. О каком ущербе российской кондитерской промышленности можно говорить в данном случае?» — задается вопросом Алихан Талгатбек.
Эксперт считает, что должны быть рыночные механизмы ценообразования цен на сахар, а не административные.
«Все административные меры защитят интересы российских предприятий, но будет нанесен ущерб казахстанским переработчикам сахара. Мы не хотели бы платить за проблемы российских предприятий и брать за это деньги с казахстанского потребителя (за счет удорожания кондитерских изделий. — Ред.). Мы считаем, что это неправильно. Считаем, что не нужно проводить каких-то поспешных мер и резко, одномоментно ограничивать поставки сахара, этот процесс должен проходить постепенно, должен быть проведен мониторинг импорта сахара, отслеживаться его динамика. Нужно вырабатывать механизмы ценообразования сахара, возможно, в рамках ТС создать биржу сахара, где имелась бы возможность по рыночным ценам осуществлять покупки и поставки сахара. Пусть россияне проводят модернизацию заводов, доводят свое качество до того уровня, чтобы оно подходило для наших потребителей», — заметил Алихан Талгатбек.
Почему у Казахстана льготы?
Решение по льготному растаможиванию сахара в рамках ТС для Казахстана было принято неспроста.
«В Казахстане сахарный завод только реанимируется, для того чтобы он достиг необходимой мощности, в него нужно вкладываться. Не исключено, что если в будущем мощностей сахарного завода будет достаточно для обеспечения сахаром страны, никто не будет давать РК и Беларуси (если в Беларуси ситуация с сахарными заводами также наладится. — Ред.) таких льготных прав по льготному растаможиванию (сахара. — Ред.). Решение по льготам было принято коллегиально комиссией (ЕАЭС. — Ред.), поэтому меня удивляет заявление министра сельского хозяйства, получается, он оспаривает действия своих же коллег», — заметил Алихан Талгатбек.