USD
443.44₸
EUR
480.51₸
RUB
4.88₸
BRENT
83.31$
-0.190
BTC
68199.60$
+1856.300

Предостережения и советы начинающим рестораторам

Самат Айтенов о том, что не так было с проектом «Баркыт бел»

Share
Share
Share
Tweet
Share
Предостережения и советы начинающим рестораторам- Kapital.kz

Формальным поводом для интервью с Саматом Айтеновым стало желание разузнать о его опыте открытия комплекса «Баркыт бел», но список тем, затронутых в ходе интервью, этим не ограничился. «Капитал.kz» поговорил с ресторатором Саматом Айтеновым о том, что сейчас происходит на ресторанном рынке, а главное, чему он научился благодаря опыту работы над проектом «Баркыт бел».

— Самат, давайте начнем с общего вопроса. Что вы можете сказать о состоянии ресторанной отрасли, как профессионал и как гость/клиент?

— Ресторанный рынок активно развивается, появляются новые игроки с новым мышлением и интересными концепциями. Романтическая идея открыть свой ресторан побуждает многих начинающих и не только предпринимателей заходить в незнакомый бизнес. У кого-то получается, у кого-то нет. Появляются рестораны с новой оберткой на месте старых, закрывшихся.

— А гастрономическая часть бизнеса поспевает за темпами развития?

— На рынке существует нехватка кадров, новых мыслей, креативных шеф-поваров, готовых экспериментировать. Если взглянуть в меню наших заведений, то на 90% они идентичны. Это касается не только кухни, но и маркетинга, способов продвижения. Для примера можно посмотреть аккаунт любого заведения и вы можете увидеть, что почти во всех по воскресеньям проходят детские мастер-классы. И при этом неважно, соответствует ли это концепции самого заведения.

— Мне кажется, или на рынке и вправду стали активно развиваться демократичные рестораны?

— Да, чаще всего это концептуальные вкусные заведения с очень доступным средним чеком. Один из хороших примеров — это успех сети ресторанов «Руми», которым удалось создать заведение ресторанного уровня со средним чеком в пару тысяч тенге. Ну, а в целом тренды ресторанного бизнеса Казахстана можно легко прогнозировать, если следить за трендами в России или в Украине. К нам их тренды приходят с опозданием в один-два года. Один из примеров — это тема бургерных и крафтового пива.

— Не так давно вы открыли «Баркыт бел». Расскажите о своем опыте работы над этим проектом.

- «Баркыт бел» был моим партнерским проектом. Это комплекс, на территории которого было два бассейна (детский с горками и взрослый 20 м на 9 м) и два банкетных зала. Проект требовал реконструкции и ребрендинга. Мы разработали бизнес-план, концепцию, дизайн для собственников. Проект должен был развиваться в двух направлениях: бассейн и банкеты.

Еще у нас была идея внедрить систему all inclusive вместе с анимационной программой на каждый день, как в турецких отелях. По нашим расчетам, цена за вход должна была составить 5000 тенге, куда входили бы два фуршета на обед и ужин, аниматоры для взрослых и детей, а также шоу-программа. Задумка была нацелена на то, чтобы разрушить стереотипы, что отдых с семьей в бассейне это накладно.

— А банкетные залы?

— Там было все просто. Существует очень много проблем с банкетами демократичного уровня. Одна из главных проблем — это качество еды и обслуживания. Идея была в том, чтобы сделать качественный и недорогой банкетный зал с вкусной едой ресторанного уровня. Один из банкетных залов решили сделать детским.

— Сколько времени ушло на подготовку и открытие?

— Переговоры по проекту начались зимой 2016 года и длились до конца лета того же года. Долго обсуждали партнерские условия, еще дольше ждали инвестиции. В итоге, не получив инвестиции, мы решили запуститься за две недели до окончания купального сезона, чтобы хоть что-то заработать.

— Можете ли вы озвучить сумму, которую вы вложили в проект?

— По бизнес-плану в проект должны были инвестировать $50 тыс. Но так как инвестиций мы не получили, то стартовали с суммой 990 тыс. тенге.

— По сравнению с вашими другими проектами (которые были гораздо успешней), что не так с «Баркыт бел»? Как, по-вашему, какие ошибки были допущены в процессе работы?

— Одна из главных проблем проекта — это его локация. Место находилось на третьей линии. Вторая проблема — проект требовал вложений для реконструкции. Ну и, конечно, проект требовал ребрендинга и четкого позиционирования. Наша главная ошибка была в том, что мы начали работать, не получив инвестиции, не выполнив реконструкцию, не реализовав концепцию, которую мы разработали. У нас была небольшая сумма на оборотные средства, которые мы быстро потратили и вскоре, через 3 месяца, нам пришлось признать банкротство.

— Можете ли вы сказать, чем этот проект оказался ценен для вас?

— Продвижение проекта осуществлялось через мою личную страницу в Facebook и Instagram. За день до открытия я написал пост о том, что мы запускаем бассейн и что я прошу моих друзей поддержать меня. Так как реконструкции не было, то я еще написал, что лучше приходить без завышенных ожиданий и без пафоса. В первый день, когда мы открылись, у нас было более 120 гостей, во второй день — больше 150. Это очень много. Все гости были из соцсетей. Мы не ожидали такого потока, поэтому не успевали. Наши гости и друзья помогали нам: кто жарил шашлык, кто-то обслуживал гостей. Это была сильнейшая поддержка моих друзей из Facebook и Instagram. Именно этим для меня был ценен проект, который доказал, что в соцсетях можно получить сильнейшую поддержку. Я благодарен всем, кто поддержал меня тогда.

— Можете ли вы дать советы и некоторые предостережения рестораторам, исходя из вашего опыта? О чем нужно позаботиться, прежде всего?

— Если вы заходите в проект, то первым делом подписывайте договор, в котором должны быть отражены все детали вашего сотрудничества с партнером. Очень важно обращать внимание на локации проекта. Проект должен находиться на первой линии — это один из факторов успеха. Планируя инвестиции, всегда закладывайте бюджет на ФОТ и аренду как минимум на 6 месяцев. Не нужно быть оптимистом! Общайтесь со своей целевой аудиторией. Она вам все расскажет сама.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.