USD
448.15₸
-1.430
EUR
483.46₸
-3.480
RUB
4.86₸
BRENT
87.25$
+0.060
BTC
70455.50$
-391.100

Открытая цифровая платформа для МСБ создана в Казахстане

Она будет работать по принципу китайской Alibaba и американской Amazon

Share
Share
Share
Tweet
Share
Открытая цифровая платформа для МСБ создана в Казахстане- Kapital.kz

В Астане состоялось заседание Республиканского общественного совета по поддержке предпринимательства (РОСПП) при НДП «Нур-Отан», на котором был представлен проект по реализации Открытой цифровой платформы для малого и среднего бизнеса. Проект разработан НПП «Атамекен» при инфраструктурной поддержки АО «Казахтелеком», сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

Интернет-торговле в РК есть куда расти

Председатель РОСПП, депутат Мажилиса Парламента Мейрам Пшембаев заметил, что более 52 тысяч членов партии Нур-Отан, занятых в малом и среднем бизнесе, готовы принять участие в обсуждении новых цифровых тенденций развития бизнеса.

«Сегодня в мире те государства и предприятия, которые сделали повышенную ставку на цифровизацию, внедрение передовых информационных и телекоммуникационных технологий и инноваций, становятся наиболее конкурентоспособными и успешными. Предлагаемая инициатива по созданию Открытой цифровой платформы для малого и среднего бизнеса является актуальной и необходимой. Примеры аналогичных цифровых платформ — Bizmeka (Корея), Mybusiness (Сингапур), Alibaba (Китай), Amazon (США), подтвердили жизнеспособность и эффективность данной модели развития бизнеса», — сказал Мейрам Пшембаев.

Также он добавил, что внедрение цифровой площадки в Казахстане увеличит товарооборот на 30% и повысит деловую активность.

Заместитель министра национальной экономики Серик Жумангарин отметил, что в Казахстане законодательно закреплено понятие «электронная торговля» и «участник электронной торговли», регламентирован порядок осуществления электронной торговли, внесены нормы об обязанностях продавца при осуществлении электронной торговли и нормы о защите прав потребителей.

При этом, по данным статистики, в Казахстане объем розничной торговли через интернет составил 50,9 млрд тенге или 0,8 % от общего объема розничной торговли.

«Конечно, это мало. Например, в Германии он составляет 12%, в США — 13%, в Великобритании — 15%. Оборот оптовой торговли в интернете составляет у нас — 65,7 млрд тенге. В текущем году Миннацэкономики запланировано исследование в части развития электронной торговли с учетом лучшей мировой практики, интересов потребителей, отечественных поставщиков и государственного сектора. По итогам исследования будут выработаны оптимальные пути решения проблем, которые являются барьерами на пути развития электронной торговли. И будут выработаны действенные меры по стимулированию электронной торговли», — сообщил Серик Жумангарин.

Он добавил, что в текущем году запланирована полная автоматизация процессов субсидирования ставки вознаграждения и гарантирования кредитов для предпринимателей. Таким образом, финансовая поддержка предпринимателей в рамках «Дорожной карты бизнеса-2020» будет полностью переведена в электронный формат.

«Для внедрения платформы необходимо провести изучение потребностей рынка и сосредоточиться на онлайн-обучении. Например, что касается обучения, то по программе „ДКБ“ мы обучили уже 113 тыс. предпринимателей компьютерной грамотности и работе в сфере информационных технологий. Поэтому полагаю, что как частная инициатива, цифровая платформа может иметь большую перспективу», — сделал вывод вице-министр национальной экономики.

Интернет-платформу для МСБ интегрируют с зарубежными аналогами

Заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Нуржан Альтаев подчеркнул, что за последний год произошел рост доли малого и среднего бизнеса в ВВП страны. Поэтому скорость предоставления услуг бизнесу нужно увеличивать.

«Занимаясь вопросами бизнеса, мы сделали вывод, что вне зависимости от размера бизнеса каждый из предпринимателей сталкивается с одинаковыми проблемами, которые можно разделить на четыре основные категории. Первое — это увеличение продаж: как привлечь новых клиентов и удержать уже имеющихся. Второе — снижение издержек: как снизить издержки, не ухудшив качества продукции. Третье — это подбор и развитие персонала: где найти и как подготовить людей способных достичь целей. Четвертое — это финансирование: как, откуда и на каких условиях привлечь финансирование. Каждый из этих вопросов ежедневно тревожит руководителей: от их решения зависит судьба самого бизнеса», — рассказал Нуржан Альтаев.

Он отметил, что все эти вызовы в общемировой практике разрешаются через платформы в интернете с гарантированным результатом, качеством и сроками. Цель таких платформ как Bizmeka, Mybusiness, Alibaba и Amazon заключается в том, что бизнес на них может торговать своими товарами и услугами, получать необходимый сервис в области маркетинга, продаж, поиска поставщиков, учета и логистики. Все необходимое для развития бизнеса можно получить в одном окне. Только Amazon за предоставление экосистемы бизнеса зарабатывает более 3 млрд долларов в год и ставит себе цель достичь заработка в 12 млрд долларов до конца нынешнего года.

«Наш проект работает уже более двух месяцев и за это время предпринимателями подано более 4 тыс. заявок. Из них 3 тыс. 200 предпринимателям мы уже оказали требуемые услуги. Приведу такую статистику: сейчас только 4% казахстанских предпринимателей знает о мерах поддержки государства малому и среднему бизнесу. А «единое окно» сделает охват шире. Также «единое окно» исключит коррупционные риски, так как не будет необходимости контактировать с людьми, принимающими решения. Кроме того, станет возможным контролировать сроки выполнения услуги. В целом, это такие услуги как ведение бухгалтерского учета, услуги по вопросам маркетинга, таможенные процедуры, услуги, связанные с закупками, консультации в сфере IT, по вопросам менеджмента, юридические услуги и т. д. Выявление потенциальных продаж осуществляется через предоставления списка игроков на рынке, факта прошлых продаж, средних закупочных цен, списка конкурентов. Снижение издержек — через список поставщиков. Отмечу, что доступ к сервису будет осуществляться из любых районов страны, благодаря поддержке инфраструктуры АО «Казахтелеком», — пояснил Нуржан Альтаев.

Он напомнил, что в настоящее время в Казахстане действует 20 различных институтов по поддержке предпринимателей, однако процент осведомленности об их деятельности самого МСБ все еще оставляет желать лучшего. Например, придя в «Даму», предприниматель узнает только информацию о мерах поддержки по линии фонда, тогда как инструменты «КазАгро», «Агробизнеса-2020» или программы «Дорожная карта Занятости» для него останутся неизвестными. А потому целью новой Открытой цифровой платформы для МСБ является интеграция всех этих ресурсов и баз данных в «одно окно».

«Мы объединим усилия с АО „Казахтелеком“ еще и ради увеличения клиентской базы — это 130 тыс. юридических лиц, плюс использование технологической инфраструктуры „Казахтелекома“ для масштабирования проекта», — сказал Нуржан Альтаев.

По его словам, в целом планируется привлечь 370 тыс. предпринимателей на эту платформу и интегрировать ее с зарубежными торговыми площадками для экспорта товаров отечественных товаропроизводителей.

«Мы очень активно работаем в этом направлении. Особенно у нас активно идет работа с китайскими торговыми партнерами. Они заинтересованы в покупке продовольствия и сельскохозяйственной продукции через электронные платформы. Например, недавно мы заключили торговое соглашение с китайской торговой площадкой, которая работает в сфере „би-ту-би“: мы их соединим с нашей электронной платформой для того, чтобы бизнес на территории Китая мог закупать продукцию в Казахстане. У них есть очень хороший опыт: китайская делегация ездила в Грузию, они объединились с их электронной платформой и сейчас 7 млн бутылок грузинского вина в год реализуется через эту торговую площадку. Вот и мы должны также действовать. Единственно, что нужно нам от государства, чтобы было указание всем нацкомпаниям подключиться к этой платформы и предоставить свои базы данных», — обратился с предложением Нуржан Альтаев.

«Казахтелеком» выступит стратегическим интегратором

Председатель правления АО «Казахтелеком» Куанышбек Есекеев обратил внимание на то, что инфраструктура нацкомпании представляет собой сегодня 26 тыс. оптоволоконных кабелей, 15 Data-центров площадью 11,5 тыс. квадратных метров, где можно расположить 22 тыс. серверов.

«Мы осуществляем транзит трафика между Китаем и Европой. Таким образом, мы превратились в ключевого игрока на этом рынке. А Открытая цифровая платформа — это тренд бизнеса последнего времени. Сейчас наши граждане могут арендовать или сдавать квартиры благодаря подобным платформам, пользоваться услугами такси. Для примера, компания Uber, действующая по такому же принципу, не владея ни одной машиной, контролирует до 30 % рынка перевозок такси в Великобритании и до 30 % рынка в отдельном густонаселенном штате Калифорния в США», — провел аналогию Куанышбек Есекеев.

Он подчеркнул, что АО «Казахтелеком» помимо стандартных услуг, уже предоставляет услуги передачи данных. В частности, у телекоммуникационного оператора появилась услуга ID-хост.

«Это услуга сейчас очень популярна у малого бизнеса. Мы уже не просто даем связь или выступаем как интернет-провайдер, но наши услуги 4G и Data-центры стали обыденными услугами рынке. В свою очередь, ID-хост позволяет хранить данные. То есть, если раньше бизнес создавал системы внутри себя, то теперь он подтянулся и пользуется нашими услугами как системного интегратора. К примеру, в нашей стратегии до 2025 года второе направление гласит, что выступаем как интегрированный оператор. Мы оказываем услуги хранения данных и ID-хостинга платформ. Таким образом, мы исполняем роль информационного фундамента казахстанского бизнеса. Мы не сколько не претендуем на разработки и открытия — это не наша бизнес-модель, мы прежде всего интегратор. Сейчас в „Казахтелекоме“ сосредоточены данные 66 % рынка юридических лиц и 92 % рынка физических лиц. 95 % банков также пользуются нашими услугами. К тому же, такие площадки как Google и Facebook также хранят свои данные у нас. То есть, у нас достаточно возможностей, чтобы создавать сложные архитектурные решения», — рассказал Куанышбек Есекеев.

Он отметил, что на сегодняшний день все инновации в компании внедряются в рамках стратегических инициатив и реализации программы трансформации «Өрлеу». Создание цифровой платформы производится в рамках освоения новых бизнесов и рынков инфокоммуникационным оператором.

«Активность в данных направлениях подразумевает развитие технологий, ИКТ-бизнеса, соблюдение клиенто- и сегментоориентированного подхода к продажам. Фактически, данный проект является платформой, упрощающей соблюдение обязательных этапов по выходу в цифровую среду для представителей бизнеса, но и будет способствовать развитию цифровой экономики. Создание цифровой платформы обеспечит доступ представителям малого и среднего бизнеса к цифровой экономике и станет базой для выхода компаний на локальный и международный рынок. Реализация такого масштабного проекта предаст импульс для развития отечественной ИКТ отрасли. При этом для бизнеса, предоставляющего услуги в конкретном регионе и производителей товаров, ориентированных на местного потребителя регистрация в рамках отечественной платформы является наиболее оптимальной по сравнению с присутствием на зарубежных интернет-платформах», — заключил Куанышбек Есекеев.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.