USD
474.57₸
-0.140
EUR
513.63₸
+1.890
RUB
5.53₸
-0.010
BRENT
77.56$
-0.010
BTC
61787.90$
+458.200

Как овладеть кофейной магией и выстроить бизнес на сегментировании

Азат Сугирбеков раскрыл рецепт успешного эспрессо-бара

Share
Share
Share
Tweet
Share
Как овладеть кофейной магией и выстроить бизнес на сегментировании- Kapital.kz

Азат Сугирбеков — обычный парень, за плечами которого тяжелая работа в ночном клубе, неоконченное высшее и тернистый путь к собственному бизнесу, пусть и на партнерских началах. Предприимчивый бариста встречает нас радушной улыбкой и двумя чашками мягкого капучино. Во время нашей утренней беседы в одном из алматинских бизнес-центров к совладельцу Buffeteria подходят деловитые казахстанцы в хорошо сидящих костюмах. Они здороваются и просят по-свойски: «Мне как всегда».

Сегодня он варит чудесный расслабляющий кофе для белых воротничков, являясь совладельцем трех кофеен под брендом Buffeteria, деятельность которых сконцентрировалась на сегменте бизнес-центров и университетов. С деловым еженедельником «Капитал.kz» Азат делится креативными составляющими рецепта успешного эспрессо-бара. И чашкой кофе, конечно же.

— В городе столько кофеен! Почему вы решили стать бариста и открыть свою?

- Так случилось, что во время учебы я подрабатывал барменом в ночных клубах. Подработка плавно переросла в основную деятельность, поэтому с дневного факультета финансов гремевшего в то время Центральноазиатского университета я перешел на заочку. Я не видел смысла тратить время на шаблон, который навязывает общество, ведь профессия бармена мне очень полюбилась. Недаром барменов называют вторыми психологами — расслабившиеся клиенты делятся своими историями. Поначалу было тяжело пропускать через себя чужую душевную боль, я переживал за каждого гостя, но, с другой стороны, это было интересно. Чтобы как-то помочь, я начал готовить что-то особенное — напиток под гостя. В каждые бокал и чашку я вкладывал и продолжаю вкладывать душу. Вода — это субстанция, которая впитывает в себя всю информацию. Плохое настроение, недосып, а тем более болезненное состояние всегда передаются человеку через напиток. Я всегда замечаю: в такие моменты он часто не получается. Каждое утро, выходя на бар, я стараюсь поймать правильный настрой и помнить о том, что работаю для каждого клиента.

- И все же сегодня вы не бармен, а специалист по кофе.

— В моей профессии было одно «но» — я не видел света, работал только ночью с графиком 2 через 2. Мне хотелось быть «белым человеком» — с пятидневкой и нормальными выходными. Поэтому пошел стажироваться по специальности в банк, но быстро понял, что без бара мне не жить. И так в 2012 году я наткнулся на объявление о поиске бариста в эспрессо-бар в «Нурлы Тау». Когда начал работать с кофе, поначалу совсем не понимал его: это же гадость, думал я. Никакой эстетики. В алкогольных напитках миллион тонкостей, а здесь что? Горькая темная субстанция из жареных зерен. Может, еще семечки пощелкать? Однажды подошла девушка и сказала мне, что мой кофе отвратительный. Появилось еще пару таких «доброжелателей». Критику воспринял болезненно. Ну кого это не заденет? Даже думал вернуться в привычную ночную жизнь. Но в итоге понял, что ошибкой было то, что я не изучил свое дело. Одним утром проснулся и дал себе обещание не отступать… Тогда я начал штудировать YouTube и Google, читая статьи и просматривая видеоуроки. Делал это часами, часто оставался в бизнес-центре до утра, чувствуя себя химиком — миксовал кофейные коктейли и дегустировал новые вкусы. В итоге стал самоучкой и полюбил этот напиток всей душой.

- И тогда вас пригласили в бизнес?..

— Да. Мне стало поступать очень много предложений — кофейни, рестораны и даже партнерские отношения. Инвестор нашего эспрессо-бара не захотел терять меня и предложил долю в бизнесе, поставив меня у руля. Дальше — больше. Мне оказали финансовую помощь для развития кофеен и эспрессо-баров в сегменте, который мне казался перспективным. Инвестор рассматривает мои предложения, вкладывает деньги, а моя деятельность заключается в продвижении, организации процесса и обучении.

668e3004add43aa2dfd1439cf01.png

- Почему вы выбрали сегмент бизнес-центров?

— Обычная кофейня требует сменного присутствия персонала, а я думаю о своих ребятах-бариста и сам знаю, насколько тяжело работать нон-стоп. Я хочу, чтобы мы отдыхали по праздничным дням и нормально жили. Поэтому у нас три заведения — два в бизнес-центрах и одно в Университете Нархоз. Там, правда, пока больше прибыли приносит продажа ланчей. Но работа с молодыми людьми — очень важная тема. Посредством прививания культуры пития кофе в университетах мы выращиваем будущее поколение любителей и ценителей кофе.

- Каков на сегодняшний день казахстанский рынок кофеен, есть ли культура потребления напитка?

— История казахстанских кофеен началась с 2000-х годов — тогда, когда сюда зашли крупные компании, поставляющие оборудование, — Musetti, Lavazza, «Данкинг». Они предлагали итальянский способ обжаривания, который отличается горечью. Поэтому у нас сформировалось представление о том, что кофе должен быть горьким. В 2011—2012 годах рынок совершил рывок — появилось много мини-кофеен и частных мастеров-обжарщиков, которые самостоятельно изучали искусство в Европе. Они-то и рассказали нам о том, что кофе не обязательно должен быть горьким, и есть разные способы обжарки и приготовления. В то же время появились первые алматинские и астанинские чемпионаты бариста, которые медленно, но верно воспитывали рынок.

- А что насчет помещения? Какие требования?

— Поиском я тоже занимаюсь. Требования к месту довольно простые — первые этажи, метраж от 20 метров на островок до 55 метров на полноценное заведение, адекватная арендная плата, количество сотрудников более 500 человек и расположение выше Толе би. Дело в том, что в наших эспрессо-барах помимо кофе есть и еда — десерты, порционные бизнес-ланчи. Но мы не готовим их самостоятельно, а наши поставщики находятся в верхней части города. Мы всегда смотрим на время — к 9 утра все должно быть на витрине. Если бизнес-центр будет располагаться ниже, то поставщики успеют только к 11−12, а это уже поздно — человек хотел позавтракать, а у нас ничего нет. Ну и контингент нужен подходящий. Продвигать правильный, специально заваренный кофе получится только там, где люди способны его купить.

- Как вы выстраиваете ценообразование?

— Больших накруток у нас нет. Если вы заметили, цены даже ниже рыночных. Мы озабочены тем, чтобы работник бизнес-центра мог позволить себе кофе каждый день, а не один раз в неделю. В бизнес-центре «Шартас» мы окупились через 1−1,5 года. Вообще окупаемость — штука, которая не так сильно зависит от вкуса напитка или цен. Я помню, как эспрессо-бары загорались и потухали, так и не выйдя в плюс. Потом у них менялись владельцы, которые оказывались влюбленными в свою работу, и кофейни становились безумно популярными. Большие средства нужны для покупки обжарочного аппарата, ростера. Мы арендуем его у собственного обжарщика, профессионала высокого класса. Пока у нас есть три линии — «Эфиопия», «Гватемала» и «Бразилия». Сейчас на рынке Казахстана очень популярна смесь «80 на 20» — арабика с робустой. Ее мы тоже делаем.

- Много ли уникальных рецептов?

— Уникальных немного, есть те, которые мы делаем по-своему. Многие приходят к нам именно за такими напитками — нашим рафом или cheese-латте. Кроме того, я не использую порошок — люблю натуральные ингредиенты. Даже горячий шоколад мы готовим из настоящего какао. Его и хранят в специальных баночках.

- В интерьере тоже предпочитаете натуральные материалы? Везде очень много дерева!

— Да, в оформлении эспрессо-баров я тоже принимаю участие. Я человек дерева! Это можно распознать по тому, что меня окружает, — кофейное дерево, коричневый цвет, карандаши и бумага, рисование. Все эти предметы так или иначе связаны.

4ee90a111def98913dbbbba4114.png

— Кстати, о рисовании. Необычные стаканчики с яркими граффити — это сделано вручную?

— Да. В детстве я тяжело заболел. Целый год нужно было себя чем-то занимать, поэтому начал рисовать и читать книги. Тогда и осознал: в рисунках можно воплощать свои мечты! И вот рисую по сей день. На стаканчиках — молодые девчонки-модницы, постеры Keep calm и герои нашего времени. В будущем я планирую запустить линейку стаканчиков с рисунками. Я познакомился с очень сильным химиком, мы уже обсуждаем технологии. Производство ведь недешевое! Рисую я не только на стаканчиках, но и на напитках. Моя любимая техника — эчинг. Тренировался долго, но успеть нарисовать что-то интересное корицей или шоколадом за те 2 минуты, пока кофейный напиток не остыл, — это захватывающе!

- А раскраски-антистресс, которые лежат на столах ваших кофеен?

— Это такой релакс для деловых людей. Раскрашиваешь листочек, и эмоции, которые засели в подсознании, выплескиваешь наружу. Заходят гости, начинают рисовать и через час просыпаются со словами «о, боже, где я!», не заметив, как пролетело время. Вообще секрет Buffetteria — теплое общение с бариста и впечатления. К нам идут расслабиться, переключить внимание с рабочих вопросов и снять стресс. Кстати, запах кофе является одним из трех уникальных ароматов, которые снижают этот самый стресс. Два других — это запахи свежеиспеченного хлеба и свежескошенной травы. Организовать пекарню в бизнес-центре довольно проблематично, ежедневно скашивать траву — тем более, особенно зимой (смеется). У нас остается кофе, и открыть эспрессо-бар в бизнес-центре — это лучшее решение.

- Какую роль играет ваша команда?

— Мы — это и есть команда плюс домашняя атмосфера. Ребята харизматичны и позитивны, у многих посетителей складываются теплые отношения. Не раз у нас образовывались пары. Начиналось с того, что гости спрашивали: «А что она любит?» или «Как достать его номер?». Потом тихонько просят нарисовать на капучино что-нибудь особенное. А потом уже и вдвоем приходят. Даже небольшая кофейня при бизнес-центре — хорошее место для деловых встреч. Бывает, посетители спорят о деталях контракта. После пары чашек нашего кофе успокаиваются, переходят на позитивный тон.

- Куда планируете развиваться?

— Вообще, я занимаюсь обучением персонала, хотя есть и обычные посетители, которые хотят научиться варить хороший кофе у себя дома. Спрос на такие знания хороший, поэтому мы хотим создать школу по кофейному мастерству. Еще я недавно ездил в Астану — ко мне обратилось руководство крупной казахстанской финансовой организации, хотят свои кофейни открыть. Там непаханое поле! Ну, а глобально — хотелось бы когда-нибудь выйти с Buffetteria на мировой рынок.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.