Договорившись встретиться в небольшой кофейне, я надеялась увидеть серьезных бизнесменов, которые вложили в дело десятки тысяч долларов. Пройдя несколько раз мимо пары, уютно устроившейся в дальнем углу за чашечкой кофе, я понимаю, что это и есть герои встречи — Куаныш и Светлана Казгуловы, основатели косметического бренда Cremative. Я подсаживаюсь к ним, и мы начинаем: говорим о том, как пришла идея создания косметического бренда, о первых трудностях, крупных конкурентах и небольшом производстве. Все это в материале «Капитал.kz».
Вопрос качества
Светлана: После рождения третьего ребенка мне хотелось восстановить кожу и волосы. Я стала искать разные средства, пробовали все, начиная от аптечных средств и заканчивая косметикой из лакшери-сегмента. Люксовые средства покупать было очень дорого, так что частично что-то я стала изготавливать дома сама. Просто следовала инструкции тех же DIY («сделай сам» — вид деятельности, включающей в себя самостоятельное изготовление чего-либо. — Ред.), но, как правило, советы из разряда «нанесите на тело миндальное масло, и будет вам счастье» не всегда помогали. Зачастую такие советы даже наносили вред коже и давали обратный эффект. Уже потом оказалось, что те масла и ингредиенты, которые мы использовали, были больше пригодны скорее для пищи, а не для кожи.
Куаныш: В самом начале нам было просто интересно, почему-то, что продается, не помогает Свете. Мы стали изучать рынок. Смотрели DIY-составы, делали все, как там указано дома, но ничего не получалось. Не получалось, что у нас невозможно найти все те ингредиенты, которые используются в составе.
Светлана: После всех попыток я решила отучиться в американской школе натурального ухода, после чего многие вещи мне стали понятны. Например, нельзя делать крема из продуктов, которые находятся под рукой, и есть действительно большая разница между рафинированным и нерафинированным маслом. Уже после окончания школы возникла идея сделать на производстве косметики бизнес.
Косметический конструктор
Светлана: От возникновения самой идеи до ее воплощения, то есть до момента, когда у нас на руках уже были готовые баночки с кремами, прошло около пяти месяцев. Для пробы мы заказали небольшую партию ингредиентов, эмульгаторов, масел и активных компонентов, чтобы потом из этого можно было что-то приготовить. Сначала на себе, потом опробовали наши продукты на наших друзьях и знакомых, увидели результат. Первый месяц не все получалось, так как есть определенная техника смешивания и пропорций, поэтому пока ты научишься и набьешь руку, пройдет определенное время.
Куаныш: Есть два вида производства косметики. Первый — это когда вы что-то производите сами, создаете рецепты, экспериментируете и в итоге производите продукт. Второе — это контрактное производство. Все это больше похоже на конструкторы, где уже указано, что вот этот ингредиент нужно соединить вон с тем, и все это перемешать. Например, мы заказываем базу у крупного производителя, он нам ее готовит. Нам только остается расфасовать продукт по баночкам. Конечный продукт продается под своим брендом. Мы выбрали первый вариант, то есть мы не работаем на готовых базах, а все делаем сами с нуля.
Мы практически все заказываем из США, так как там очень жесткое регулирование производства. Если на этикетке написано, что это масло такое-то, то ты можешь быть точно в этом уверен. То же самое и со всем остальным. Об СНГ пока такого сказать нельзя, поэтому мы стараемся не рисковать. Конечно, в Казахстане есть ингредиенты, но мы их не покупаем.
Вообще, производство косметики на уровне энтузиастов больше похоже на приготовление еды: всевозможные чашечки, миксеры, палочки, чаны для смешивания и даблбойлеры. Большую часть оборудования мы заказывали из США, часть приобрели в Казахстане. У нас есть малюсенький миксер, который нужен для крема. Когда у тебя заказывают всего 30 мг продукта, ты ведь не будешь использовать большой миксер.
На самом деле на оборудование мы затратили не так много: около $5−7 тыс. Но вот на ингредиенты ушло гораздо больше — $30—36 тыс. Так как возить составляющие для производства маленькими партиями неудобно и невыгодно, поэтому приходится заказывать сразу и крупными объемами. Кроме того, на цену влияет и девальвация. После нее привозить что-то из США в Казахстан не очень выгодно. В идеале мы планируем окупиться за ближайшие три с половиной года.
Светлана: Дизайн упаковок придумывали сами, так же как и дизайн сайта. Мы ведь не стремимся к масштабной рекламе и не выделяем какие-то отдельные суммы на маркетинговый бюджет. Упаковку заказываем в Китае. Одна баночка нам обходится в среднем по три доллара, а что касается этикетки, то печатаем мы все в типографии Алматы.
Старые клиенты, как правило, возвращаются, но основную роль в нашем бизнесе играет сарафанное радио. Однако если расти большими темпами, то мы не сможем контролировать весь процесс приготовления, а значит, не сможем уследить за качеством.
Большие конкуренты и маленькое производство
Светлана: Мы не ориентируемся на большие косметические сети, так как для нас они вообще не конкуренты, так же как и мы для них. Мы слишком маленькие.
Куаныш: Сравнивать нас то же самое, что и сравнивать фреш-бар и большой завод про производству соков. Если нам перейти на стадию завода, то мы сразу проиграем крупным производителям. У нас небольшой срок хранения: от трех до шести месяцев. Кроме того, мы используем очень мало консервантов.
Большое производство нам не нужно, мы же не завод. У нас был небольшой цех в аренде, где производили нашу косметику. Кроме того, мы не хотели превращать производство в какой-то завод, ведь это больше семейное дело. Для того чтобы из местного производства делать большой бизнес, нужно очень много денег. То, чем мы занимается сейчас, больше похоже на дорогое хобби. Да, оно приносит свои дивиденды, но чтобы расти и расширяться, нужны огромные вложения. Сейчас мы находимся в поисках инвестора.