Франчайзер, генеральный директор сети КДЛ «ОЛИМП» (казахстанская франшиза, независимая сеть клинико-диагностических лабораторий) Ерлан Сулейменов расссказал «Капитал.kz», что на данный момент в Казахстане работают более 2000 крупных и мелких лабораторных комплексов, которые производят миллионы тестов ежегодно. При этом 35% - доля частных лабораторий, а остальные 65% принадлежат государству. Отраслевые эксперты оценивают объем роста рынка лабораторных услуг приблизительно на 20% в год.
Если говорить о конкуренции, то у основных игроков рынка существует множество частных партнеров — медицинских центров, которые передают взятые у пациентов анализы в крупные сетевые лаборатории. Раньше практически каждый медицинский центр считал своим долгом обзавестись собственной лабораторией, однако расходы на качественные анализаторы, расходные материалы, квалифицированных сотрудников, содержание специальных помещений, обслуживание техники — очень дорогостоящие процессы, которые чаще всего себя экономически не оправдывают. «Теперь, если вы сдаете кровь в небольшой клинике, скорее всего, пробирки с биоматериалом будут доставлены в крупную лабораторию, с которой у медцентра заключен партнерский договор», — говорит Ерлан Сулейменов. У КДЛ «ОЛИМП» имеется порядка 1500 государственных и частных партнеров по РК. По словам франчайзи, крупные игроки рынка задают высокий темп здоровой конкуренции, в виде увеличения спектра исследований, закупа нового зарубежного оборудования, внедрения программ лояльности для пациентов, дисконтных программ и др. И это правильно, так как у пациента появляется все больше вариантов для выбора.
Проект франчайзинга КДЛ «ОЛИМП» стартовал с марта 2017 года и за прошедшие полгода имеет уже 17 действующих франчайзинговых процедурных кабинетов в таких городах, как: Астана, Алматы, Шымкент, Атырау, Кокшетау, Костанай и Караганда. К концу года планируется открытие проектов, которые сейчас в работе, тогда общее количество франчайзинговых процедурных кабинетов достигнет 25.
Стандартные условия: франчайзи должен оплатить паушальный взнос в размере 1 млн тенге и иметь денежные средства для полного запуска процедурного кабинета в работу: качественный ремонт помещения в корпоративном стиле, полное техническое обеспечение, прием минимального штата необходимых сотрудников и др. Полное консультирование и обучение сотрудников франчайзи КДЛ «ОЛИМП» берет на себя. Также и с момента старта работы существует разделение прибыли в виде агентского вознаграждения франчайзи — франчайзер. Кроме того, выплата роялти с 13-го месяца сотрудничества.
По данным франчайзера, за 2016 год сеть КДЛ «ОЛИМП» показала рост доходов на 30%, а количества исследований — на 40%. В 2016 году сеть выполнила порядка 10 млн исследований, а оборот составил более 8,6 млрд тенге. «Наш прогноз на 2017 год — выполнение более 13 млн исследований», — говорит Ерлан Сулейменов.
В данный момент сеть еще не запустила масштабную рекламную кампанию и работает в большей степени через собственный корпоративный сегмент. Активно сотрудничает с Казахстанской ассоциацией франчайзинга.
«Один из примеров стимулирования продажи франшизы и дальнейшей позитивной динамики — поощрение франчайзи в виде освобождения от выплаты роялти при достижении объемов минимального франчайзингового порога, который устанавливается индивидуально», — говорит франчайзер.
По его словам, одним из основных негативных макроэкономических факторов для бизнеса является продолжающийся экономический кризис, как следствие — снижение покупательской способности населения и уменьшение свободных денежных средств у потенциальных франчайзи.
«На государственном уровне необходимо усиление материальной и информационной поддержки представителей малого и среднего бизнеса. Очень малая доля казахстанских бизнесменов знакома с вариантом ведения бизнеса в формате франчайзинг», — считает Ерлан Сулейменов.
Перспективы бизнеса франчайзер оценивает позитивно, так как точность постановки диагноза на 70% зависит именно от лабораторных исследований, а казахстанцы больше начинают следить за своим здоровьем. На динамично растущую отрасль обращают внимание инвестиционные фонды. Лаборатория также работает субподрядчиком предоставления лабораторных услуг в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. «Для повышения эффективности клинико-диагностическим лабораториям необходимо постоянно следить за тенденциями зарубежных компаний, перенимая наиболее интересные. Автоматизировать, информатизировать и централизовать лаборатории», — говорит франчайзер о том, что нужно делать, чтобы удержаться в будущем на рынке.
Одна из франчайзи сети Айгуль Ешматова добавляет, что сейчас есть 3−4 крупных поставщика услуг по медицинским анализам, которые покрывают всю сферу спроса в этой области. «Изначально мы являлись партнерами КДЛ „ОЛИМП“ и уже знали всю кухню изнутри. Главным критерием при выборе данной франшизы было наличие международной аккредитации качества ISO 15 189. С ней анализы пациентов действительны за рубежом», — поясняет Айгуль Ешматова.
«Переговоры были недолгими. Самая длительная процедура — это подготовка помещения, получение лицензий, получение одобрения СЭС и все соответствующие рабочие процессы. Максимум это занимает около 1−1,5 месяца», — продолжает франчайзи. По ее словам, первоначальный взнос составил 1 млн тенге. После года каникул предусматривается выплата роялти в размере 3% от оборота средств, если он будет составлять меньше 5 млн тенге.
Что касается доходов, то Айгуль Ешматова говорит, что большое влияние имеют сезонные колебания. «Но есть однозначная положительная динамика в росте оборотных средств, дохода, и также параллельно выросло количество пациентов в самой клинике. Потому что очень удобно сходить на прием к врачу и сдать анализы в одном месте», — говорит она. Франчайзер помогает в решении технических, административных вопросов и в маркетинге.
Изначально специфика бизнеса такова, что о ней информирован достаточно узкий круг людей. «Первое, что приходит на ум человеку, когда он хочет заняться бизнесом, — это общепит, различные магазины либо сдача квартиры в аренду. О том, чтобы получить франшизу лаборатории, вряд ли задумываются много предпринимателей, а зря», — считает франчайзи. По ее мнению, со стороны правительства неплохо было бы организовать помощь и консультацию в выборе ниши для бизнеса в специфических областях. «Заодно поддержим общественного производителя», — предлагает Айгуль Ешматова.