USD
494.87₸
-0.330
EUR
520.65₸
-1.690
RUB
4.91₸
-0.030
BRENT
74.64$
+0.090
BTC
99049.30$
+1005.400

Американские компании заинтересованы в казахстанском рынке

Торговый атташе США о привлекательности казахстанского рынка

Share
Share
Share
Tweet
Share
Американские компании заинтересованы в казахстанском рынке- Kapital.kz

Казахстан — США. Почти четверть века дипломатических отношений и несколько сотен компаний, которым стал интересен местный рынок. Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz встретился с Майклом Лалли, советником по Коммерческим вопросам в странах Евразии в Посольстве США в Москве, который консультировал американские компании по политике приватизации и вел переговоры с правительством Казахстана. В свое время, он возглавляет офисы Коммерческой службы США в Казахстане, России и Украине, которые занимаются поддержкой американских компаний, а с 1996—1999 годы, был старшим торговым атташе в Торговом Отделе Посольства США в Алматы. Лалли рассказал, как в 90-е работал в Казахстане, какие американские компании вошли на рынок, и что изменилось с тех пор.

— Какое впечатление на вас произвела страна, когда вы в первый раз приехали?

— У нас бы огромный интерес к рынку, ведь страна развивалась. Тогда на рынке были предоставлены крупные компании. Если сравнивать их по количеству инвестиций, то наибольший интерес представлял нефтегазовый сектор. Но я бы не хотел концентрироваться только на них, так как для американских компаний главное это обучение и развитие нового персонала, в том числе местного. Приведу пример: мы сидим в здании Citi Bank, который открыл свой первый филиал в 1996 году. В штате тогда было где-то 40−45 человек, во главе которых был американский банкир. Сейчас практически во всех американских компаниях местный персонал и местное руководство. Это происходит потому, что уже в течение двадцати лет мы приобрели международный опыт и смоги развить человеческий потенциал. Подход американских компаний в том, чтобы развивать местный персонал в долгосрочной перспективе.

— Как мне кажется, когда вы стали заниматься поддержкой американских компаний в середине 90-х, о Казахстане среди американских бизнесменов было не так много известно…

— Да, вы абсолютно правы. На тот момент мало кто из американских компаний, за исключением тех, кто бы занят в энергетике, знал о стране. Уже со временем пришло понимание, где находится страна и какие у нее прекрасные возможности и потенциал. Я даже приведу цифры. Помню, когда я только приступил к своим обязанностям, у меня был список американских компаний, которые работают в Казахстане. Их было около восьмидесяти. Мы этим очень гордились, так как их число росло и увеличилось до трехсот.

— Но это были только крупные компании?

— Поначалу да, но со временем на рынок стали заходить не только большие компании, но и средний бизнес. Мы организовывали визит делегации, чтобы привлечь внимание к стране. Конечно, взаимодействие между нашими правительствами также помогло в этом плане.

— Какие отрасли были наиболее интересны для американского бизнеса?

— В первую очередь это энергетика, так как Казахстан играет лидирующую роль в мировой энергетике. Буквально позавчера я прилетел из Астаны, где мы обсуждали возможные пути развития. На рынке ведь есть не только крупные компании, такие, как John Deer, есть ведь и компании, которые представляют американские копании на казахстанском рынке. Например, в Петропавловске есть компания «Комитекс», которая представляет три или четыре американские компании на местном рынке. Из областей можно выделить сельское хозяйство и медицину. Здесь можно найти американское оборудование.

— Трудности какие-либо были во время работы на местном рынке?

— Я не могу сказать, что были какие-либо трудности у казахстанского правительства со стороны Американской торговой палаты. Но я видел, что Казахстан находится на пути долгосрочного развития. Компании всегда хотят стабильно сотрудничества со стороны таможни, законодательной базы и налогообложения.

8e9e6345d3f93276836a9f10780.png

— Вы помогаете американским компаниям выходить на казахстанский рынок. Есть ли обратный процесс, то есть помогаете ли вы местным компаниям в плане выхода на рынок США?

— Ваше посольство очень активно работает в этом направлении. Насколько мне известно, ваше посольство очень тесно сотрудничает с американскими партнерами в плане экспорта и взаимовыгодных отношений. Это такое разделение труда: американские компании заинтересованы в казахстанском рынке и наоборот.

— Посольство как-то способствует тому, чтобы на местный рынок выходили крупные франчайзинговые сети?

— Мы работаем на так называемом оригинальном уровне. Принимая во внимание, что есть около тысячи американских компаний на российском рынке и около двухсот на рынке Украины, мы стараемся заинтересовать их и рассказываем о Казахстане. У вас есть новый потребительский класс, который заинтересован не только ресторанных франшизах, но и других сферах. Есть химчистки, компании по образованию или обучению английского языка, поэтому мы работаем не только на страновом, но на региональном уровне.

— Вы работали на территории трех стран: России, Казахстана и Украины. Есть ли существенная разница между нашими рынкам, а также меняется или интерес со стороны американских компаний от страны к стране?

— Это все зависит от конъюнктуры рынка. Например, в Украине очень хорошо развивается отрасль сельского хозяйства и легкой промышленности. Но то, что мы видим в Казахстане, с провидением экономических реформ и увеличением ВВП на душу населения, то мы видим, что в стране очень активно развиваются разные сектора экономики. Например, в Атырау есть американская компания, которая производит бетонные блоки. Другой пример — Stewart Glass- компания, которая занимается производством листового стекла.

Здесь еще вопрос инвестиций. Некоторые считают, что можно приехать и сразу же начать инвестировать. Кто-то изучает рынок в течение шести месяцев и говорит, что построит завод и сразу же начнет получать прибыль. В деловом мире так дела не делаются. Любая компания, в том числе американская, в первую очередь, изучает рынок и открывает на месте каналы продаж. Со временем, если рынок развивается достаточно хорошо, то компания может открыть какие-то свои совместные предприятия уже после этого строить завод. Я считаю, что основной задачей экономической политики, является создание инвестиционного климата и развития путей сотрудничества.

— Как на сотрудничестве между странами повлияла экономическая ситуация в стране и в мире?

— Здесь есть два направления: прямое и непрямое. В Персидском заливе, в Южной Америке и в США, падение цен на нефть коснулось практически всех секторов. Конечно, цена сейчас немного стабилизировалась, но я не могу предсказать, как будут обстоять дела через год или два. Когда есть некая диверсификация, то становится немного более «гладко». Но это в том случае, когда есть неэнергетические ресурсы. В целом я считаю, что наши отношения будут только крепнуть. Между нашими государствами уже образовалась крепкая взаимосвязь.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.