USD 384.97₸
EUR 427.12₸
RUB 6.04₸
BRENT 64.39$ ↑ +1.550
BTC 7506.30$ ↑ +0.003
ETH 149.73$ ↑ +0.011
LTC 45.47$ ↓ -0.003
Курсы валют в Казахстане
Новости Казахстана - Капитал.кз
ГлавнаяБизнесКак сделать так, чтобы сотрудник не боялся переработок?

Как сделать так, чтобы сотрудник не боялся переработок?

Как подготовить сотрудника к лишним часам на работе

По данным недавнего онлайн-исследования международной рекрутинговой компании Antal, каждый второй казахстанец не удовлетворен соотношением нагрузки и вознаграждения, а также компенсационным пакетом. 28% респондентов уровнем нагрузки и вознаграждения и вовсе недовольны. В опросе, обозначившем проблему переработок, участвовало более тысячи сотрудников казахстанских и международных компаний.

Деловой еженедельник «Капитал.kz» опросил трех специалистов из смежных областей и узнал о том, как подготовить сотрудника к лишним часам на работе.

Закрытие квартала, сдача проекта или внезапно возникнувшая «халтура», сулящая хороший гонорар, — вот далеко не полный список уважительных причин, по которым мы разрешаем себе задержаться на работе. Но за последние несколько лет переработки и лишние часы, проведенные в офисе, заняли прочные позиции в нашей жизни. Вместо реальных поводов гипотетические — кризис, и как следствие — риск попасть под сокращение, неплохой потенциал и исходящие из него карьерные возможности. Ну и куда без банального «неприлично уйти с работы раньше босса». Однако, как показывает статистика, за последний год ситуация изменилась. «В кризис в связи с сокращениями многие получили дополнительные обязанности. В тот период времени они готовы были мириться с таким положением вещей, так как понимали необходимость этого шага, держались за рабочее место и ценили любую возможность быть полезными для компании. Однако сейчас ситуация изменилась в лучшую сторону, у работодателей стало немного больше возможностей разгрузить сотрудников, но пока не все это делают. Тем временем люди начали уставать от дополнительной работы и обязанностей, что отразилось и на итогах опроса», — комментирует результаты исследования руководитель рекрутинговой компании Antal в Казахстане Анна Ковинская.

Виктор Гребенников, казахстанский психолог из центра психологии «Нагваль», который провел более 300 бизнес-тренингов для отечественных и международных компаний, советует говорить с новым сотрудником о возможных задержках на работе заранее и подробно. Причем наедине, без свидетелей. Специалист предупреждает: через коллектив кандидат может почувствовать некоторое социальное давление или даже унижение. Для того чтобы облегчить задачу, нужно вести диалог.

«Вначале можно сделать небольшое „введение“ про то, что сейчас „непростое“ время и что от сотрудника ждут понимания и лояльности к компании и ее ценностям. Далее можно сослаться на местных авторитетов — что они всеми силами поддерживают компанию. Потом полезно пообещать сотруднику, что компания обязательно оценит все его усилия и будет это учитывать при его карьерном росте, при начислении бонусов, при отпуске и т. д.», — уточняет Виктор Гребенников.

Автор личностных тренинговых программ подчеркивает важность отслеживания реакции нового работника на вынужденную переработку.

«Реагировать на нее нужно сразу! Нельзя оставлять реакцию, особенно сопротивления без внимания — сотрудник должен чувствовать, что его замечают и понимают! Если сразу преодолеть все сопротивления и возражения, то они не накопятся. Психолог уверен: в этом случае уговорить сотрудника на дополнительные часы будет легче, и шанс внутреннего и внешнего «бунта» будет исключен. Полезно говорить, что вы его (сотрудника) понимаете и сами перерабатываете, это временно. Гребенников подчеркивает: очень важно провести беседу именно в виде диалога, а не командного монолога или приказа.

Эксперт по систематизации бизнеса и построению сильных команд, основатель проекта «Бизнес-конструктор» Кирилл Куницкий считает, что баланс работы и личной жизни сотрудников является одним из важных критериев здорового климата в компании, и каждый собственник бизнеса должен стремиться поддерживать этот баланс у сотрудников.

«Даже если возникает период повышенной загрузки, крайне важно, чтобы он не длился слишком долго, и как можно скорее компания перешла в режим работы с адекватной загрузкой персонала».

Бизнес-тренер также подчеркивает значимость мотивации.

«Если собственник компании хочет замотивировать команду к работе в условиях повышенной загрузки, важно, чтобы он нашел те потребности сотрудников, которые будут удовлетворяться благодаря такой загрузке. Например, если в команде работает значительная доля молодых сотрудников, их можно мотивировать развитием и получением значительного опыта в короткий период времени. Об этом нужно говорить с командой, показывая сотрудникам видение будущего и вовлекая в достижение этого видения», — уточняет Кирилл Куницкий.

В любом случае, по его мнению, принцип работы простой: чем сложнее ситуация в компании, тем больше заботы и внимания необходимо давать команде.

Кароси — смерть от переработки по-японски.

Вопрос переработок особенно остро встал в последние несколько десятилетий — эпоху, которую принято называть становлением и расцветом информационного общества. С конца 1970-х мир познал глобальные изменения — потребление возросло в разы, численность населения наращивала миллиарды, а количество информации начало зашкаливать. На рабочих местах увеличивалась ответственность, возникали новые обязанности, неизвестные ранее задачи нужно было решать здесь и сейчас. К такому объему работ человечество не готовили. Мир охватила офисная паника — возросла конкуренция, особую роль стали играть продвижение по карьерной лестнице, получение нефинансовых бонусов и вполне вещественных премий.

На фоне возрастающего напряжения появились первые шокирующие новости — гибель людей из-за переработок. Смертельное увлечение работой охватило Японию в середине 1980-х. Время расцвета японского финансового пузыря совпало с внезапной кончиной десятка представителей высшего менеджмента. Все они пали жертвами инфаркта и инсульта на фоне стресса, при этом были в полном расцвете сил и не имели признаков заболеваний. Феномен окрестили «кароси» (букв. «смерть» по-японски) и признали болезнью, поразившей профессиональное японское сообщество. К 2015 году число работяг, погибших за офисным столом, перевалило за 2300 человек, и это не считая самоубийств и их попыток на фоне рабочего стресса.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.