USD
445.66₸
-0.830
EUR
474.58₸
-0.800
RUB
4.78₸
-0.010
BRENT
87.15$
-0.140
BTC
66540.90$
-591.200

Казахстанцы готовы платить онлайн-кинотеатрам

Подписка на платный контент набирает обороты

Share
Share
Share
Tweet
Share
Казахстанцы готовы платить онлайн-кинотеатрам- Kapital.kz

Только за первое полугодие 2017 года российские онлайн-кинотеатры по платной модели заработали $38 млн. Теперь лидеры этого рынка пришли в Казахстан. Игроки, которые уже присутствуют на казахстанском рынке, рассказали «Капитал.kz» о взрывном росте выручки от платной подписки.

Семикратный рост рынка привлек россиян

О своем приходе в Казахстан в последних числах сентября заявил российский онлайн-кинотеатр Okko. Приход игрока достаточно интересен: сервис работает только по платной подписке и не получает доходов от продажи рекламы. Означает ли это, что в Казахстане начался переток пользователей с пиратских торрентов и они наконец-то готовы платить за контент? Возможно. О наличии такого тренда говорит директор по развитию регионального бизнеса в ЦА конкурента Okko — Megogo — Нурлан Чукубаев. По его данным, за последний год число транзакций по платной подписке у Megogo в Казахстане выросло в 7 раз. «Это связано с миксом факторов. Например, мы расширили базу мейджорского контента — кинотеатральных новинок стало гораздо больше, среди пользователей увеличилось количество владельцев Smart TV, существенно вырос интерес к нашему ТВ-сервису и прочее», — поясняет он. Всего Megogo в Казахстане смотрят около 1,7 млн уникальных пользователей в месяц (и по платной, и по бесплатной модели). Однако, как отмечает Нурлан Чукубаев, пока перевес остается на стороне пользователей, выбирающих бесплатный контент с просмотром рекламы. Сегодня 22% просмотров приходится на «платные» продукты, 78% - по рекламной модели. «Многие аспекты результатов превосходят наши ожидания. Да, мы выполняем планы», — говорит Нурлан Чукубаев.

Что касается перетока от пиратов, то, по его словам, подавляющее большинство казахстанцев наравне с легальными все так же пользуются пиратскими сервисами. «И это нормально до тех пор, пока рынок не консолидируется с государством и не начнет системно противостоять пиратству, как это происходит в РФ, странах Балтии, Украине», — считает Нурлан Чукубаев.

Почему еще?

Свой приход в Казахстан Okko мотивирует тем, что наша страна — это «очень нужный и стратегически важный для компании рынок с большой и платежеспособной современной аудиторией». Генеральный директор онлайн-кинотеатра Okko Иван Гродецкий объясняет это тем, что здесь большая часть населения хорошо владеет русским языком. Именно на Казахстан приходится от 7% до 15% объема бизнеса российских телеканалов, вендоров и ретейлеров. Продажи Smart TV здесь также активно растут. По данным Okko, в год в Казахстане реализовывается около 200 тыс. «умных» телевизоров и более 2 млн мобильных телефонов. «Наша долгосрочная цель — сделать Okko сервисом № 1 по платной модели в VOD (Video on Demand, видео по запросу, — прим. ред.), каким мы являемся сейчас в России», — заявляет Иван Гродецкий.

Большая часть от платной подписки Okko идет студиям, владеющим правами на фильмы. Комиссию со своих доходов ресурс платит также и платежным партнерам, и вендорам. В связи с этим его бизнес является низкомаржинальным. Ставку онлайн-кинотеатр делает в том числе на ценовую политику. «Если на семейный поход в кинотеатр вы потратите около 5000−6000 тенге, то посмотреть тот же самый фильм в кругу семьи или друзей в уютной домашней обстановке можно в 1,5−2 раза дешевле», — говорит Иван Гродецкий, не раскрывая, однако, сколько компания планирует зарабатывать в Казахстане и какую именно долю рынка занять.

Возможно, продавцы контента выходят на казахстанский рынок «на ощупь». «Качественной аналитики попросту нет. Ведь рынок все еще формируется и развивается. Есть только тренды. Поэтому преждевременно говорить о его емкости — он может быть сколько угодно большой. Его потенциал все еще не раскрыт», — признает Нурлан Чукубаев.

По его словам, Megogo сейчас видит два рынка: VOD и ТВ. Второй — состоявшийся. «Просто сейчас тенденция, что рынок переходит в другую форму доставки ТВ-контента. А VOD, как экономическая категория, не раскрыта. К тому же достаточно широко представлена пиратскими ресурсами, то есть поспешно называть это полноценным рынком», — говорит Нурлан Чукубаев.

Основные конкуренты Okko уже работают на казахстанском рынке. В Казахстане популярны Megogo, ivi.ru, Tvzavr.ru, tvigle.ru. Как конкуренты будут бороться за маленькую, но растущую бизнес-нишу? Компании признают, что сейчас они, скорее, партнеры по развитию, нежели соперники. Общая задача для всех VOD-платформ — привлечение аудитории, ранее ушедшей на пиратские ресурсы. «Уже сейчас мы видим, что с каждым годом количество платящих пользователей увеличивается. И это долгоиграющий тренд. Люди все чаще предпочитают удобство сервиса, отсутствие рекламы и высокое качество изображения и звука пиратским ресурсам», — говорит Иван Гродецкий.

Рынок онлайн-кинотеатров в России быстро растет. Выручка Okko по итогам прошлого года составила 775 млн рублей, по итогам первого полугодия 2017 года — 536 млн рублей, что на 59% больше аналогичного периода 2016 года. Что касается рынка в целом, то, по данным аналитиков Telecom Daily, за первое полугодие 2017 года российские онлайн-кинотеатры по платной модели заработали 2,2 млрд рублей ($38 млн по текущему курсу).

Пока преобладают смешанные бизнес-модели

Как быстро будет расти рынок платного контента в Казахстане, непонятно. Пока Megogo ищет союзников на смежных рынках. «На всех рынках, где мы представлены, у нас есть совместные проекты с одним или несколькими крупнейшими телеком-операторами. И хотя проекты c ними не приносят львиной доли выручки, но их вклад в общую структуру доходов более чем заметен», — комментирует Нурлан Чукубаев. К примеру, в Казахстане Megogo сотрудничает с Beeline и Kcell.

В России телеком-операторы также работают с онлайн-кинотеатрами либо стремятся открывать собственные. К примеру, о таких планах заявлял Beeline. Кроме того, в середине 2016 года российские СМИ писали, что один из крупнейших легальных онлайн-кинотеатров в РФ Okko ведет переговоры о продаже своих активов с корпорацией из Китая LeEco и ПАО «ВымпелКом» (бренд «Билайн»). Впрочем, ни одна фигурирующая сторона не подтвердила эту информацию.

В Казахстане телеком-операторы либо сотрудничают с онлайн-кинотеатрами, одновременно делая ставку на собственное ТВ, либо выжидают. «В настоящее время развитие контент-услуг не является нашим приоритетом», — говорит руководитель PR-службы компании «Теле2 Казахстан» Олжас Бибанов, добавляя, что основной задачей для СП Altel и Tele2 является сохранение технологического лидерства в области передачи данных за счет быстрого разворачивания технологий LTE и LTE Advanced. «Как показывает опыт последних нескольких лет, передача данных растет практически двукратно ежегодно. Однако в отношении развития контент-услуг и других направлений Tele2 будет следовать своей прежней модели — ждать популяризации и развития этих сервисов, в том числе и за счет усилий конкурентов, а затем постараться предложить рынку эти же сервисы, но за гораздо меньшие деньги», — озвучивает позицию телеком-оператора Олжас Бибанов.

Beeline в Казахстане сотрудничает с Megogo в доступе к ТВ от «Интернет Дома» и мобильном приложении BeeTV. «Проект экономически выгоден и, главное, перспективен», — комментирует директор по корпоративным коммуникациям Beeline KZ Алексей Бендзь. Однако тут же делает оговорку, что абоненты Казахстана в первую очередь тяготеют к традиционному, линейному телевидению. И онлайн-кинотеатр в этом случае выступает дополнительной услугой. «Наши данные о пользовании абонентами онлайн-сервисов это подтверждают. Доступность бесплатного пиратского контента в интернете усложняет получение прибыли от онлайн-кинотеатров. Поэтому нашим абонентам предлагается пакет из фиксированного интернета, линейного ТВ и видеобиблиотек от Megogo и „Амедиатеки“. Благодаря этому пакет обходится дешевле, чем подписка на эти услуги по отдельности», — объясняет бизнес-модель Beeline Алексей Бендзь. Схожая модель у компании и в России. К примеру, там подписаться на онлайн-кинотеатр без ТВ невозможно.

Не ограничиваются рынком VOD и сами онлайн-кинотеатры. «Нас интересует не просто рынок сервисов „видео по запросу“, нам интересен ТВ- рынок, который исчисляется миллиардами долларов», — говорит Нурлан Чукубаев. Да и в целом, по его словам, разделение контента на VOD и ТВ — иррационально и является следствием поступательного технологического развития отрасли.

Будущее отрасли — творческая экономика

«Наш вектор развития — создать единый развлекательный сервис, который будет включать контент вне формы и способа его доставки. Поэтому развиваем ТВ, продолжаем развивать VOD и вскоре, как уже в некоторых регионах, в Казахстане планируем осуществлять производство собственного контента, что в корне будет отличать нас от всех игроков как VOD, так и ТВ-рынка, в котором пока главенствует телеком», — анонсирует представитель Megogo.

По его словам, будет развиваться отдельная отрасль — творческая экономика, а это колоссальные деньги. Например, в США ее доля составляет 7% от ВВП. Как только авторы контента смогут на нем зарабатывать, появится огромное количество рабочих мест и вырастут отчисления в бюджет.

Алексей Бендзь также говорит о том, что, хотя линейное телевидение пока и преобладает, крупные видеосервисы (Netflix и HBO) создают собственный контент и задают новые тренды. Так, подписка на Netflix стоит от 7,99 евро и у сервиса уже почти 100 млн пользователей. «То есть проблема лежит не только в законодательной плоскости. Правообладателям нужно прилагать дополнительные усилия, чтобы существующие законы не нарушались и их контент не был доступен бесплатно», — говорит Алексей Бендзь.

Какое будущее у рынка онлайн-кинотеатров в Казахстане? «Самым сильным остается рынок РФ. Активно будут развиваться те рынки, которые соблюдают правила, — это Украина, Грузия, Молдова. Но мы видим, что в последнее время постепенно подтягивается и Казахстан», — оценивает Нурлан Чукубаев.

Иван Городецкий отмечает, что главным сдерживающим фактором развития рынка легального онлайн-видео всегда остается пиратство. В России последние пару лет идет активная борьба с ним, и результаты этой борьбы наглядно отражены в исследованиях по отрасли и показывают активный рост рынка. «Для развития легального онлайн-видео в Казахстане необходимо начать проводить блокировки нелегальных ресурсов и их зеркал, закрывать ссылки на пиратов в социальных сетях и поисковиках. Только благодаря этому объем рынка VOD в Казахстане может вырасти в несколько раз», — оценивает он.

В силу ряда причин развитие Okko в Казахстане будет показательным для рынка платного онлайн-контента. «Потенциал роста объема бизнеса огромен. В некоторых странах VOD-платформы имеют охват больше, чем телеканалы. Люди всегда будут смотреть кино и сериалы, а значит перспективы развития и роста у VOD-бизнеса очень высоки», — уверен Иван Гродецкий.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.