USD
442.05₸
+0.610
EUR
474.14₸
+1.050
RUB
4.74₸
-0.010
BRENT
87.26$
+1.100
BTC
60116.10$
-3745.400

Как делать бизнес на съедобных букетах

Элина Калпенаева об овощной флористике, стартовом капитале и о том, как поделили рынок с конкурентами

Share
Share
Share
Tweet
Share
Как делать бизнес на съедобных букетах- Kapital.kz

Когда оказываешься в офисе «ОБукет», кажется, что в помещении смешиваются запахи всех праздников сразу: еле уловимый запах роз к 8 Марта, сладкий запах фруктов и такой новогодний запах корицы и мандаринов. За столом сидит хрупкая девушка с шикарной копной кудрявых черных волос. В перчатках и фартуке она нанизывает один за другим фрукты на деревянные шпажки и раскатывает свернувшуюся в трубочки яблочную пастилу. В комнату входит Элина Калпенаева, владелица «ОБукет». При виде наших удивленных лиц она с легкой улыбкой добавляет: «Мы еще делаем пивные букеты с колбасками», после чего, кажется, наши с фотографом лица становятся еще более удивленными. «Овощная флористика — это так необычно и ново. Я буквально влюбилась в нее, и мы решили работать в этом направлении», — рассказывает она, пока мы усаживаемся на мягкий диван. О том, как делать бизнес на съедобных букетах из фруктов, овощей и даже колбасок c пивом, «Капитал.kz» рассказала Элина Калпенаева, владелица «ОБукет».

Работа на опережение

Когда мы только задумались о том, чтобы открыть бизнес на овощных букетах, у нас с супругом уже был примерно похожий бизнес. Мы занимались продажей и доставкой цветов, но чуть позже мы разделились: я ушла в овощную флористику, а он продолжил заниматься цветами. Тогда на российском рынке стали появляться концепты овощных и фруктовых букетов, в которые я буквально влюбилась. Это было так необычно и ново, что мы решили перенести идею на местный рынок и попробовать работать в этом направлении. Мы долго думали, как назвать компанию. Изначально идея была дать название «Овощные букеты», но, знаете, это все так длинно звучит и пишется, что мы просто сократили первое слово до «О» плюс «букет» и в итоге так и оставили.

488468cdb8428759595191f8f53.jpg

Стартовали в ноябре прошлого года, но, как оказалось, на тот момент на рынке ужа была достаточно крупная компания, которая также занималась овощной флористикой. Мы условно разделили ценовые ниши между собой: наша компания стала делать более дорогие букеты, а они — бюджетные. Наши конкуренты практически не работают с цветами и используют в основном фрукты и овощи. Из-за этого букеты у них стоят дешевле. Кроме того, на рынке стали появляться мелкие предприниматели, которые также пытаются создавать что-то подобное. Чаще всего это домохозяйки, так что говорить о массовости не приходится. Все это живая конкуренция. Если ее совсем нет, то становится скучно. Конкуренция подстегивает тебя к развитию и созданию чего-то нового, ты стараешься работать на опережение. Тем более что мы все работаем в большом городе, так что клиентов на всех хватит.

Любители остренького

Были клиенты, которые писали мне: «Вы что, за 10 яблок хотите 12 тыс. тенге? Лучше я пойду куплю килограмм яблок, сама натыкаю их на шпажки и дешевле выйдет». Никто не думает о том, что мы платим за аренду, оборудование, покупаем какие-то вещи для оформления и у нас есть прочие расходы. Цену на букет устанавливаем исходя из себестоимости продуктов плюс работа флориста. Среднее время на сборку одного букета составляет 40 минут. Букет цветов, кстати, по стоимости выходит намного дороже, но никто не оспаривает эти цены.

3388ce82b6096ed895048d0a1cb.jpg

Сейчас в самом разгаре сезон голландских тюльпанов и пионов. Оптовая цена за один пион составляет 2 тыс. тенге. Мы недавно делали букет из фруктов и нескольких пионов и нам стали писать: «Вы что, с ума сошли? Продавать букет из 5 пионов за 25 тыс. тенге». Первое время было так обидно, что хотелось руки опустить и сказать, что все зря. Но потом стали появляться благодарные клиенты, которые вновь и вновь возвращались, и мы воспряли духом.

Пока что самый дорогой букет, который мы делали, стоил 30 тыс. тенге. Это огромный букет из фруктов и цветов, к тому же очень тяжелый. А самый бюджетный — 7 тыс. тенге. Есть еще клубничные букеты, стоимостью в 8 тыс. тенге. Они сейчас в самом тренде. Перед 23 февраля мы задумали создать «пивной» букет. У наших конкурентов уже было что-то похожее, но там была бутылка пива и рыба как украшение. Нам показалось, что рыба в этом случае не самый лучший вариант, и мы решили вместо этого использовать колбаски. Клиентам понравилось. Есть любители остренького. Недавно мы делали на заказ букет с перцем чили. Он по форме напоминает факел и полностью выполнен из чили.

Затишье перед праздниками

В проект мы вложили около 1 млн тенге. Этих денег хватило, чтобы открыться. Нам понадобился большой, почти промышленный холодильник, цена на который начиналась от 300 тыс. тенге и доходила до каких-то астрономических цифр. Допустим, на 8 Марта мы закупали фрукты, которые не просто в холодильник не влезали, их приходилось ставить в коридоре в больших ящиках. Обычный домашний холодильник нам бы не подошел, просто потому что он маленький.

Проект окупился достаточно быстро. Можно сказать, что после Нового года мы вернули половину средств, которые вложили в проект. В канун праздника мы ушли в 9 вечера, так как также было очень много заказов. У нас была идея создать не букеты, а тематические настольные композиции. Они были с еловыми ветками, фруктами и цветами.

9a44af486cbd085fbe314777c60.jpg

Второй крупный праздник — 8 Марта — был не менее загруженным. Где-то с 6 по 9 марта были самые сумасшедше дни и очень много заказов. Мы буквально спали на диване в офисе по очереди, чтобы передохнуть. На праздники ты вообще работаешь в режиме нон-стоп и спишь всего пару часов в сутки.

9 марта мы уехали в отпуск на месяц. Мой телефон был со мной, я принимала заказы, а девочки работали из Алматы. С середины марта до середины апреля у нас было около 150 клиентов и это время можно назвать затишьем. На тот момент чистый заработок у нас составил 400 тыс. тенге. То есть это в такой мертвый сезон, когда не было никаких праздников.

4ee2da6eb844fd75f53291a13f8.jpg

Кстати, чаще всего букеты заказывают женщины. На 23 февраля у нас было около 200 пивных букетов от женщин, а на 8 Марта именно от мужчин заказов было мало. В основном это были женщины, которые заказывали букеты для мам, подруг или коллег. Мужчины, как мне кажется, опасаются реакции самих женщин на такой необычный букет. У мужчин такая логика, что лучше он купит 101 розу и это будет наверняка, чем будет экспериментировать. К нам приходит много женщин, которые рассказывают примерно следующее: «Я его носом уже тычу в ваш Instargam, говорю: „Смотри! Хочу!“, а он опять мне розы дарит».

Сезон фруктов и овощей

Как и на цветочном рынке, у нас тоже есть сезонность. Как правило, после праздников на рынке всегда затишье. Бывает так, что за день к нам обращаются по 17 клиентов, а бывает, что только один. Летний период мы еще не переживали, но если опираться на цветочный бизнес, то лето — мертвый сезон. Уже где-то в сентябре продажи снова начинают расти, потом идут все эти чудные праздники, когда цветочные компании снова начинают зарабатывать и могут купить себе дома, квартиры и машины. Мне кажется, что у овощной флористики все должно быть по-другому, так как это сезон овощей и фруктов и можно придумать много всего интересного.

c6f0cea2a40ff6f1e974b05e984.jpg

Самая большая сложность, с которой мы до сих пор не можем справиться, это наработка постоянных поставщиков. Каждый раз мы вроде бы находим поставщика фруктов или овощей, нам привозят ящик яблок, но половина оказываются испорченными. Это все издержки, но никто не возвращает тебе деньги. Были случаи, когда мы делали букеты из гранатов. Часть из них были разрезаны (так было задумано для дизайна), а часть закрытые. Так вот потом клиенты звонили и говорили, что те, что были закрытые, были испорченными. А мы ведь не можем это никак заранее проверить.

Пока у нас были маленькие объемы, мы сами ездили на рынок и закупали всего по чуть-чуть, иногда даже несколько раз на день. Но когда бизнес стал расти, главной проблемой стал поиск добросовестного поставщика. В супермаркетах покупать продукты вообще не вариант, так как там овощи и фрукты хранятся по несколько недель.

2e9601ecdc3a737b82d5793007e.jpg

Пока для продвижения мы используем только Instagram. Есть еще Facebook, но я постоянно про него забываю. Мы не скрываем, что наш аккаунт не растет сам по себе, иногда мы пользуемся таргетированной рекламой.

На следующий год мы планируем зайти на площадку какого-нибудь выставочного павильона в ТРЦ. Таким образом, мы хотим повысить узнаваемость бренда, а на цене это никак не скажется.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.