USD
449.30₸
+0.720
EUR
489.69₸
+1.140
RUB
4.89₸
+0.010
BRENT
86.74$
+0.010
BTC
65916.60$
-1631.300

Легко ли быть франчайзи

Как вести бизнес по крупной международной франшизе?

Share
Share
Share
Tweet
Share
Легко ли быть франчайзи- Kapital.kz

«Додо Пицца» — международная сеть пиццерий, чья история началась в 2011 году в Сыктывкаре. Через 4 года работы выручка компании превысила миллиард рублей, а в 2016 эта сумма выросла почти втрое. Сейчас в сети уже 164 точки, в планах — 400 пиццерий до 2020 года по всему миру, включая США и Китай, а также выход на IPO. Основатель «Додо» Федор Овчинников считает, что успех его бизнеса — в открытости. Предприниматель публикует всю финансовую отчетность и пишет честный блог sila-uma.ru: как начинал, как развивал сеть и привлекал инвестиции. Искренность подкупает — именно блог помог продавать франшизу и продвигать личность ее создателя. Так основатель «Додо» стал иконой в предпринимательской среде.

5bfb875d71665bcb2d8ba75c6b6.jpg

«Если вы надеетесь вложить деньги и больше никогда не появляться на кухне — эта франшиза не для вас. У нас франчайзи следят за показателями, лично проверяют кухню, общаются с клиентами и держат руку на пульсе. Халявы не будет», — честно предупреждает сайт франшизы «Додо». Эта сеть пиццерий требует не только постоянного участия франчайзи, но и выполнения жесткой системы стандартов: начиная от выбора помещения, заканчивая «воздушностью» корочки на пицце. Только так бизнес будет работать одинаково хорошо в любой стране мира.

Первая казахстанская точка «Додо» появилась летом 2015 года в Каскелене под управлением франчайзи Алексея Ковальчука. По требованиям управляющей компании, первая пиццерия франчайзи не может быть в городе свыше 500 000 человек и рассчитывается как 250 000 человек в городе на одну точку, поэтому Алексей запустил пиццерию в Алматинской области, чтобы скорее выйти на рынок Алматы. Вторым партнером стал Константин Тарасов. Он также в 2015 году открыл «Додо» в Костанае, а уже в декабре 2016 года состоялось техническое открытие пиццерии «Додо» в Алматы. «Капитал.kz» встретился с Константином, чтобы узнать, каково вести бизнес по крупной международной франшизе.

 — Как началось ваше сотрудничество с «Додо»?

 — Открытие в крупных городах и мегаполисах сразу невозможно, даже если у франчайзи есть большой опыт работы и хорошие финансовые возможности для запуска нескольких объектов. Таким образом, в 2015 году выход на крупные города был закрыт. Можно было выбрать город до 500 тысяч (при этом открыть 2 точки). Алексей Ковальчук начал с Каскелена, а я поехал в Костанай. После успешного запуска и развития этих городов нам можно было участвовать в тендере и выходить на другие города, в случае победы. Для открытия точки в Алматы мы объединились и выиграли тендер. Третий казахстанский франчайзи начал с Усть-Каменогорска, затем открыл точку в Караганде и подписал договоры на Астану, Экибастуз, Темиртау и Семей. Мы же ограничились Павлодаром, Костанаем и Алматы — это почти 15 пиццерий, нам хватит работы на 3−4 года.

— Чем вы занимались до работы с «Додо»?

 — Продолжительное время я работал по найму в различных компаниях. Меня всегда интересовала предпринимательская деятельность, но для серьезного бизнеса мне не хватало большой идеи и средств, поэтому все время работы в компаниях я совмещал с небольшими предпринимательскими проектами. Я гонял и перепродавал машины, занимался автоаксессуарами, компакт-дисками, детскими игрушками и другими небольшими бизнесами.

56b5fec8b2b777f5e55043709d9.jpg

В 2014 году я написал «Додо» письмо, что хочу стать их партнером в Казахстане. Тогда они ответили, что пока не рассматривают вариант продажи франшизы на Казахстан. Спустя год я получил письмо с приглашением приехать на месячное обучение. Почему уже спустя год ответ был положительным? Незадолго до их письма Алексей Ковальчук приехал в Сыктывкар без приглашения и заявил, что не уедет, пока не продадут франшизу в Казахстан. Он убедил управляющую компанию в развитии на Центральную Азию, обучился 2−3 месяца и вернулся домой с подписанным договором. Так я стал вторым франчайзи из Казахстана. Точка Алексея и моя точка открылись с разницей в полтора месяца: он стартовал в июле 2015 в Каскелене, а я запустил костанайскую точку в сентябре. 15 февраля 2017 года стало днем официального рождения алматинской «Додо Пиццы».

48fb52361b30bf7bc652d1e42bf.jpg

 — Почему именно «Додо»? Есть и другие сильные франшизы, например, Papa John`s и Domino`s Pizza.

 — Во времена наемной работы я часто бывал в Москве. Как известно, по многим аспектам бизнеса мы отстаем от столицы России на несколько лет. У меня там живет близкий друг детства, которого я каждый приезд расспрашивал об успешных бизнес-кейсах. Однажды он позвонил мне и посоветовал прочитать книгу «И ботаники делают бизнес» о Федоре Овчинникове. На тот момент это была очень популярная книга среди стартаперов. Я прочитал и был впечатлен его историей, позднее посмотрел выпуск передачи «Бизнес Секреты» с Олегом Тиньковым, где в гостях был мне уже известный герой — Федор, который начинал создавать большую международную компанию. Вот тогда я основательно загорелся его идеей, перечитал весь блог sila-uma.ru и понял, чем хочу заняться. Меня подкупила личность Федора: его отношение и открытость. Для Казахстана это вообще нонсенс: у нас никто не публикует свои отчеты и не делится ошибками, об этом просто не принято говорить вслух. Федор честно признавался в своем блоге, что книжный бизнес он продал с убытком, но при этом извлек все ошибки и с учетом опыта готов к большому, действительно большому и масштабному делу. Он ездил работать в Papa John`s, McDonalds, Sbarro, затем придумал концепт и модель бизнеса и успешно запустил собственную сеть. Постепенно сеть «Додо» начала набирать обороты, и я понял потенциал динамики их развития. Точка входа была не такая дорогая, как в Papa John`s и Domino`s Pizza. Я решил, что это перспективный проект с небольшим входом и уволился с последнего места работы, поехал в холодный Сыктывкар и стал одним из сподвижников сети.

 — Сколько вы инвестировали во франшизу?

 — Паушальный взнос небольшой, это не секрет: 350 тысяч рублей + НДС. В него входят обучение, проектирование пиццерии, поддержка, доступ к базе знаний, общение с действующими франчайзи. Все основные инвестиции — это вложения в помещение, инфраструктуру, оборудование, в первые закупки и команду. Минимальный вход зависит от формата. У нас формат семейной пиццерии с детской комнатой — это максимальный формат. Есть вариант попроще — городская пиццерия без детской комнаты с меньшим залом и кухней. Инвестиции в запуск составляют от $100 тыс. до $150 тыс. Половина уходит на строительство, 30% - на закупку оборудования, инвентаря и прочие инфраструктурные решения и 20% на операционные расходы и первичный оборот. Нам повезло с открытием в Костанае: все строительные работы и закупки закончили прямо перед обвалом тенге летом 2015-го. Мы покупали все по курсу 180 тенге и дешевому российскому рублю. Тем не менее это добавило стресса — было сложно открываться в такой тяжелый для страны период, тем более без опыта в сфере общественного питания. Мы работаем в Костанае с 2015 года, но еще не окупились. В середине 2017 года планируем окупиться полностью. Мы уже вышли в плюс и в Костанае, и в Алматы. Наша рентабельность составляет около 20%, за вычетом налогов и банковских комиссий остается 13−15%.

ebc5dbdec8b5d351849534436b3.JPG

 — Сложно ли следовать жестким стандартам франшизы? И какие еще трудности встретились во время развития?

 — Стандартам следовать несложно, здесь важна жесткая и системная работа с командой и менеджментом. Стандарты постоянно меняются: за ними надо следить, вовремя обновлять, сообщать сотрудникам и мониторить выполнение. В этом помогает управляющая компания, которая организовывает работу «тайных покупателей». Для этого даже была создана специальная компания — «Додо Контролинг». Каждую неделю эти покупатели производят контрольные закупки в зале и заказывают доставку, заполняют форму, делают фотоотчеты и отправляют в управляющую компанию в Сыктывкар. Также 2 раза в месяц к нам без предупреждения приходит проверяющий по стандартам. У него есть чек-лист для проверки и фотоаппарат. Мы обязаны пустить его на кухню, чтобы он посмотрел сроки годности, обязательные ингредиенты, маркировки, этикетки, внешний вид сотрудников, оборудование и проверил чистоту. Проверки держат в тонусе, ведь на их основании выводится рейтинг. Рейтинг очень важен: он влияет на открытие новых точек, но также может привести к закрытию пиццерии. Это лакмусовая бумажка, показывающая хорошо все идет или плохо.

 — Какие еще были сложности?

 — Сам период строительства и запуска всегда стрессовый. Когда ты сам открываешь заведение, тебе не нужно ни с кем ничего согласовывать, все сроки под личным контролем и ответственностью. В случае с франшизой ты должен успеть все за жестко лимитированное время. Вы получаете готовый проект: каждый сантиметр, каждая мелочь и деталь должны совпадать. Нужно уладить очень много моментов и согласовать со всеми инстанциями. Без опыта в первой пиццерии было очень трудно. Где-то подводят поставщики, где-то хочешь сэкономить, но экономия выходит боком. Еще важно помнить о маркетинге и заниматься кадрами. У начинающей команды нет ресурсов, чтобы нанять отдельного HR-менеджера или снабженца. Франчайзи — это универсальный солдат, которому приходится думать обо всех направлениях стартапа: от бухгалтерии до стройки.

ab3ace7fa058f2f2e1d535fdb95.JPG

 — Пицца в «Додо» стоит дороже среднестатистической пиццы в Алматы. Как вы продвигаете более дорогой продукт?

 — Да, наша цена выше общепринятой, но мы не идем по пути конкуренции в цене. Мы четко понимаем, что не можем соревноваться с дешевыми пиццериями и доставками. За дешевыми пиццами не может стоять качественный продукт. Цены в «Додо» основаны на довольно высокой себестоимости хороших продуктов, работе «вбелую», хороших условиях для команды и гостей. Например, мы работаем с настоящей моцареллой без растительных жиров, итальянским пицца-соусом, без компромиссов. Есть большой список ингредиентов, которые должны быть определенного качества и не могут быть заменены на более дешевые аналоги. Поэтому большую часть ингредиентов покупаем в России. Сомневаюсь, что дешевые пиццерии используют настоящий томатный соус или тот же сыр моцарелла. Для них важно лишь сделать недорогую пиццу сносного качества, чтобы дешево продать и удивить покупателя ценой, но едва ли качеством. Это не наш метод. Мы гордимся своим продуктом и устанавливаем такую цену, при которой мы сможем обеспечивать свою жизнедеятельность и окупаться.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.