USD
448.15₸
-1.430
EUR
483.46₸
-3.480
RUB
4.86₸
BRENT
87.25$
BTC
70102.10$
-744.500

Бизнес-психолог: пятый элемент для создания dream team

Инструкция по созданию комфортной рабочей атмосферы

Share
Share
Share
Tweet
Share
Бизнес-психолог: пятый элемент для создания dream team- Kapital.kz

Что мешает коллективу выкладываться на 100%, откуда берутся конфликты и как сделать так, чтобы сотрудники были дружны? Вопрос качественной работы команды волнует почти каждого казахстанского руководителя.

О том, как справиться с задачей создания команды мечты и зачем для этого приглашать компетентного специалиста, «Капитал.kz» рассказал практикующий бизнес-психолог и преподаватель российского Национального исследовательского университета «Высшей школы экономики» Дмитрий Зверев.

- Кто такие бизнес-психологи и чем они отличаются от бизнес-тренеров?

— Бизнес-тренер занимается обучением и развитием персонала, а это лишь часть процесса бизнес-психологии. Человек, умеющий выстраивать бизнес-процессы, не всегда способен обучать. Задачи, которые раньше лежали на бизнес-тренере, сегодня делегируют психологу. Популяризировать услуги помогают аудиторские компании. Консалтинг все более активно развивает направление бизнес-психологии, которое раньше называлось управленческим конструированием, или консультированием по управленческим процессам.

- Услуги бизнес-психологов в странах СНГ — явление достаточно новое и тем не менее уже довольно популярное. Кто он — ваш заказчик?

— Действительно, новое. И сам класс профессиональных бизнес-психологов появился недавно. В России, например, история началась с формирования первой в мире магистерской программы подготовки бизнес-психологов НИУ ВШЭ. Сейчас уже более пяти поколений выпускников получили дипломы и вышли на работу в компании, которые нуждаются в подобных услугах. К нам обращаются и государственные органы, и заводы, и спортивные команды. Но все же чаще других поступают запросы от крупных игроков рынка FMCG и индустриалистов, которые тесно сотрудничают с консалтингом. В ХХI веке cильные игроки укрепляются, поэтому рынок сотрясает множество сделок по слияниям и поглощениям — «Вимм-Биль-Данн» стал частью Pepsico Group, Gillette был куплен Procter&Gamble. Вот здесь и открывается огромное поле для деятельности бизнес-психологов — коллективы сливаются и обновляются, а их нужно реорганизовывать, формировать новую идентичность.

- Какие тренды существуют на рынке услуг бизнес-психологии?

— Как я уже сказал, это явление для наших стран новое, явных трендов пока не наблюдается. Отмечу лишь один — объективизация оценок. Если раньше главным было участие или прохождение тренинга, то сегодня считается нормальным пройти обучение и не получить сертификат. Например, вы покупаете тренинг Ernst&Young за баснословные $8 тыс. и не получаете диплом участника. Те знания и умения, которые должны были быть сформированы по итогам обучения, просто не прошли проверку. То есть общество учится оценивать реальные результаты таких обучений.

- Востребованы ли подобные услуги для малого бизнеса?

— Востребованы, правда, им важнее решать маркетинговые задачи. Для небольших компаний в первую очередь нужно расти, а уже затем заниматься выстраиванием и укреплением организации. Бизнес-психологи помогают малому бизнесу сформировать идентичность бренда и правильно его позиционировать.

- С какими проблемами чаще всего обращаются руководители?

— С разными. Более того, их появление зависит от стадии развития рабочей группы. По Такмену, их пять: формирование (forming), накопление трудностей, установление норм и правил взаимодействия (norming), активная деятельность (performing) и распад (adjourning). У кого-то проблема в разном уровне вклада. Одни сотрудники выполняют львиную долю работы, а другие просиживают рабочие часы. Для выявления проблемы можно предложить игро-технические задания. Бизнес-психолог использует набор-конструктор и проводит реальную оценку вклада сотрудника в построение, например, вавилонской башни. Затем коллектив рефлексирует. Обычно происходит чудо — отрицать очевидный результат невозможно, человек осознает меру своего вклада и часто меняет поведение. Кого-то беспокоит низкий уровень взаимозаменяемости. Тогда психологом проводится работа по повышению навыков командной работы.

- Обычно управленец пытается просто собрать лучших. Правильно ли это?

— Тема тимбилдинга неразрывно связана со способами формирования любого вида коллектива — будь то музыкальная группа или футбольная команда. Хороший пример — ФК «Реал Мадрид». Клуб ничего не выигрывал, пока просто скупал лучших — Зидана, Бекхэма, Фигу. Сегодня там 2−3 ярчайшие звезды, остальные — просто игроки высокого уровня, при этом команда берет Лигу чемпионов впервые два раза подряд. Получается, самые компетентные вместе работают менее эффективно, чем коллектив, который способен подстроиться, а не тянуть одеяло на себя. Кстати, команда или коллектив — не лучшие определения, лучше — рабочая группа. Руководители должны сделать из группы рабочую группу, заставить ее эффективно работать, в этом одна из их задач и часто им помогают бизнес-психологи.

- Часто руководители видят проблему, но не знают, в чем ее причина. С чем же обращаться к бизнес-психологу?

— Выявить причины — и есть задача бизнес-психолога. А их может быть множество. Есть такое выражение — «an elephant in the room», или «слон в комнате» — все в коллективе знают о проблеме, но никто о ней не говорит. Нахождение этих «слонов» и вынесение их на общий дискурс — задача бизнес-психолога.

- В какой момент нужно подключаться руководителю и воплощать полученные результаты в жизнь компании?

— Управленец подключается после рефлексирования от проведенных мероприятий. Рефлексия — важнейшая часть работы с группой. Идет она по 6 шагам: какие получили эмоции; что именно происходило, какая получилась картина; какие выводы из упражнений, эмоции из этих выводов; перенесение выводов на реальную рабочую деятельность, и самый последний и главный вопрос — что сотрудник или группа будут делать иначе. Здесь подключается начальник, приводит негативные или позитивные примеры из работы и подводит итог, дополнительно проговаривая полученные от работы бизнес-психолога результаты. Важно вывести опыт игрового задания в коллективную работу.

- Как быть компаниям, у которых нет возможности обратиться за помощью к бизнес-психологу?

— В конце концов все сводится к простой философии — быть этичным, корректным руководителем. Если вы допускаете ошибки и искренне в них раскаиваетесь, то коллектив вас простит. Постарайтесь действовать в общих интересах, учитывайте мнение коллег, идите на компромисс. Лучшая стратегия — win-win, или взаимная выгода. Можно использовать простые и понятные способы мотивации — показывать видео с историями успеха или предлагать прочесть книги о миллиардерах, которые достигли процветания благодаря тому, что выходили за рамки должностных инструкций. Обменивайтесь своими идеями по улучшению компании и обязательно вкладывайтесь в свою группу!

Если коллектив создается с нуля

Лучше всего пригласить специалиста. Бизнес-психолог проведет тренинг по формированию рабочей группы, состоящий из знакомства, упражнений на сплочение и правильное принятие решений, достижение совместных целей. Вне тренинга человеческие отношения выстраиваются хаотично, а с ним есть возможность узнать о коллегах что-то интересное. Это и помогает сформировать доверительные дружеские отношения. Правильно проведенный тренинг c 3−4 заданиями за 1,5 часа ускорит и сделает более качественными процесс формирования группы, который в случае его отсутствия шел бы до 3−4 месяцев.

Это поможет:

1. Берем у новичка интервью на любую тему — как провел последний отпуск, какой любимый фильм и почему именно он и проч.

2. Заполняем заранее распечатанную форму странички Facebook: где родился, чем интересуется, за какие команды болеет, в детстве мечтал быть и проч. Знакомим со страничкой весь коллектив.

3. Рассказываем 3 факта о себе: 2 ложных, один настоящий. Коллектив угадывает, какой.

4. Рисуем на доске хронологию событий: родился, поступил в университет, устроился на работу, впервые поехал за границу и проч. Коллектив может задавать интересующие вопросы.

Если коллектив находится в процессе формирования

Вы обновляете команду, дополняя новыми сотрудниками, или сливаете несколько коллективов в один. До тех пор, пока мы не поймем, в каком составе участников мы планируем работать, тренинги проводить не стоит. В случае замены членов повторный тренинг может быть воспринят негативно. Достаточно формальных процедур — знакомство и мини-задания новичкам — для понимания того, как они будут сосуществовать со старичками. Когда состав коллектива сформируется, можно будет приступать к полноценным тренингам.

Это поможет:

1. Подключаем новичка к решению простых рабочих вопросов вне его обязанностей.

2. Разделяем рабочие вопросы по группам и назначаем конкретных наставников.

3. Беседуем с новичком после недели, 2 недель, месяца в дружеском ключе: говорим о впечатлениях, сложностях и успехах.

Если группа сформировалась и стабильно работает, но в ней присутствуют конфликты

Здесь нужно понимать, что мы имеем дело с людьми, у которых опыт работы в команде различен: кто-то прошел четырех руководителей, кто-то только после стажировки. Можно проводить планерки и встречи с совместным обсуждением и решением текущих задач. Если конфликты открытого типа, нужно найти их причину. Корень бытовых проблем кроется в плохо выстроенных управленческих процессах — ищите менеджера! Если конфликт обусловлен конкурирующей средой (например, в отделе продаж или маркетинга), то его нужно не устранять, а перенаправлять. Из деструктива (оскорбления, переходы на личность, подковерная борьба и проч.) — в конструктив. Деструктивное поведение стоит изобличать, обсуждать всем коллективом и не допускать. Зачинщики будут недовольны, однако нужно приучить коллег вести справедливую игру.

Это поможет:

1. Коллектив анонимно пишет об имеющихся проблемах на бумаге.

2. Результаты зачитывают, затем ранжируют сложность решения по баллам. Выявляют самые упоминаемые проблемы и самые простые для решения. Затем проводится голосование за способ решения задач.

Легче начать с простых — кто-то мог не знать о том, что в коллективе не принято обедать на рабочем месте или разговаривать по телефону в open space. Их мы решаем сразу. Самым упоминаемым и более сложным вопросам стоит уделить особое внимание — это то, что вредит всему коллективу. Финансовые и карьерные вопросы решать еще сложнее, однако о них тоже стоит позаботиться.

Примеры эффективных упражнений тренинга формирования рабочей группы

Когда все получается, но руководителю хочется еще лучше. Создаем творческий конфликт

Задание «Кораблекрушение» — это часть тренинга, которая применяется на разогретой группе. Ваш корабль тонет, но рядом находится плот, на котором можно спастись. На корабле есть предметы, которые стоит захватить с собой на плот. Правда, брать их можно по одному, поэтому плавать придется много раз. Среди списка — спички, зажигалка, рыболовная сеть, плеер, фаеры, бутылка пресной воды и многое другое. Задача: обозначить порядок, в котором вы будете плавать за предметами. Есть правильное решение (сначала фаеры, чтобы привлечь внимание спасателей, затем зажигалка, затем спички, чтобы высушить спички и так далее по списку), от которого будет зависеть ваше спасение. Задача выполняется индивидуально, затем в паре, мини-группе и всем коллективом. Высчитывается коэффициент выживаемости, далее команда рефлексирует — где и в чем потеряли, почему не услышали партнеров, что помешало.

Цель задания: выявить отклонения в групповой работе и подчеркнуть выгодность принятия совместных решений. Ведь на неудачу в спасении повлияли неумение слушать или договариваться, желание продвинуть собственную точку зрения.

Когда в коллективе проблемы. Решаем их изнутри с помощью менеджера. После этого даем участникам конфликта высказаться

Упражнение из тренинга «Горячий стул». Проводится только с помощью специалиста. Бизнес-психолог приглашает одного из участников конфликта в центр круга из коллег. Объявляется, что каждый по очереди может (если хочет) сесть на «горячий стул». Сидящему на таком стуле участники вправе дать обратную связь, особенно неудобную, ту, о которой было сложно сказать без тренинга.

Цель задания: завершить в настоящем ситуации, не законченные в прошлом.

Дмитрий Зверев — бизнес-психолог и преподаватель факультета НИУ ВШЭ. Закончил НИУ ВШЭ, дополнив образование повышением квалификации в области бизнес-психологии в британских University of Westminster и London Metropolitan University. Дмитрий начал свою карьеру в крупной компании в качестве HR-менеджера, в дальнейшем сконцентрировал внимание на преподавании и частном консультировании многочисленных клиентов.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.