USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
96900.40$
-179.100

С начала года в Казахстане продано 17 франшиз сети медлабораторий

Почему этот сегмент считают франшизой для узкого круга?

Share
Share
Share
Tweet
Share
С начала года в Казахстане продано 17 франшиз сети медлабораторий- Kapital.kz

Франчайзер, генеральный директор сети КДЛ «ОЛИМП» (казахстанская франшиза, независимая сеть клинико-диагностических лабораторий) Ерлан Сулейменов расссказал «Капитал.kz», что на данный момент в Казахстане работают более 2000 крупных и мелких лабораторных комплексов, которые производят миллионы тестов ежегодно. При этом 35% - доля частных лабораторий, а остальные 65% принадлежат государству. Отраслевые эксперты оценивают объем роста рынка лабораторных услуг приблизительно на 20% в год.

Если говорить о конкуренции, то у основных игроков рынка существует множество частных партнеров — медицинских центров, которые передают взятые у пациентов анализы в крупные сетевые лаборатории. Раньше практически каждый медицинский центр считал своим долгом обзавестись собственной лабораторией, однако расходы на качественные анализаторы, расходные материалы, квалифицированных сотрудников, содержание специальных помещений, обслуживание техники — очень дорогостоящие процессы, которые чаще всего себя экономически не оправдывают. «Теперь, если вы сдаете кровь в небольшой клинике, скорее всего, пробирки с биоматериалом будут доставлены в крупную лабораторию, с которой у медцентра заключен партнерский договор», — говорит Ерлан Сулейменов. У КДЛ «ОЛИМП» имеется порядка 1500 государственных и частных партнеров по РК. По словам франчайзи, крупные игроки рынка задают высокий темп здоровой конкуренции, в виде увеличения спектра исследований, закупа нового зарубежного оборудования, внедрения программ лояльности для пациентов, дисконтных программ и др. И это правильно, так как у пациента появляется все больше вариантов для выбора.

Проект франчайзинга КДЛ «ОЛИМП» стартовал с марта 2017 года и за прошедшие полгода имеет уже 17 действующих франчайзинговых процедурных кабинетов в таких городах, как: Астана, Алматы, Шымкент, Атырау, Кокшетау, Костанай и Караганда. К концу года планируется открытие проектов, которые сейчас в работе, тогда общее количество франчайзинговых процедурных кабинетов достигнет 25.

Стандартные условия: франчайзи должен оплатить паушальный взнос в размере 1 млн тенге и иметь денежные средства для полного запуска процедурного кабинета в работу: качественный ремонт помещения в корпоративном стиле, полное техническое обеспечение, прием минимального штата необходимых сотрудников и др. Полное консультирование и обучение сотрудников франчайзи КДЛ «ОЛИМП» берет на себя. Также и с момента старта работы существует разделение прибыли в виде агентского вознаграждения франчайзи — франчайзер. Кроме того, выплата роялти с 13-го месяца сотрудничества.

По данным франчайзера, за 2016 год сеть КДЛ «ОЛИМП» показала рост доходов на 30%, а количества исследований — на 40%. В 2016 году сеть выполнила порядка 10 млн исследований, а оборот составил более 8,6 млрд тенге. «Наш прогноз на 2017 год — выполнение более 13 млн исследований», — говорит Ерлан Сулейменов.

В данный момент сеть еще не запустила масштабную рекламную кампанию и работает в большей степени через собственный корпоративный сегмент. Активно сотрудничает с Казахстанской ассоциацией франчайзинга.

«Один из примеров стимулирования продажи франшизы и дальнейшей позитивной динамики — поощрение франчайзи в виде освобождения от выплаты роялти при достижении объемов минимального франчайзингового порога, который устанавливается индивидуально», — говорит франчайзер.

По его словам, одним из основных негативных макроэкономических факторов для бизнеса является продолжающийся экономический кризис, как следствие — снижение покупательской способности населения и уменьшение свободных денежных средств у потенциальных франчайзи.

«На государственном уровне необходимо усиление материальной и информационной поддержки представителей малого и среднего бизнеса. Очень малая доля казахстанских бизнесменов знакома с вариантом ведения бизнеса в формате франчайзинг», — считает Ерлан Сулейменов.

Перспективы бизнеса франчайзер оценивает позитивно, так как точность постановки диагноза на 70% зависит именно от лабораторных исследований, а казахстанцы больше начинают следить за своим здоровьем. На динамично растущую отрасль обращают внимание инвестиционные фонды. Лаборатория также работает субподрядчиком предоставления лабораторных услуг в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. «Для повышения эффективности клинико-диагностическим лабораториям необходимо постоянно следить за тенденциями зарубежных компаний, перенимая наиболее интересные. Автоматизировать, информатизировать и централизовать лаборатории», — говорит франчайзер о том, что нужно делать, чтобы удержаться в будущем на рынке.

Одна из франчайзи сети Айгуль Ешматова добавляет, что сейчас есть 3−4 крупных поставщика услуг по медицинским анализам, которые покрывают всю сферу спроса в этой области. «Изначально мы являлись партнерами КДЛ „ОЛИМП“ и уже знали всю кухню изнутри. Главным критерием при выборе данной франшизы было наличие международной аккредитации качества ISO 15 189. С ней анализы пациентов действительны за рубежом», — поясняет Айгуль Ешматова.

«Переговоры были недолгими. Самая длительная процедура — это подготовка помещения, получение лицензий, получение одобрения СЭС и все соответствующие рабочие процессы. Максимум это занимает около 1−1,5 месяца», — продолжает франчайзи. По ее словам, первоначальный взнос составил 1 млн тенге. После года каникул предусматривается выплата роялти в размере 3% от оборота средств, если он будет составлять меньше 5 млн тенге.

Что касается доходов, то Айгуль Ешматова говорит, что большое влияние имеют сезонные колебания. «Но есть однозначная положительная динамика в росте оборотных средств, дохода, и также параллельно выросло количество пациентов в самой клинике. Потому что очень удобно сходить на прием к врачу и сдать анализы в одном месте», — говорит она. Франчайзер помогает в решении технических, административных вопросов и в маркетинге.

Изначально специфика бизнеса такова, что о ней информирован достаточно узкий круг людей. «Первое, что приходит на ум человеку, когда он хочет заняться бизнесом, — это общепит, различные магазины либо сдача квартиры в аренду. О том, чтобы получить франшизу лаборатории, вряд ли задумываются много предпринимателей, а зря», — считает франчайзи. По ее мнению, со стороны правительства неплохо было бы организовать помощь и консультацию в выборе ниши для бизнеса в специфических областях. «Заодно поддержим общественного производителя», — предлагает Айгуль Ешматова.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.