USD 335.24
EUR 395.82
RUB 5.82
BRENT 57.75
Открыть школу дрон-рейсинга и заработать на этом
Тлек Ерсаин
Как открыть школу дрон-рейсинга и заработать на этом
Станут ли гонки мультикоптеров новым видом спорта

Когда впервые видишь квадрокоптер, создается впечатление, что этот небольшой гаджет мало на что способен. Сами посудите: небольшие габариты, четыре винта и в лучшем случае камера, которая иногда бывает тяжелее самого дрона.

«В Казахстане дроны воспринимаются как игрушки или как возможность снять свадьбы», – говорит руководитель школы дрон-рейсинга Dragonfly System Уалихан Турдалиев, когда мы встречаем его во внутреннем дворике Аграрного университета. В руках у него пульт от дрона, а сам квадрокоптер летает недалеко от нас, делая снимки.

Несколькими месяцами ранее Уалихан с командой запустили школу дрон-рейсинга, чтобы дать возможность студентам собирать собственные дроны и устраивать на них гонки.

Управляемые с помощью специальных очков или вручную, дроны стали героями нового вида спорта – дрон-рейсинга – гонок мультикоптеров, для которых специально приспосабливают заброшенные здания, заводы или даже строят отдельные взлетные полосы. Соревнования по дрон-рейстингу красочные и захватывающие. Пилоты мультикоптеров состязались друг с другом, преодолевая серии препятствий: мосты, тоннели, кольца, трамплины и ворота. Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz  поговорил с руководителем школы дрон-рейсинга Dragonfly System Уалиханом Турдалиевым о том, станут ли гонки мультикоптеров новым видом спорта и можно ли заработать, обучая желающих пилотированию.

Недетские игрушки

Уалихан Турдалиев: Дронами я стал интересоваться уже давно. Поначалу это было просто увлечение, когда ты собираешь все части воедино, припаиваешь какие-то детали. В итоге дрон взлетает. Через какое-то время мы, совместно с нашими учредителями, решили создать школу дрон-рейсинга. У меня уже был опыт открытия подобных заведений, так что не могу сказать, что в процессе возникли какие-то сложности. Кроме того, я хорошо знал, как работают дроны и всю систему изнутри. До этого я занимался открытием школы английского языка и этот опыт очень помог мне в Dragonfly System. Школа есть школа, даже если она занимается изучением языков или обучением управления гоночных дронов.

Весь процесс у нас занял около месяца-двух. Этого времени нам хватило на то, чтобы, собрать команду, прописать учебный план и собрать первую группу студентов. Так как данная сфера у нас абсолютно не развита, то нам было сложно найти преподавателей. В команде у нас сейчас четверо: два преподавателя, инженер и я.

Мы решили, что местному рынку очень не хватает таких заведений. Если раньше, во времена наших родителей, у них были кружки авиамоделирования, то сейчас это школы дрон-рейсинга. Во время учебы дети учатся понимать, как работает вся техника. Тем более что в школе все понятия из физики и геометрии, которые будут нужны во время сборки дронов – только практические. Мне кажется, что детям во время учебы как раз не хватает практических знаний. В Казахстане есть сильная потребность в технических знаниях. Наша основная цель не просто научить летать на дронах, а собирать их.

Пятинедельный курс бучения сегодня стоит 65 тыс. тенге и длится 5 недель. Курс включает в себя три разных направления: теоретические знания, практика и пилотирование. Как бы нам не хотелось, мы не может обойтись без теоретических знаний, но нужно пройти ту часть обучения, когда тебе говорят о Законе Ома и объясняют, скажем, почему винты на дроне расположены именно так и вращаются взаимоисключающе. Пилотирование дронов необходимо, собственно, ради этого студенты и приходят.

Управлять настоящими дронами немного тяжеловато, ведь это требует огромного навыка. Мы решили, что сначала дадим студентам возможность пилотировать дронами через симулятор, а уже потом управление настоящими дронами. Конечно, есть дроны, которые более приспособлены для новичков. То есть они сами держат стабилизацию или возвращаются на базу, но и стоят они дороже, чем стандартные.

Индивидуальный спорт

Уалихан Турдалиев: Дрон-рейсинг это абсолютно индивидуальный спорт. Это как «Формула-1», когда у вас есть команда, которая помогает вам со сборкой, но пилотируете дроном вы в одиночку.

Средний гоночный дрон со стандартной спецификацией будет стоить $300, но если вы заказываете все детали по отдельности, что около $100. Например, у вас есть дома паяльник, вы собираете все детали вместе и на выходе получаете своего дрона. Когда вы собираете дрон самостоятельно, у вас есть возможность сделать его лучше, чем промышленный или собранный где-то на фабрике.

Например, если вы хотите добавить к промышленному дрону камеру, то вы должны будете переделывать его, разбирать, добавлять раму для камеры и собирать обратно. Если же это ваш собранный дрон, то вы заранее знаете, что собираетесь к «фаршу» добавить камеру и «пилите» его уже под себя. Покупать дрон с встроенной камерой намного дороже, чем собирать такой самостоятельно. Самая затратная часть это двигатель и рама. Есть пластиковые, они, соответственно, дешевле. Есть карбоновые – это высокоуглеродное соединение, очень легкое, что немаловажно для гоночных дронов, но и прочное.

Часть деталей мы заказываем от казахстанских поставщиков, но основной объем идет из Китая. Сейчас рынок поменялся. Уже никто не говорит о том, что китайские товары некачественные или легко ломаются. Но есть вещи, которые производится только там, допустим, у Китая самые лучшие двигатели.

Дорогое зрелище

Уалихан Турдалиев: Пока в Казахстане дроны воспринимаются как игрушки или как возможность снять свадьбы. Дроны имеют очень широкий спектр использования. Сейчас по всему миру проводят соревнования по дрон-рейсингу. Это стало настоящим бизнесом. Например, в Астане в 2016 году произошел первый чемпионат по дрон-рейсингу. В этом же году в Дубай прошли международные соревнования по рейсингу с призовым фондом в $1 млн.

Нужно понимать, что это зрелищно и красиво. Мы этот спорт называем заменителем смарфтонов и всевозможных планшетов. Тот же спорт, только на воздухе.

В начале 2015 года на территорию Белого дома США упал неизвестный квадрокоптер, из-за которого секретной службе пришлось временно заблокировать здание. Как раз после этого люди осознали, что дроны имеют большую функциональность, которую нужно регулировать. Это такой пример, когда безалаберность простого гражданина привела к осознанию, что нужно урегулировать деятельность дронов и прописать какие-то правила для владельцев.

В Казахстане уже создали Федерацию дрон-рейсинга. Она была открыта на базе нашей школы, а один из наших преподавателей является главой федерации. Главный уклон сделали на спорт, проведение мероприятий, подготовке и наборе команды. Самое главное – урегулирование этого вида спорта. Во многих странах есть определенные правила, которым подчиняются дроны.

Поделиться