USD
448.56₸
+0.670
EUR
478.03₸
+1.250
RUB
4.79₸
BRENT
90.73$
+0.140
BTC
62441.30$
-1024.600

Автомобиль-«друг»: как работает алматинский каршеринг-сервис?

Особенности национального использования дружелюбного каршеринга Doscar

Share
Share
Share
Tweet
Share
Автомобиль-«друг»: как работает алматинский каршеринг-сервис?- Kapital.kz

Дружелюбному каршерингу Doscar чуть больше полутора лет, год из которых компания существовала в тестовом режиме. В первые 6 месяцев сервис вышел на самоокупаемость, зарегистрировал несколько тысяч пользователей и стал узнаваемым благодаря фирменному оранжевому цвету. Сегодня казахстанская компания, услугами которой пользуются более 4000 гостей и жителей страны, представляет классический вариант аренды авто — машины стоят в разных частях города на стационарных парковках (у гостиниц, торговых центров, на крупных паркингах). В ближайшее время команда планирует окупить проект, расширить географию и парк машин, а главное — позволить пользователям оставлять машины в любом удобном для них месте. Об особенностях национального использования каршеринга, проблемах и неожиданных успехах рассказывает директор по маркетингу и PR Doscar Тимур Зайнудинов.

— Каршеринг Docsar — это франшиза?

- Это локальный казахстанский продукт. Колесо мы, естественно, не изобретали. Идея появилась у группы инвесторов — выходцев из СНГ, которые изначально рассматривали города ближайшего зарубежья — например, азербайджанский Баку или российский Новосибирск. Сегодня небольшая команда из четырех человек реализует идею в Алматы. Команда многозадачная. Двое из нас отвечают на звонки, смотрят за парком и отвечают за маркетинг. Двое сосредоточены на стратегическом планировании. Любой из нас при этом может поехать помыть или осмотреть автомобиль.

- На каких началах работаете с инвесторами?

— На дружеских, все делаем вместе! Недавно вот придумали и сняли очередной вирусный ролик, который набрал почти два миллиона просмотров и привел нам сотни пользователей. Я вообще очень люблю «партизанский» маркетинг — минимальные вложения могут показать очень крутой эффект. Мы используем довольно продвинутые ресурсы — Facebook, Instagram. С них и приходит большинство пользователей. Google AdWords и оптимизация, конечно же. Хотя и олдскулом пользовались — промоматериалы раздавали. Еще работаем с Internationals.com — уже дважды делали презентации.

- Для Казахстана система каршеринга — явление довольно новое. С какими вопросами пользователи приходят чаще всего?

— Начнем с того, что в умах казахстанцев закрепилось мнение о том, что машина арендуется на сутки. Приходится выяснять у пользователей, для каких целей они планируют использовать авто, и предлагать им краткосрочные поездки. Некоторые так и не могут перестроиться, но большинство все же пользуется нашими советами. Первое время было довольно сложно — мы проводили и продолжаем проводить ликбез по этой пока новой для Казахстана сфере.

- В каких частях города находятся парковки?

— В основном это восточная, центральная и западная части Алматы. Человек может взять машину в любом месте в любое время суток и отправиться в любом направлении на расстояние 200 километров от черты города.

4009eeafa2def343eba341cd547.png

- То есть я могу уехать на Чарын?

— Можете покорять Чарынский каньон, купаться на Капшагайском водохранилище и наслаждаться голубыми водами Большого алматинского озера! Прямо сейчас две машины отправились на каньон. Особенно популярны такие машины летом в хорошую погоду. Главное — понимать, какие возможности есть у автомобиля. Как-то я увидел нашу машину, заполненную строительными материалами.

- И много таких казусов бывает?

— Редко, но бывают. Однажды я заправлял машину и заметил наш автомобиль, который сильно просел и еле двигался — он был явно чем-то перегружен. Я поинтересовался у водителя, что случилось с подвеской. Он открыл дверь и… я не поверил своим глазам! Задние сиденья были забиты кафелем, а в багажнике были строительный клей и большие мешки с цементом. В другой раз мы увидели строительный мусор в салоне авто при проверке. Позвонили, и человек сам признался в нарушении. Водители оправдывались, но у нас есть правила, которые нужно соблюдать. Первого мы исключили из клуба, а второго пришлось оштрафовать.

- Какие нарушения случаются чаще всего?

— То, с чем мы постоянно боремся, — это опоздание на сдачу автомобиля. Сегодня утром разбирались с девушкой, которая проспала, причем не первый раз (смеется). Человек просто забывает продлить бронь и катается дальше до тех пор, пока машина становится не нужной. Оповещения об окончании брони приходят на e-mail, мы стараемся звонить клиенту, но это не всегда получается. На первый раз мы проявляем лояльность и выносим предупреждение. Второй раз взимается штраф. С тех, у кого нарушен тайм-менеджмент, система списывает с карты сумму в размере 10 000 тенге. Бывает, у нас появляются должники, у которых нет денег на карте. Обычно мы пытаемся связаться и решить проблему. Но иногда люди просто исчезают. Для таких случаев есть период ожидания порядка 3 месяцев — если человек так и не объявился, мы собираем на него документы и взыскиваем суммы в судебном порядке.

- У вас безналичная система оплаты?

— 80% наших пользователей, подписывая договор-оферту и правила каршеринг-клуба, привязывают к аккаунту банковскую карточку. Поэтому система автоматически списывает штрафы в случае нарушений. Еще мы внедрили чуждую для мировой практики, но близкую нашему менталитету альтернативу — прием налички. Изначально его не было, но у нас обнаружились клиенты, которые не пользуются платежными картами и даже смартфонами. Сначала мы таким людям просто отказывали, потому что суть каршеринга теряется, но их оказалось очень много. Нам пришлось подстроиться под казахстанский рынок и добавить наличный расчет по предоплате, который не используется в мировой практике. Мы пытались интегрировать систему с платежными терминалами, но пока лучше так.

739896fd69633f57e8e15c701f7.png

- Сколько денег нужно вложить перед тем, как начать пользоваться автомобилями Doscar?

— Если вы пользуетесь банковской картой, то на ней должно быть не меньше 4000 тенге. Далее с карты списывается тестовый платеж, который возвращается в течение недели. Если платите наличными, то приезжаете в наш офис и вносите фиксированную предоплату. По сути, вы так же пополняете баланс в личном кабинете, просто через офис, минуя интернет. Если вы потратили меньшую сумму, разница возвращается. Не так давно мы ввели еще одну вынужденную меру — блокировку суммы на случай получения штрафа для лиц, не достигших 25 лет. Среди молодых людей часто встречаются нарушители. Студент взял машину, поехал с девушкой в кино и по пути пересек стоп-линию или превысил скорость, заработав штраф в размере 11 000 тенге, а оплачивать его нечем. В течение 7 календарных дней штраф приходит в организацию, поэтому резерв возвращается на карту спустя неделю.

- Какие риски несет водитель?

— Если водитель нашего авто стал виновником аварии и повредил машину, ущерб пострадавшему полностью покроет полис ОГПО. Финансовую ответственность за наш автомобиль размером до 45 000 тенге несет член клуба. Все, что выше, оплачивает страховая компания. Если ДТП очень серьезное, машина не подлежит восстановлению или ее угнали, клиент выплачивает 10% от стоимости транспортного средства с учетом амортизации. Кстати, угнать авто почти невозможно — в него интегрировано специальное немецкое GPS-каршеринг-оборудование. Аналогичные технологии используются во многих европейских странах — Австрии, Голландии и др.

— А если остановил сотрудник полиции?

— Клиент просто предоставляет документы. Мы рекомендуем распечатывать доверенность перед использованием авто, потому что сотрудники полиции пока не доверяют электронным носителям и зачастую даже знают о существовании электронной подписи, хотя тот же файл на бумаге сомнений не вызывает. Был случай, когда нам пришлось вмешаться и приехать с объяснениями к спорщикам. Сотрудники даже вызвали в помощь начальника специального батальона. Он и разрешил ситуацию, потому что был более осведомлен.

- Вы как-то контролируете подлинность документов?

— Естественно. Проверяем по своим источникам, о которых мы не можем рассказывать. Случаев обращения с поддельными документами не было. Лишь однажды произошел неприятный прецедент, когда доступом члена нашего клуба пытался воспользоваться его родственник. Случай довольно быстро выявили и устранили, клиента оштрафовали и исключили из клуба. Мы иногда себя следователями ощущаем, нужно же со всеми общаться и иногда докапываться до истины (смеется).

- Как выглядят авто, машины наверняка брендируете?

— Мы забрендировали пару машин, но казахстанцам это не понравилось — сразу стали просить «без надписей». Возможно, некоторые просто не хотят признаваться девушке или другу, которого встречают из аэропорта, в том, что машина взята в аренду. Поэтому от идеи пришлось отказаться. Плюс брендированные авто облагаются налогами. Мы просто выкрашиваем стойки в фирменный оранжевый цвет.

- Кто ваши клиенты и с какими целями обычно берут каршеринговое авто?

— В основном это мужчины в возрасте 25−35 лет. После введения залога для молодежной части аудитории отсеялась часть пользователей до 25 лет. А вообще, сервисом часто пользуются фрилансеры и те, кто хочет отправиться в короткое путешествие. Иногда нами заменяют корпоративные авто — начальники оплачивают подчиненным пользование сервисом. Часто звонят люди в поисках «гелендвагенов» или лимузинов. Одной девушке, которая искала авто на свадьбу, мы предлагали Mini Cooper. По-моему, очень креативно и стильно!

1be49ee02d120dc0040c78af6e7.png

- Что вообще нужно от водителя после регистрации?

— Водитель должен помнить о том, что авто надо заправлять. Неснижаемый остаток в баке — 25%. Уровень топлива каждого авто отражается в приложении. При этом он может залить бензин на сумму большую, чем проехал, и отправить нам на дежурный WhatsApp или e-mail фото фискального чека и уровня топлива на приборной панели до и после заправки. Таким образом, компенсируется сумма поездки.

- Каршеринговые автомобили обычно сильно изношены. У вас большая амортизация?

— Поначалу за парк было страшно. Опыт каршерингов стран СНГ пугал — было два резонансных случая в Москве, когда автомобили полностью разобрали — оставили только кузов. С нашими машинами все в порядке. За полтора года некоторые проехали всего 12 тысяч километров, один автомобиль — около 30 тысяч. Зато все они в исключительном техническом состоянии!

- Опыт каршеринга каких стран перенимали?

— Скорее мы подстраивались под местный рынок. Я уже говорил об оплате наличными. Плюс к двум базовым тарифам у нас прилагается третий, совсем не свойственный мировой практике. Из западных компаний ориентируемся на лидера отрасли — американский Zipcar — его опыт мы изучаем фактически ежедневно. Но надо не забывать о том, что мы используем классический вариант каршеринга, который применяется в небольших городах Европы.

- Какие планы у компании? Судя по вашим страницам в социальных сетях, вас ждут в Астане и других казахстанских городах.

— В ближайшей перспективе мы планируем модернизировать систему. На сегодняшний день парк недостаточен для того, чтобы ввести free floating, но возможность поездок в одном направлении появится совсем скоро. Машин станет в 3 раза больше — в ближайшее время парк увеличится на 50 авто, география расширится до всего города, и оставить авто можно будет в любой точке Алматы. Следующий город, куда мы хотим прийти, — Астана.

7fbb4fa8f63a71a34211e6493a4.png

Инструкция по использованию

  • Отправляете заявку через сайт либо приезжаете в офис.
  • Отправляете фото паспорта и водительских прав (всех стран — участниц Венской конвенции) на почту или по WhatsApp. Оператор подтверждает членство в течение суток.
  • Проверяете письмо на почте с логином, паролем и пин-кодом для включения зажигания авто, а также с договором-офертой и доверенностью на вождение авто с ЭЦП (ее нужно распечатать).
  • В личном кабинете привязываете платежную карту.
  • Начинаете пользоваться приложением.
  • Задаете временной отрезок (до нескольких месяцев вперед), выбираете свободное авто и создаете бронь (отменять можно не более чем за час).
  • На месте осматриваете машину на наличие повреждений (обязательно сообщаете по телефону об их наличии).
  • Открываете автомобиль с помощью приложения (доступ открывается за 5 минут до назначенного времени). Если смартфон сел, то открыть авто можно магнитной картой Doscar либо по звонку на сервис.
  • В машине открываете бардачок, вводите пин-код в специальный терминал и отвечаете на 2 контрольных вопроса о наличии прав и повреждений.
  • Если все в порядке, терминал выдает ключи от авто. Вы можете ехать!

Стоимость сервиса

Регистрация — 950 тенге + тестовый платеж (сумма возвращается) и неснижаемая сумма на карте для совершения поездки.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.