В прошлом году в Казахстане официальные дилеры продали 43 тысячи 845 легковых и легких коммерческих автомобилей. Это на 53,6% ниже показателя за 2015 год. Объем рынка, номинированный в иностранной валюте, составил 869,9 млн долларов (-47%). Об этом центру деловой информации Kapital.kz сообщили в пресс-службе Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром».
На импорт пришлось 75% проданных авто (32 тысячи 959). Продукцию казахстанских предприятий выбрали 25% покупателей (10 тысяч 886).
Рейтинг наиболее востребованных казахстанцами брендов по итогам года возглавляет Toyota: за 12 месяцев 2016 года на территории республики продано 8809 автомобиля японской марки. Сбыт моделей Lada составил 8146 единиц. Третью позицию занял Renault с показателем 3742 реализованных автомобиля. Пятерку лидеров замыкают Hyundai (3 535 ед.) и KIA (3 229 ед.). В топ-10 наиболее успешных марок вошли также GAZ (2247 ед.), Volkswagen (1981 ед.), UAZ (1853 ед.), Nissan (1423 ед.) и Chevrolet (1122 ед,).
В рейтинге легковых моделей лидирует седан Toyota Camry (3148 ед.). Три позиции первой пятерки бестселлеров заняли модели Lada: на второй строчке седан Lada Priora (2285 ед.), на третьей расположился внедорожник Lada 4x4 (2221 ед.), на четвертой позиции — Lada Granta с результатом 1883 покупателя. Замыкает топ-5 года кроссовер Renault Duster (1749 ед.).
Основную активность в приобретении легковых автомобилей продемонстрировали жители городов Алматы (13 тысяч 155), Астаны (7 тысяч 740), Атырау (3 тысячи 258), Шымкента (2 тысячи 264), Караганды (2 тысячи 240).
«В минувшем году авторетейл не преодолел спад, вызванный валютными шоками 2014−2015 гг. Однако по итогам IV квартала рынок в денежном выражении вернулся к росту: в декабре жители страны потратили на приобретение автомобилей $293 млн — на 12% больше прошлогодней суммы, что обеспечило лучшие продажи с начала 2016 года», — прокомментировал итоги года председатель правления Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» Олег Алферов.
Он отметил, что важнейшим структурным изменением в авторетейле стал выход из «серого» сектора.
«Если в 2015 году на долю официальных дилеров приходилось лишь 55% всех первичных регистраций, то в минувшем году 93% легковых автомобилей реализованы в цивилизованном сегменте. Благодаря чему удалось сдержать сокращение налоговой базы отрасли — по итогам года автомобильные компании направили в бюджет республики 18,9 млрд тенге. При условии сохранения стабильного валютного фона и сырьевой конъюнктуры наметившееся оздоровление рынка обеспечит его разворот в направлении роста уже в 2017 году», — резюмировал он.