Как Banki.ru зарабатывает порядка $10 млн в год

Эксклюзивное интервью основателя российского портала Филиппа Ильина-Адаева

Share
Share
Share
Tweet
Share

Сегодня его знают как российского предпринимателя и основателя крупнейшего независимого портала Banki.ru. 12 лет назад Филипп Ильин-Адаев решил, что пора создать свое дело. В какой-то момент, рассказывал он в одном из интервью, понял, что жизненный срок пиарщика, как и любого наемного менеджера, сильно ограничен. Оставив стабильную работу в пресс-службе банка, он принялся покорять Рунет. Так в России появился интернет-стартап Banki.ru. Сегодня это уже группа, которая включает ряд проектов, так или иначе связанных с финансовой стороной жизни россиян.

О том, как развивается сегодня один из самых влиятельных порталов Рунета, перспективах финансовой журналистики и успехе российского стартапа Филипп Ильин-Адаев рассказал в интервью «Капитал.kz».

— Филипп Олегович, проект Banki.ru — один из первых знаковых интернет-стартапов в России. Сегодня группа контролирует большую часть финансового Рунета. В чем успех проекта, на ваш взгляд?

— Успех любого проекта зависит от того, способен ли он решить проблему, стоящую перед людьми. А если точнее, действительно ли существует та проблема, которую собираются решать его основатели. Когда мы запускали Banki.ru, в русском интернете не было единой площадки, где клиенты банков могли бы найти информацию по условиям банковских вкладов. В поисках ставок приходилось либо идти в ближайшее отделение, либо методично, шаг за шагом, обходить все банковские сайты. Что, согласитесь, не очень удобно. И тогда мы создали агрегатор по вкладам. Конечно, многое зависит от команды, от различных деталей реализации, но основное это потребность людей. Можно сделать сайт с гениальным дизайном и самым удобным интерфейсом, но если потребителю это не нужно, проект не выстрелит. Нам повезло, мы угадали с нишей, и вот уже 12 лет успешно в ней развиваемся.

— Какие проекты сегодня входят в группу и какова численность команды?

— В компании работает порядка 200 человек. Когда я называю эту цифру, многие не верят, но такова плата за контент. Его производство — достаточно затратная история. У нас в команде десятки журналистов, маркетологи, аналитики, эксперты по банковским продуктам. Ядро проекта — IT-подразделение, в котором в совокупности работает около 50 человек. Помимо флагмана Banki.ru, в состав группы входят старейший банковский сайт Bankir.ru, светский Finparty.ru, белорусский Infobank.by и еще несколько небольших ресурсов. Была «дочка» на Украине, но ее мы закрыли два года назад. Вообще региональное развитие, как выяснилось, не наша сильная сторона.

— Почему ушли из Украины?

— Майдан, безусловно, спутал нам все карты. Мы долго развивали и много раз перестраивали проект, и только вышли на уровень самоокупаемости, как произошла очередная революция. Доходы проекта устремились к нулю. Поэтому, принимая решение о закрытии проекта, мы в первую очередь учитывали экономическую ситуацию, и уже во вторую — политическую.

— Вы упомянули портал Finparty. Для чего в свое время вы купили этот проект?

— Любой бизнес, для того чтобы выжить, должен постоянно расти. Иначе начинается стагнация. Помимо внутреннего развития, велик соблазн пойти по пути M&A, то есть через покупку схожих ресурсов. Finparty в корне отличается от достаточно сухой журналистики Banki.ru, он пишет о неформальной стороне банковской жизни, освещает темы, которые в силу редакционной политики не могут быть опубликованы на основном сайте. С его появлением мы смогли расширить тематику публикаций. Но задачи его купить у нас, откровенно говоря, не было. Так сложились обстоятельства, что его основатель однажды физически устал от проекта — вести бизнес в одиночку действительно тяжело — и отдал нам его за символические деньги. Только для того, чтобы сайт продолжал жить. Интеграция Finparty в общую группу, признаюсь, проходила тяжело, ибо это был авторский сайт, по сути, театр одного актера. В таких проектах свои правила. К счастью, спустя год Finparty возглавила Елена Ищеева, один из акционеров Banki.ru. Она вернула на сайт прежнюю жизнь и индивидуальность, собрала отличную команду журналистов и редакторов. Сейчас это полностью автономный и финансово успешный проект, развитием которого мы очень довольны.

— В продолжение темы диверсификации бизнеса, не так давно вы запустили социальную сеть для банкиров. Расскажите, пожалуйста, об этой идее и как намерены монетизировать этот проект?

— Если Banki.ru — это сайт для клиентов банков, то Bankir.com — исключительно для сотрудников. У него двойное позиционирование. С одной стороны, это реестр банковских менеджеров, с другой — площадка для профессионального общения. Причем площадка международная — уже сегодня мы видим множество регистраций из стран бывшего СССР, а в перспективе ждем банкиров со всей Европы. Для этого специально заложили в проект функционал мультиязычности. Конечно, мы видим, как можно его монетизировать в дальнейшем, но для начала сайт должен «взлететь», мы должны собрать на Bankir.com критическую массу зарегистрированных пользователей. Лично я чувствую, что у банковских менеджеров есть потребность в профессиональном общении, а главное — в построении и развитии собственной карьеры, и мы готовы помочь им в этом. А дальше в силу вступает та самая востребованность, про которую я говорил изначально. Очень скоро мы сможем понять, действительно ли проект решает актуальную потребность людей в общении и карьерном росте, или же мы выдаем желаемое за действительное.

— Теперь позвольте от успеха перейти к влиятельности. Сегодня Banki.ru — очень влиятельный ресурс в России. Как удалось этого достичь?

— Ну и вопрос. Не задумывался об этом. На мой взгляд, ключевым фактором стал «Народный рейтинг» — раздел, где пользователи пишут отзывы о сотрудничестве с банками, ставят им плюсы и минусы. Первые годы большинство банков предпочитало просто не обращать на них внимания — все-таки банки середины двухтысячных были достаточно закрытыми и консервативными. В какой-то момент топ-менеджеры банков поняли, что проще поправить что-то в «консерватории», нежели убеждать друг друга, что отзывы пишут недоброжелатели. И тогда шаг за шагом «Народный рейтинг» превратился в эффективный инструмент обратной связи с клиентами. Сами клиенты от этого тоже выиграли, ибо опубликовать жалобу на Banki.ru сегодня верный способ решить свою проблему. Если она, конечно, вообще имеет решение. Это то, с чего начиналось наше «влияние». Ну, а сейчас при многомиллионной аудитории нас трудно не замечать. Впрочем, за годы работы мы доказали свою объективность и неангажированность, поэтому, надеюсь, в основе уважения лежит не только количество посетителей.

— Сколько на сегодняшний день посетителей ваших сайтов?

— Порядка 7 миллионов уникальных посетителей в месяц. Мы удерживаем больше половины аудитории Рунета, заинтересованной в банковских услугах. И это не случайные люди. У Banki.ru крайне высок показатель прямых заходов на сайт (32% от общего количества посетителей), что говорит о высокой степени лояльности аудитории.

— Возвращаясь к теме «Народного рейтинга», как считаете, как сегодня банки должны строить отношения с клиентами?

— Вы не поверите, но я считаю, что сегодня отношения банков с клиентами близки к идеалу. Российские банки сделали очень большой шаг вперед как в плане технологичности, так и клиентоориентированности. Лет 10 назад в это было сложно поверить, но сегодня практически во всех крупных банках есть подразделения «заботы о клиентах», задача которых пресечь любой негатив с их стороны. Менеджеры мониторят «Народный рейтинг» на Banki.ru, изучают соцсети, ежедневно рассчитывают индекс клиентской удовлетворенности. И это происходит неспроста: любой негативный отзыв — прямая потеря денег для банков. Ибо его прочитают сотни, если не тысячи потенциальных клиентов, которые сделают соответствующие выводы. Проголосуют «рублем». Поэтому сегодня в России быть банковским клиентом очень удобно — если ты адекватен, тебя услышат.

— Banki.ru пережил не один кризис. В последние несколько лет мы часто слышим о том, что российские банки лишаются лицензий, очевидно, что на банковском рынке наблюдаются непростые времена. Как снижение числа игроков скажется на вашем бизнесе и скажется ли вообще? Будете ли вы как-то диверсифицировать источники дохода, кроме банковской рекламы?

— В последние годы мы добавили на сайт новые вертикали — страхование, инвестиции и телеком. Сегодня Banki.ru уже не только про банки. Тем не менее, они по-прежнему приносят нам львиную часть выручки. Гораздо интереснее, что изменения происходят внутри самого сегмента банковской рекламы. Традиционная баннерная реклама сокращается на глазах, переход пользователей со стационарных компьютеров на мобильные устройства этому процессу только способствует, поэтому приходится искать новые виды заработка. Как многие другие игроки рынка, мы сделали ставку на лидогенерацию — прием заявок от пользователей на банковские услуги и отправку их в банк. Но и здесь мы видим изменения: банки не готовы платить просто за заявки, им нужен конечный результат — клиенты, желательно новые. Во главу угла поставлена эффективность рекламы. К счастью, здесь у Banki.ru есть преимущество в виде качественной аудитории. Сегодня мы являемся лидерами в части лидогенерации по вкладам: в рамках специальных предложений наши посетители ежемесячно размещают в банках вклады на сумму до 100 млн долларов. Или почти 1 млрд долларов в год. Это очень серьезные цифры, которые позволяют нашему бизнесу чувствовать себя уверенно.

— А каковы финансовые показатели вашего бизнеса сегодня?

— Выручка Banki.ru составляет порядка 10 млн долларов в год, EBITDA на уровне 20%. И главное, мы видим, за счет чего можем увеличить эти показатели в дальнейшем.

— В одном из интервью вы рассказывали о своем опыте поиска инвесторов для проекта. Почему, как вы считаете, в странах СНГ достаточно сложно привлечь инвестора?

— Маленький рынок. Если бы мы повторили свой успех в Америке, то сейчас были бы уже миллиардерами. Недавно коллеги рассказывали, как финансовый агрегатор в Юго-Восточной Азии, который только-только выходит на рынок, оценили в несколько раз дороже, чем Banki.ru со своей десятилетней историей, прозрачной бизнес-моделью, западными инвесторами, миллионной аудиторией и выручкой в 10 млн долларов. Только из-за перспектив и масштабов рынка. Но есть правильная поговорка «Где родился, там и пригодился». Если рассуждать с точки зрения бизнеса, я бы предпочел родиться где-нибудь в Калифорнии — отдача была бы выше. Но счастлив, что живу в России.

— Если посмотреть вперед на последующие 5 лет, то каковы ваши планы по развитию проекта, возможно, есть новые идеи, которые планируете внедрить, и есть ли интерес к международной экспансии в будущем, например в Казахстан?

— Безусловно, мы понимаем, куда будем двигаться в ближайшие 5 лет, но с вашего позволения, я эти планы оставлю при себе. Что касается международной экспансии, то, повторюсь, таких замыслов у нас нет. Любой рынок крайне специфичен, даже если речь идет о близких по духу странах бывшего СССР. В каждой стране свой менталитет, свои правила, не зная которые можно совершить множество ошибок. Да и потом в Казахстане есть свой крупный игрок — Prodengi.kz Алексея Сидорова, конкурировать с которым будет крайне тяжело. Думаю, казахстанским банкирам будет правильно поддерживать именно свой национальный проект.

— Филипп Олегович, отвлечемся от финансов, поговорим о творчестве… В журналистских кругах периодически возникают споры о том, что финансовая журналистика умирает. Как вы считаете, есть ли будущее у нее и можно ли ее монетизировать?

— Журналистика вообще умирает. Соцсети успешно заменяют профессиональных журналистов, потребности в качественных текстах становится все меньше. Несколько строчек в «Твиттере» или «Фейсбуке» — это все, что нужно знать о каком-то событии потребителю информации. Не случайно многие некогда авторитетные газеты и журналы прекращают свое существование. Лично у меня весьма негативные прогнозы о будущем журналистики, независимо от ее тематики. Журналистам нужен «спонсор», но как только они его получают, они перестают быть полностью объективными. И это не специфика России, так устроен весь мир — освещение выборов президента США или ситуации в Сирии яркий тому показатель. Мы держим большую команду журналистов на Banki.ru, это наш осознанный выбор, так как с их помощью можем привлечь на сайт аудиторию, которая в дальнейшем закажет через нас банковские продукты. Мы нашли ту самую точку равновесия, которая позволяет нам дотировать новостной блок. Но если смотреть глобально, то ситуация на Banki.ru — исключение из правил. Хоть я сам из семьи журналистов, своим детям рекомендую подобрать для себя другую профессию.

— Очень интересно, а как вы строите свои отношения с редакциями ваших порталов?

— Я уже давно дистанцировался от своих редакций (а у нас их три — на Banki.ru, на Банкире, и на Finparty). У них полная автономия и свобода. Моя задача как совладельца — обеспечить, чтобы журналистам вовремя выплачивалась зарплата, а все остальное в компетенции главных редакторов. К счастью, рынок это понял, и мне уже давно никто не звонит с жалобами на наши публикации. Бесполезно.

— Недавно в Banki.ru сменился генеральный директор. Вы покинули эту должность, пригласив стороннего руководителя. Оправданный ли это шаг? Это все же семейный бизнес…

— Абсолютно. Все, что я мог дать как генеральный директор своему бизнесу, а уже дал. Настало время профессиональных управленцев. Единственное, о чем я жалею, что мы не смогли найти такую Динару Юнусову (гендиректор Banki.ru — прим. авт.) на несколько лет раньше. Все-таки у каждого собственника, как и у каждого менеджера, наступает точка собственной некомпетентности. И надо найти силы в этом себе признаться. Да, приятно управлять семейным бизнесом, но в какой-то момент он перестает быть «семейным», а становится обычным бизнесом. Со своими правилами игры. Теперь моя задача проследить, чтобы из Banki.ru не пропал тот дух свободы и взаимного уважения, которым пропитана с рождения наша компания, но вести ее к новым вершинам — удел профессионалов.

— Спасибо вам за интервью!

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Новости партнеров: