Основатель сервиса Walking Almaty о том, что интересно туристам
АВТОР
ФОТОГРАФ

Вячеслав Батурин

11.08.2017 • 09:00 3071

Основатель сервиса Walking Almaty о том, что интересно туристам

Чем удивить иностранцев и по каким улицам проводить экскурсии

Коллекция люков с алматинских улиц. Знаете, какое разнообразие рисунков можно найти на этих незамысловатых круглых штуках? Деревянные планки и наличники на старых домах в частном секторе. Бетонные балконы, украшенные «резьбой», антенны советских времен, арыки, симпатичные чугунные заборчики. Таблички с названиями улиц и номерами домов — некоторые из них сделаны с фантазией. Дэнис Кин, основатель сервиса пеших прогулок Walking Almaty, на сайте которого мы только что рассматривали фотографии, очень любит мелкие детали. «Как я могу рассказывать туристам что-то об архитектуре, если не буду подмечать отличительные черты?» — говорит он, указывая на характерный алматинский балкончик. Это мы уже на улице. В центре города много таких балкончиков. И пока мы их разглядываем, Дэнис рассказывает о том, как начал показывать иностранцам город, чем Алматы удивляет гостей и какие туристы чаще всего к нам приезжают.

— Дэнис, как вы попали в Казахстан?

— В первый раз приехал, когда мне было 17 лет — по программе обмена для студентов. Два месяца прожил в казахской семье, начал учить русский и казахский. И влюбился. Потом вернулся в Калифорнию. Изучал лингвистику, выбрал русский язык как главный. После уехал в Кыргызстан практиковаться, год прожил в Бишкеке. Затем снова вернулся домой и в Стенфорде стал учить казахский язык.

Четыре года назад приехал в Казахстан. Сначала меня тянуло сюда потому, что я ничего не знал про эту страну. Американцы вообще ничего не знают про Казахстан, это большая тайна. Для меня это стало интересным приключением.

Живя в Алматы, я стал замечать маленькие привлекательные детали — в архитектуре, инфраструктуре, в самом городе…

— … и завели блог, где рассказывали об этом.

— Да. Я создал блог три года назад. Два года назад начал проводить экскурсии.

— Как возникла идея показывать город туристам?

— На самом деле я забыл, с чего это началось. Но мой друг написал мне: Дэнис, это же я подкинул тебе эту идею! Однажды он ночевал у меня в квартире, знаете, есть такой сервис, через который люди, приезжающие в другую страну, ищут себе ночлег. Он приехал ко мне в гости, и я устроил ему экскурсию по городу. Ему так понравилось, что он сказал: Дэнис, ты хороший гид, можешь сделать на этом карьеру.

— Как стали появляться клиенты?

— К тому времени, когда я начал проводить экскурсии, Walking Almaty как блог стал достаточно популярным среди туристов и среди самих алматинцев. Люди узнали обо мне через сарафанное радио. И через TripAdvisor, я создал там аккаунт. Кстати, 80% клиентов приходят ко мне именно через этот сервис. Раньше было больше, но сейчас меня находят через Google, Instagram. И также через сарафанное радио.

— Для запуска экскурсий вам понадобились какие-то средства? На рекламу сайта, например?

— Нет. Я его вообще не рекламировал.

— Сколько клиентов бывает в месяц и сколько человек в целом воспользовались экскурсиями?

— Туризм в этом климате — сезонный бизнес, летом много гостей, зимой — мало. Трудно сказать, сколько экскурсий в месяц я провожу. В июне, июле, например, — почти каждый день, а, бывает, и два-три раза в день. В целом около тысячи экскурсий я уже провел.

— Вы говорили, что первой клиенткой была американка, которая давно жила здесь. Кроме экспатов, кто еще ваши клиенты?

— Скажем так, 80% - это иностранные туристы. Примерно 1% - местные жители. Возможно, из-за того, что я туры провожу только на английском языке, алматинцы стесняются в них участвовать.

— Жители других городов Казахстана бывали у вас на экскурсиях?

— Только один раз был молодой человек из Шымкента. Это интересная история. Он жил здесь три года, но чувствовал, что плохо знает город. Его девушка собиралась приехать в Алматы. Он хотел показать ей город так, будто знает его очень хорошо. На моих экскурсиях он все очень тщательно записывал. И потом пересказал ей.

0e4f53b21d662f4430b355729e9.png

Кухня как совмещение разных культур

— Как вы составляете туры? Какие локации включаете?

— Мой любимый район — «Золотой квадрат». Это исторический центр Алматы, туристы хотят здесь гулять. Поэтому это был первый тур, который я создал.

Потом я понял, что иностранцы часто хотят побывать не только в центре, но и на окраинах: им нужна аутентичность, они хотят видеть, как люди живут. Иногда, когда гости гуляют по центру, где видят много красивых кафешек, хороших бутиков, они понимают, что, может быть, не все казахстанцы живут на этом уровне. Туристам очень нравится, когда мы гуляем в таком районе, как Малая станица. Это исторический район, там есть много старых зданий. Но это, скажем так, скромный район, где живут обычные люди.

— Все ваши маршруты одинаковые?

— Все экскурсии различаются. Это зависит от настроения. Бывает, я добавляю что-то новое. Например, один раз мы были возле гостиницы «Алматы». К нам подошел менеджер гостиницы и предложил подняться на пятый этаж: оттуда открывается красивый вид на горы. Сейчас каждый раз, когда у меня эта экскурсия, мы идем туда.

— Любимое место — Зеленый базар?

— У меня есть целая экскурсия, посвященная Зеленому базару. Мы гуляем два часа по рынку. В каждой секции у меня есть друг или партнеры — они дают нам пробовать еду, отвечают на вопросы. Мы показываем туристам не только казахскую кухню. На Зеленом базаре есть и русская, и узбекская, и уйгурская кухни. У меня есть задача — представить, что такое еда в Казахстане. Человек, который приезжает впервые, хочет попробовать казахские блюда. Я объясняю: кухня в стране богата и разнообразна, это смешение разных культур.

— А как вы сами для себя открыли Зеленый базар? Когда пришли туда впервые, что вас удивило?

— Удивило то, что базар застыл во времени, он будто такой же, как несколько десятков лет назад — там сохранилась советская атмосфера. По еде: я нашел там много интересных штучек, о которых, наверно, не знают даже местные жители. Например, подмор. Вы знаете, что это? Для иностранных туристов это очень необычно. Еще есть моченые яблоки — тоже необычно. И, конечно, шубат, кумыс — иностранцам это интересно.

Топ-5 локаций для туристов

— В какие еще места вы водите туристов?

— Малая станица — это вторая по популярности экскурсия. Мы ходим в Казанский собор, самый старый в городе, он старше Вознесенского. Ходим на верненский базар — крутой фермерский рынок. И еще в Малой станице есть самые старые в городе жилые дома — казацкие. Показываю гостям эти дома, интересно разглядывать ставни.

Поначалу, когда я водил там туристов, местные жители нервничали, спрашивали, почему мы интересуемся их домами, называли шпионами. А сейчас у меня там много друзей, знакомых, они любят общаться с туристами.

— Сначала вы сами ездили по этим районам, подмечали детали?

— Да. Друзья показывали мне старые дома. Я читал об Алматы в книгах, изучал историю онлайн.

048666b821742aa7344fe7e68d1.png

— Когда вы ведете экскурсию, находите что-то новое?

— Конечно. В прошлом месяце мы гуляли с клиентом по Малой станице, услышали интересную музыку. Оказалось, это курдская свадьба. Я ничего не знал о курдской культуре. Меня пригласили на свадьбу. Но вообще в Алматы нет ни одного района, в котором бы я не был. Есть районы, которые я не так хорошо знаю. Например, микрорайон Жулдыз.

— Бывает, что гости не хотят посещать ту или иную локацию?

— Обычно, если я рассказываю, что будет интересно, они соглашаются.

— А бывает, клиенты просят показать какой-то район, не включенный в экскурсию?

— Да. На днях моя подруга просила показать ей уйгурский район. Мы отправились в микрорайон Дружба — там уйгурская кухня, тандырные лепешки. Есть мечеть. Я там был 5−6 раз.

— Что вы рассказываете путешественникам про Алматы?

— У меня есть задача — объяснить казахстанскую историю, культуру так, чтобы людям было интересно и понятно. Очень просто сказать: вот наш великий Абай, он поэт. Для иностранцев эта информация не будет означать ничего. Я должен объяснить, почему Абай популярен.

Или, например, американцы, европейцы представляют себе, что советская архитектура — это некрасиво, это ужасные бетонные строения. Моя задача — показать, что это неправда, изменить их мнение. Я объясняю: есть здания, которые принадлежат разным периодам. Показываю, например, академию наук или гостиницу «Алматы» — они тоже построены в советские времена. Туристы всегда удивляются.

— Какие места в Алматы, на ваш взгляд, нужно обязательно посетить туристам?

— Сложно сказать однозначно, это зависит от предпочтений. Но я думаю, что топ-5 в городе — это Коктобе, Медео и Шымбулак, Парк 28 гвардейцев-панфиловцев, Зеленый базар, «Золотой квадрат».

Сюда никогда не приедут обычные туристы

— По вашему опыту, с какой целью туристы чаще всего приезжают в Алматы?

— Цели бывают разные. Кто-то хочет путешествовать по Шелковому пути, многие давно слышали о Казахстане, но не знали, что здесь есть, на что можно посмотреть. Сейчас материалов много, но в основном на русском. Мир сейчас говорит на английском, туристам тяжело найти информацию.

Сюда никогда не приедут обычные туристы, из тех, кто хочет лежать на пляже и просто отдыхать. Сюда приезжают интересные люди — многие из них заядлые путешественники. У меня были клиенты, которые побывали в 100−150 странах. Они как коллекционеры, которые посещают каждый раз разные страны.

— Вы замечали, сколько денег туристы могут потратить в Алматы? На что вообще тратят гости?

— На еду, экскурсии, такси, гостиницу — как везде, в принципе. Я заметил, что туристы, которые сюда едут, не самые богатые или крутые, они не готовы отдать пару сотен долларов за экскурсию. Наоборот, они в основном экономные, не хотят много платить. Казахстан — это не Дубай, куда люди едут ради шопинга и с охотой тратятся на престижные гостиницы. В Алматы, в Казахстан едут за другими впечатлениями.

Вообще раньше в Алматы цены на туристические продукты были слишком высокие. Например, поездка на Большое Алматинское озеро стоила $200. Это слишком дорого. Сейчас дешевле из-за ситуации с долларом, иностранцам стало выгоднее.

Зачастую для туристов здесь бывает слишком дорого, потому что каждый раз им приходится платить лишние деньги. Например, если они хотят посетить Чарынский каньон или Кольсайские озера, они не могут самостоятельно туда поехать — автобусов нет. Нужно покупать турпродукт в турфирме, это очень дорого. В других странах, если вы хотите поехать на природный объект, можете сесть на маршрутку. Например, в Кыргызстане, 2−3 доллара — и вы в горах. В Алматы, если ехать на такси, это тоже очень дорого. Я сам, например, много читал про Алтын-Эмель, но никак не могу доехать до него.

Обычная жизнь обычных людей

— Что иностранных туристов удивляет в Алматы?

— Всегда удивляет то, что в центре города практически нет пешеходов, особенно в районе академии наук, по «Тулебайке». Иностранцы ожидают увидеть толпу. Но есть же спальные районы, где много людей на улице. Может быть, там просто живет больше молодых семей?

Что еще удивляет — обслуживание в кафе, ресторанах не такое, как на Западе. Бывает, официанты ведут себя грубо. Часто бывает так, что какое-то блюдо указано в меню, ты его заказываешь, и потом минут через 15 тебе говорят: извините, его на самом деле нет. Существует такое правило, особенно в Америке: если блюдо есть в меню, оно должно быть приготовлено. Если приготовить его по каким-то причинам невозможно — надо убирать из меню.

Вопрос с чаевыми — иностранцы не знают, сколько нужно оставлять. Американцы, например, всегда добавляют 25% к счету. Когда гости в Алматы хотели оставить на чай столько же, официанты удивлялись и отказывались. Были такие случаи.

— Вы пользуетесь общественным транспортом во время экскурсий?

— Да, конечно. В Малую станицу всегда едем на автобусе. Несколько раз я замечал, что туристам не очень удобно, кто-то боится ехать на автобусе из-за отсутствия информации на английском языке: люди не понимают, куда идет маршрут, сколько стоит проезд, кто такой кондуктор и почему это просто паренек без униформы. Для них это непривычно. Другое дело — метро, его приятно использовать, там все на английском.

Но процентов 90 гостей все же хотят проехать на автобусе, потому что это real life, обычная жизнь — так алматинцы каждый день добираются до работы. Иностранцам интересен этот опыт, эти впечатления.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Дэнис Кин Walking Almaty

11.08.2017 • 09:00 3071

Поделиться
Loading...
  • Kapital.kz – информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. Запрещается использование материалов Центра деловой информации Kapital.kz казахстанскими интернет-СМИ, несмотря на наличие гиперссылки на источник. Данным разрешением обладают исключительно информационные партнеры. Также не допускается перепечатка материалов делового портала Kapital.kz, которые прозвучали в эфире радиостанций, телеканалов, появились на страницах газет или были размещены на интернет-ресурсах, являющихся информационными партнерами Kapital.kz.
    Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus