Малый сектор показывает высокий уровень устойчивости к кризисным явлениям — малые предприятия в условиях резкого замедления экономического роста в стране сумели существенно нарастить не только доходы, но и чистую прибыль по итогам 2016 года. Об этом сообщает аналитическая служба Finprom.kz.
Совокупно в 2016 году малые предприятия заработали почти 2 трлн тенге чистой прибыли (до налогообложения) — это не только значительный прорыв по сравнению с убыточным 2015 годом, но и самый большой размер показателя с 2010 года.
Напомним, в 2015 году в секторе был зафиксирован чистый убыток в размере 174 млрд тенге.
Генерация прибыли сопровождалась ростом числа активных участников рынка — за год их количество увеличилось на 8%.
Получить такой результат малые предприятия смогли благодаря более существенному росту доходов по сравнению с темпами увеличения расходов в прошлом году.
В 2016 году совокупный объем доходов малых предприятий превысил 22 трлн тенге, или на 6,6 трлн тенге (+42,6%) больше, чем в 2015 году. Затраты малого сектора на выпуск продукции и услуг, административные и прочие расходы сложились в размере 20 трлн тенге. Это на 4,5 трлн тенге, или на 29% больше уровня годом ранее.
Почти весь объем прироста доходов малых предприятий обеспечила выручка от основной деятельности, продаж товаров и услуг, — за 2016 год ее объем составил почти 19 трлн тенге, или на 5,3 трлн тенге больше, чем в 2015 году (+39%).
Приток непрофильных доходов (от финансирования и прочие доходы) в прошлом году составил 3,3 трлн тенге. Это на 1,3 трлн тенге больше суммы, полученной в предыдущем году.
Согласно планам реализации Модернизации 3.0 в Казахстане, к 2050 году вклад малого и среднего бизнеса в ВВП страны должен составить не менее 50%.
Для достижения данной цели предполагается комплекс мер, в том числе:
— Реализация с текущего года Программы продуктивной занятости и развития массового предпринимательства.
— Фронтальное снижение всех видов издержек для бизнеса, особенно стоимости услуг в энергетике, транспорте и логистике, а также в ЖКХ.
— Снижение доли государства в экономике до 15% в ВВП, до уровня стран ОЭСР.
— Расширение государственно-частного партнерства, передача ряда госуслуг бизнесу.
— Недопущение ценовых и тарифных сговоров.