Как заработать на создании мультимедийных материалов
АВТОР

09.03.2017 • 14:22 2269

Как заработать на создании мультимедийных материалов

Казахстанские СМИ пока только присматриваются к такому формату вещания

Среди всех технологичных инструментов диджитал-эпохи, которые в изобилии появились в последнее время, много таких, которые могут сделать работу журналиста проще, а материалы интереснее. Если обратиться к опыту западной прессы, то добавление интерактивного контента на сайт, визуализация информации уже стали неотделимой частью их работы, в то время как казахстанские СМИ пока только присматриваются к такому формату вещания. Каким Данабаев, глава мультимедийного портала iStory.kz, рассказал о том, какие есть возможности трансформации для отечественных СМИ в конвергентный формат.

827c966137a92ac90c2fbbf0e83.jpg

Точка отсчета

В 2014 году, когда я работал в Казахстанском Пресс-клубе, впервые в истории отечественной журналистики был дан старт началу очень важного проекта — мультимедийной школы по журналистике Imedia school. Благодаря существенному вкладу Асель Карауловой (президента Казахстанского Пресс-клуба) и Дарии Цыренжаповой (координатора Фонда Сорос-Казахстан) 20 финалистов из числа журналистов и редакторов казахстанских СМИ в течение года прошли бесплатный пятинедельный курс обучения мультимедийной журналистике. Были привлечены ведущие американские специалисты, которые специализируются в области новых медиа.

Одним из самых ярких из них стал профессор Джеймс Флинк из Школы журналистики Университета Миссури. Он рассказывал слушателям курса о том, как создавались мультимедийные, конвергентные истории и лонгриды на примерах лучших работ журналистов из США. Так как я был задействован в работе нашей школы, то и сам непосредственно был слушателем этих курсов. Тогда впервые и появилась идея создать iStory — проект, который бы занимался внедрением мультимедийных инструментов в СМИ.

Сейчас проекту исполнилось 2 года, и мы гордимся теми результатами, которых смогли добиться в этот срок. Мы участвовали в конкурсе стартапов от НАТР, где соревновались с командами, представлявшими более 300 различных проектов. Попали в шорт 40 лучших стартап-проектов 2015 года и были лучшими в своей номинации «Медиа». За это время мы успели протестировать и использовали в своих материалах интерактивные карты с геолокацией, подкасты, 3D timeline-хронологию, инфографику, иллюстрации. Также мы покупаем дополнительные хосты, которые помогают нам работать с мультимедийным контентом и потом интегрировать его в свой сайт. В планах перейти на новый шаблон сайта, а также начать работать в 100%-ном формате лонгридов. Наша команда разбросана по всему миру. Сейчас в нашей редакции есть два журналиста в Алматы, фотограф и корейская команда репортеров, которые работают из Сеула. Кроме того, существует своя гильдия авторов iStory. В ней у нас состоят 20 человек. Это блогеры, пиарщики, журналисты, студенты и т. д. Мы поддерживаем связь через специальную секретную группу в Facebook, туда же они присылают свои материалы, которые мы затем публикуем на сайте. Так как сейчас я учусь в университете в Сеуле, мне приходится управлять проектом в режиме онлайн. Если правильно распределять время, то работать дистанционно можно, тем более что мы все всегда под рукой имеем интернет.

1f650ff7f3f44adf509bdcb3243.jpg

Выбрать направление

Для работы мы выбрали несколько направлений. Мы пишем о молодых предпринимателях до тридцати лет, которые добились определенных успехов в своей сфере. Чаще всего именно под таких спикеров мы и создаем мультимедийные истории, когда в материале используются подкасты, фото, видео или инфографика. Второе направление — тренды. Мы стараемся следить за тем, что происходит на рынке, и выдавать те статьи, которые актуальны сейчас. Одним из последних таких текстов стал материал на тему гимна Казахстана, который прозвучал на Универсиаде. После выхода этот материал набрал более 50 тыс. просмотров и 11 тыс. лайков в социальных сетях. Это был сумасшедший показатель. Думаю, что это произошло, потому что мы поймали нужный момент и выдали правильный материал. Третье направление — корейское, если его можно так назвать. На сайте есть раздел о Корее, где мы публикуем интересные материалы касательно работы, учебы, культуры, традиций корейцев. Кроме того, интерес к Корее со стороны Казахстана растет с каждым днем, это видно невооруженным глазом. Лишним тому доказательством является количество заходов пользователей на сайт, где на первом месте стоит Казахстан, на втором — Россия и на третьем — Южная Корея.

Изначально мы вложили в проект около $4 тыс. из собственных средств. Большая часть этой суммы ушла на создание сайта, услуги дизайна, оплату труда журналистов, снятие офиса и покупку отдельных сервисов по созданию мультимедийных фишек. Само создание мультимедийных историй стоит не так дорого. К примеру, возьмем сервис tiki-toki — сайт, который помогает другим компаниям конструировать красивые тайм-линии. Подписка на него стоит от $10. Есть сервисы, которыми можно пользоваться бесплатно. Тот же Google при помощи своего приложения «карты» дает возможность создавать красивые карты, не только с указанием определенного места, но и на геолокацию добавлять картинки, текст, фотографии и видео. За время существования проекта мы окупили свои расходы и сейчас находимся в поиске партнеров, которые бы смогли поддержать нас в Казахстане.

Найти трендсетеров

Мне кажется, что казахстанским СМИ нужно больше уделить внимания социальным сетям. Наши американские коллеги уже давно это поняли и сейчас активно создают свои «живые» трансляции через соцсети. Например, в начале этого года у Mercedes-Benz была презентация новой марки автомобиля, а само мероприятие компания транслировала через Facebook. И знаете, это не было просто показом статичной картинки с одной камеры. На показе работала целая команда профессионалов — операторов и режиссеров, которые контролировали весь съемочный процесс. Создавалось ощущение, что ты смотришь телевизионный репортаж, но только в режиме онлайн. Для того чтобы работать в таком формате, естественно, нужны хорошие камеры, интернет, но самое главное, нужны люди, которые обладают профессиональными навыками работы в соцсетях.

Другой пример — в Корее есть два популярных телеканала JTBC и KBS, которые сейчас работают в аналогичном режиме. Недавно, когда в стране были волнения по поводу президента и люди вышли на забастовку, местные журналисты из JTBC пошли на площадь (где сидели бастующие) и стали снимать происходящее с прямой трансляцией на Facebook. При этом оператор, который держал журналиста в кадре, использовал не смартфон для трансляции, а профессиональную камеру. В итоге можно было наблюдать такой непроизвольный, но длинный стэндап, где журналист брал небольшие интервью и комментарии у бастующих и одновременно через свой смартфон читал сообщения, которые пользователи писали на официальной страничке телеканала. Конечно, работать в таком формате это большой риск, так как пользователи могут писать любые комментарии, на которые надо отвечать своевременно. При этом не стоит забывать о качестве видеопотока. Такой режим подачи информации ломает стену между журналистом и зрителем, давая им площадку для диалога. Это просто невероятно.

Кроме прочего, сейчас можно увидеть, что СМИ стали активно использовать VR (виртуальная реальность) технологии в журналистике. Например, The New York Times в партнерстве с Google в ноябре 2015 года раздали 600 000 VR-очков (Google Cardboard) своим подписчикам совершенно бесплатно. Проект был настолько успешен, что в прошлом году NYT дополнительно выдали своим читателям 300 000 очков. К слову, о самих очках, они сделаны из картона, внутри которого находятся специальные линзы. Внутрь коробки вставляется мобильный телефон, и после того как вы скачиваете приложение от NYT VR, вы можете начать просмотр видеоматериалов в формате 360°. Поворачивая голову по сторонам, вы будете видеть разные картинки, а закадровый голос будет объяснять, что происходит на видео. Фактически пользователь может оказаться на месте журналиста и посмотреть на хронологию событий глазами очевидца. Пока что данную технологию используют только журналисты из The New York Times, но, как говорят эксперты, это только начало. В ближайшем будущем мы станем свидетелями все более новых применений технологии VR в журналистике.

ee240d529ae692c943160b7510e.jpg

Говоря о казахстанских реалиях, в нашем случае даже применение одного формата лонгрида уже будет большим шагом вперед. Для этого не нужен большой бюджет. Думаю, что $150 в месяц будет вполне достаточно, чтобы вместе с шаблоном лонгрида использовать и другие мультимедийные ресурсы, внедряя их у себя на сайте. Полагаю, что журналисты, да и сами руководители СМИ понимают, что мультимедийные инструменты помогают доносить до аудитории гораздо больше информации. Другой момент — готовы ли клиенты платить за такие инструменты. По моему мнению, рынок еще находится на стадии развития и только по прошествии определенного времени бизнес придет к пониманию эффективности использования таких конвергентных СМИ.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

мультимедиа Каким Данабаев

09.03.2017 • 14:22 2269

Поделиться
Новости партнёров
Loading...
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus