На Совете по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции в Генпрокуратуре РК обсудили вопросы: что делать с проверками малого бизнеса в сфере общепита со стороны санэпиднадзора и возможно ли передать эту практику частному бизнесу, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Как заявил заместитель председателя Комитета по защите прав потребителей Министерства национальной экономики РК — Главный государственный санитарный врач Жандарбек Бекшин, в его ведомстве внедрили риск-ориентированную модель. За счет оценки рисков удалось вывести из-под контроля 56% объектов незначительной степени риска.
«В сравнении с 2011 годом в результате внедрения новых норм работы проверки объектов предпринимательства сократились в три раза. В 2015 году впервые в практику санитарно-эпидемиологического надзора внедрены новые формы работы — это камеральный контроль, отбор продукции, позволяющий контролировать безопасность пищевой продукции без влияния на бизнес, то есть даже не ходя на эти объекты. А также мы внедрили систему оценки рисков при определении санитарно-защитных зон предприятий. Так вот, только при проведении камерального контроля в прошлом 2016 году нами выявлено 32 крупных участника внешнеэкономической деятельности, которыми ввезено в страну более 43 тыс. партий товаров, не прошедших процедуру подтверждения соответствия, то есть без сертификации. А отбор продукции на объектах торговли позволил без вмешательства в деятельность предприятий контролировать безопасность реализуемой продукции. Как следствие, в 2016 году по сравнению с предыдущим годом на потребительском рынке отмечается тенденция снижения общего количества несоответствующей продукции почти в 2 раза — с 26% в 2015 году до 14,4% в 2016 году», — рассказал Жандарбек Бекшин.
Главный санитарный врач страны отметил, что наибольший процент несоответствующей продукции приходится на долю импортных товаров — 79%. На долю отечественной продукции приходится 21%. К тому же продукты питания в настоящее время контролируются на содержание ГМО, содержание гормонов роста в животноводческой деятельности и фальсификацию молочной и мясной продукции.
Жандарбек Бекшин напомнил, что в течение трех последних лет в Казахстане трижды менялась политика по проверочным листам. В 2014 году было 112 проверочных листов по каждой отрасли. Но в 2015 году санэпиднадзору было предложено уменьшить их до одного комплексного. Однако в 2016 году вновь было предложено увеличить до 45 листов.
«В то же время оценка рисков при определении санитарно-защитных зон предприятий позволила нам запустить несколько простаивавших производств. Например, производство, которое стояло 10 лет в городе Актау, стоимостью 42 млн долларов. А буквально на днях мы решили вопрос по молочному заводу в городе Кокшетау именно по методике оценки рисков. Это позволяет предпринимателям снизить налоги за излишнее содержание санитарно-защитных зон, уменьшить их отчисления и повысить прибыльность предприятий», — пояснил Жандарбек Бекшин.
Вместе с тем он подчеркнул, что количество санитарных правил уже сокращено с 700 до 67, то есть более чем в 10 раз. Существенно уменьшено и количество требований в этих санитарных правилах. Так, в 2010 году их было 14 тыс. пунктов, в 2012-м их сократили до 8 тыс., а уже в 2016 году их количество было сокращено до 3,5 тыс. пунктов.
«Это не предел. У нас много объектов для проверки — крупные предприятия металлургии, но они делятся на черную и цветную, и там везде свои требования. Объекты торговли — у них свой блок требований. Но они тоже поделены, например, на мелкую розницу. А к мелкой рознице у нас всего 12 требований. Мукомольное производство — 36 требований, по производству дрожжей, БАДов — пять требований
В свою очередь заместитель генерального прокурора Андрей Кравченко заметил, что ситуация на рынке с проверками малого бизнеса на предмет соответствия принятым нормам не совсем понятна.
«У меня возникает раздвоенность восприятия. С одной стороны, в магазинах я бесконечно встречаю просроченную продукцию. Недавно, в январе 2017 года, на прилавке столичного магазина я встретил хлеб, выпущенный в ноябре 2016-го: его нельзя ножом резать. И это спокойно продается. Не чувствуется никакого сомнения, что этот хлеб можно продать покупателю. Я бываю в магазинах, которые, с мой точки зрения, образцово-показательные, и вижу, что там лежат ягоды, покрытые плесенью. Элитный товар в столице — и покрыт плесенью. Встречаю прокисшее молоко и творог, грязь в местах общественного питания, прокуренные насквозь помещения, в которых сидеть даже не хочется, антисанитарию в кинотеатрах, в которые уже заходить давно не хочется, хамство в гостиницах и аэропортах. А что происходит в службе такси — ни в такси Яндекс, ни в такси Uber, в них неконтролируемая ситуация. К тому же у нас еще и развивается интернет-торговля. Вы затронули тему ГМО, но мы совсем далеко-далеко стоим от разрешения этой проблемы в целом по Казахстану. Нам прежде всего предстоит решить вопрос сервиса и сферы услуг», — сообщил Андрей Кравченко.
Между тем заместитель генпрокурора прочел справку, исходя из которой малый бизнес в Казахстане обкладывается порой абсурдными требованиями.
«Я беру справку, где читаю, что одному ИП вручено предписание, чтобы в течение 16 дней установить мусорный контейнер с крышкой на бетонированной основе, огражденный с трех сторон сплошной стеной высотой не менее 1,5 метра. Или другому ИП пишут: оснастите магазин продовольственным оборудованием, материалы которого разрешены к применению на территории Республики Казахстан и государств — участников Таможенного союза. Есть пример по объектам общественного питания — разрешение допущения кондитерских цехов малой производительности с суточной выработкой кондитерских изделий с кремом не более 300 кг, мучных изделий не более 50 кг. Или не допускается ночной завоз пищевых продуктов на объекты, размещенные в жилых зданиях. Никто не спорит, что ночную тишину следует соблюдать в жилых массивах, но причем тут санэпиднадзор? Или с централизованной стиркой одежды сотрудников столовой, у которых штат только три сотрудника. Зачем им осуществлять централизованную стирку?!» — удивился некоторым требованиям Андрей Кравченко.
Он поделился своим опытом поездки в США, который предложил перенять и в Казахстане.
«В Калифорнии в любом киоске или любом пункте общественного питания написано, что его проверяет такая-то аудиторская компания — все ее телефоны указаны прямо на киоске или на видном месте в пункте общественного питания. И предприниматели сильно заботятся и переживают за то, что скажет аудитор. Если мы не успеваем все проверять сами, давайте пойдем вместе с аудиторами. Я хочу прокурорам областей предложить в течение полугода — давайте проведем большой круглый стол в Генпрокуратуре по защите прав потребителей, куда пригласим предпринимателей и аудиторов. Мне бы хотелось послушать частных аудиторов. Потому что люди говорят интересные вещи, но почему же мы их не пускаем на рынок?! Они ведь фактически очень быстро могут нам помочь исправить эту ситуацию. Давайте дадим возможность бизнесу саморегулироваться», — предложил Андрей Кравченко.