USD
443.85₸
-0.470
EUR
474.30₸
+0.970
RUB
4.80₸
+0.040
BRENT
87.49$
-0.280
BTC
63353.30$
-752.700

Как развивается вейп-индустрия в Казахстане

Объем рынка, тренды и портрет покупателя

18656


Алина Смирнова

Первые электронные сигареты появились в Казахстане в 2010 году. Рынок начал постепенно и уверенно расти, на что повлияли отсутствие регулирования этой отрасли в Казахстане и соседство с Китаем. Сейчас количество вейп-шопов растет, медленно вытесняя крупные табачные бренды.

 Деловой еженедельник «Капитал.kz» узнал, как развивается вейп-индустрия в Казахстане, кто ее среднестатистический потребитель и какие тренды будут двигать отрасль в будущем.

Алина Смирнова

Вейп-индустрия в РК: объем рынка, тренды и портрет покупателя

Объем рынка и тренды развития

Рынок электронных сигарет обладает высоким потенциалом роста как в мире, так и в Казахстане. В 2015 году мировой рынок оценивался в $8 млрд. По оценке аналитиков Bloomberg Industries, к 2050 году рынок вырастет до $2,3 трлн. Вейп-индустрия показывает аналогичный рост и в Казахстане. Согласно данным Euromonitor, в 2015 году объем рынка электронных сигарет в РК составил 5 млрд тенге без учета инфляции. Несмотря на девальвацию, рынок продолжил расти, и, по прогнозам, на 2016 год его объем составил 5,4 млрд тенге. К 2020 году объем увеличится почти вдвое: до 9.5 млрд тенге. Аналитики считают, что спрос на табачные изделия будет постепенно падать, а потребители станут все больше предпочитать электронные сигареты. За последние 2 года рыночная доля электронных сигарет в Казахстане увеличилась в четыре раза по данным агентства MASMI: с 0,3% в 2014 году до 1,4% в 2016 году. Возможно, такой рост обусловлен тем, что рынок вейп-продуктов не регулируется законодательно и не требует официальной сертификации продукта. 

Проблемы и возможности

«На рынке происходит очень интересная ситуация. С одной стороны, идет падение интереса к вейпингу среди курильщиков. Когда мы только открыли вейпшоп в 2015 году, к нам пришло большое количество клиентов. Я не могу сказать, что сейчас идет какое-то падение рынка, но число вейп-шопов растет, поэтому количество потребителей «размывается» по ним. Количество людей, переходящих на пар, однозначно увеличивается»

Алексей Смулянский, директор вейп-шопа parok.kz.

Похожий ажиотаж вокруг электронных сигарет отмечает и Ринат Шамерзаев, генеральный директор сети вейпшопов Vapeteka. «Проблем с открытием не было. Но тяжело было предугадать предпочтения наших гостей. Отличительная черта вейпинга заключается в том, что это индустрия вкусов. На сегодняшний день в нашей сети число вкусов варьируется от 150 до 200», – рассказывает Ринат Шамерзаев, отмечая здоровую конкуренцию на рынке. На данный момент основными препятствиями для увеличения потребления электронных сигарет являются высокие цены на сами устройства и на расходные материалы к ним, по информации опроса общественного фонда «Аман-саулык», проведенного в 2016 году. 

Как развивается вейп-индустрия в Казахстане 40722 - Kapital.kz

Портрет покупателя

Согласно исследованию ОФ «Аман-саулык», электронные сигареты в основном пользуются спросом среди курящих казахстанцев в возрасте 18-29 лет. «Примечательно, что в ходе опроса ни один потребитель не назвал электронную сигарету «стартером» курения, все респонденты имели опыт употребления табака до того, как впервые попробовали электронную сигарету», – комментирует Бахыт Туменова, президент ОФ «Аман-саулык». По подсчетам Euromonitor, 3% казахстанских мужчин и лишь 1% женщин используют вейп-продукты. Однако данные вейп-шопов не полностью сходятся с данными исследований. Ринат Шамерзаев считает, что в числе посетителей Vapeteka одинаковое количество и женщин, и мужчин от 18 до 67 лет самых разных сфер деятельности. 

Цифры

«Возраст нашего среднестатистического покупателя – от 30 до 40 лет. Очень мало людей до 25 лет. Что касается 18-летних покупателей – они отсутствуют как класс, потому что все знают нашу политику: им не продадим. В 90% случаев наши покупатели – мужчины. В основном это люди либо деловые, либо это офисные работники, по большей части это работники сферы услуг и так далее – контингент совершенно разный. Никогда не было много некурящих людей, которые начинают знакомство с никотином с вейпинга. Таких людей мы даже отговариваем», – рассказывает Алексей Смулянский. 

Влияние на здоровье

Вопрос о вреде электронных сигарет поднимался в ряде международных исследований. И все они расходятся во мнениях. Одни считают, что вейпинг безопаснее табакокурения, другие приводят данные о болезнях, в том числе раке легких. Например, организация Общественного здравоохранения Англии (Public Health England) считает, что электронные сигареты на 95% безопаснее сигарет с табаком. Государственный орган заключил, что электронные сигареты могут использоваться как альтернатива никотиновых пластырей для тех, кто хочет бросить курить. И все же ведомство подчеркивает, что риск все же есть и нет исследований о вреде долгосрочного использования электронных сигарет. В то же время Национальная лаборатория Беркли нашла 31 токсичное вещество. Летом 2016 года было найдено 2 дополнительных канцерогена в паре от электронных сигарет.

Летом этого же года Министерство здравоохранения РК озвучило свою официальную позицию. Орган согласен, что электронные сигареты – это меньший риск для курильщика, но реальный эффект от парения до конца не изучен. Находящиеся рядом люди подвергаются воздействию аэрозоли, вдыхаемой пользователями ЭСДН, что усиливает воздействие никотина и ряда токсичных веществ на некурящих лиц и окружающих. Однако министерство признает, что исследования о вреде сигарет «являются ограниченными и не позволяют делать выводы». 

Как развивается вейп-индустрия в Казахстане 40728 - Kapital.kz

Национальная коалиция «За Казахстан, свободный от табачного дыма» выступает против электронных сигарет. «Производители позиционируют электронные сигареты как альтернативу курению табака, объясняя отсутствием табачного дыма, и как средство, помогающее бросить курить. Но электронные сигареты поддерживают психологическую зависимость, так как сохраняется ритуал курильщика, а это еще больше закрепляет патологическое влечение», – комментирует Диляна Бакиева, врач-психотерапевт коалиции. 

Общественный фонд «Аман-саулык» объявил итоги социологического исследования среди курильщиков и продавцов табачной продукции г. Алматы. К электронным сигаретам положительно относятся более 34% респондентов, а 32% опрошенных считают употребление электронных сигарет менее вредным способом употребления табака (никотина). Около 2% опрошенных считают переход на употребление электронной сигареты способом в дальнейшем полностью отказаться от курения. 

 «Мы должны обеспечить право потребителей на выбор, инновацию. И те, кто не может отказаться от никотиновой зависимости, уже сегодня должны иметь возможность переключения на альтернативные менее опасные продукты – вот уже несколько лет об этом говорят ведущие научные деятели мира, а развитые страны разрабатывают и внедряют сбалансированное регулирование таких продуктов», – считает Бахыт Туменова. 

По мнению фонда, курильщики готовы к альтернативным, потенциально менее опасным продуктам. Но для повышения их осведомленности нужно больше информации о концепции снижения вреда новых продуктов.

Электронные сигареты – все еще маленькая и молодая категория бизнеса в Казахстане. Несмотря на то, что она демонстрирует устойчивый рост, культура употребления вейп-продуктов развивается, но еще не устоялась. 

Источники фото: freedomworks.org, consumerist.com

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.