Казахстанское представительство международной сети компаний в сфере консалтинга и аудита PricewaterhouseCoopers (PwC) провело в 2016 году исследование 20 крупных компаний РК, в том числе из квазигосударственного сектора. В ходе мониторинга юридических департаментов и управлений специалисты компании пришли к выводу, что коммерческая юридическая служба в Казахстане является одной из самых молодых: лишь 6% коммерческих юристов имеют опыт и стаж работы более 10 лет, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Мы попытались сделать консолидированный анализ. Взяли 10 секторов и 20 компаний. Для сравнения в российском варианте исследования участвовало порядка 60 компаний, что, в принципе, эквивалентно с точки зрения объемов и развития рынка наших стран. Так, если посмотреть на две модели развития юридических департаментов по миру, то условно говоря, можно выделить одну — американскую и другую — английскую модели. В первом случае, юридическая функция по сути является частью бизнеса: глава юридического департамента входит в правление, он вовлечен в очень серьезное принятие решений. Он является заместителем СЕО по всем юридическим вопросам и влияет на принятие бизнес-решений. Там зачастую бывшие замы по юридическим вопросам в настоящее время и занимают посты СЕО во многих западных компаниях. Другая модель — условно английская, которая больше близка нам, выражается в том, что юридическая функция представлена юристами, которые не входят в руководство — они имеют подчиненную роль. Они сидят в своеобразной „белой башне“: к ним приходят за советом или используют их, когда нужно», — рассказал партнер PwC, руководитель группы юридических услуг в Евразии Рашид Гайсин.
По его словам, в 11% наших компаний глава юридической службы является заместителем СЕО или занимает аналогичную должность. В то время в 72% случаях, главные юристы подчиняются непосредственно первому руководителю. В комитет при правлении входят всего 4% главных юристов. Членом совета директоров не является ни один. В комитет при совете директоров входят 6%. Среди руководителей юридических департаментов членами правления являются — 22%, что уже можно считать неплохим показателем.
«Другими словами, сейчас налицо то, что в квазигосударственном секторе роль юридической службы повышается. И, наверное, это будет восходящий тренд. Однако я хочу обратить внимание на то, как много у нас очень молодых юристов. Так, 33% коммерческих юристов компаний имеют опыт работы всего от 1 до 3 лет. Столько же — 33% обладают опытом от 3 до 5 лет. Фактически на коммерческой юридической службе „инхаус“ встретить юриста старше сорока лет — большая редкость: они либо руководители этих служб, либо выступают как эксперты», — констатировал Рашид Гайсин.
По словам спикера, 39% коммерческих юристов в крупных казахстанских компаниях работают около 9 часов в сутки, 33% - 8 часов в сутки. Больше 10 часов в сутки работает — 11%. Наконец, 10 часов отрабатывают 17% юристов — это среднее количество часов загрузки на работе. В то же время, только 6% сотрудников работает больше 10 лет.
«Опять же толкование двоякое — они больше 10 лет работают юристами или они больше 10 лет работают на одном месте. Но в любом случае, это показывает какой маленький процент реально опытных кадров сейчас на рынке коммерческой юриспруденции в Казахстане», — отметил Рашид Гайсин.
Между тем, по данным партнера PwC на казахстанском рынке сложился весьма обнадеживающий тренд, который заключается в следующем: 83% работодателей выбирают юридических консультантов из вне — на рынке, путем анализа и отбора. И лишь 17% находят их по знакомству.
«Эта тенденция показывает, насколько рынок развивается, насколько большими скачками он двигается вперед, потому что если бы мы делали исследование 10−15 лет назад, то цифры были бы с точностью наоборот, если не меньше. Раньше привлекались юридические консультанты сплошь через знакомства: кто-то с кем-то где-то в самолете летел, на конференции встретился, „учились вместе“, „парень хороший“ — почему бы не предложить работу, тем более что сейчас как раз нужна помощь юриста. Однако сегодня эта система кардинально изменилась: сейчас идет анализ, собеседования, ценовые предложения и т.д», — сообщил Рашид Гайсин.
При этом эксперт отметил, что 72% из принявших участие в опросе компаний видят повышение эффективности деятельности своих сотрудников в сокращении расходов на командировки.
«Да, можно сократить командировки и проводить видеоконференции. Тренингов стало меньше, в том числе заграницей, которые рассматривались больше как бонусы. Но если квалификацию не повышать, то рано или поздно встанет вопрос лояльности. Да, безусловно, зарплата — это хорошо, но для юриста очень важно и саморазвитие: куда я иду, кем я буду, каковы мои перспективы, как вообще компания ко мне относится. Почему какие-то коллеги ездят в командировки два раза в год, а я ни разу за пять лет», — прокомментировал Рашид Гайсин.
Что касается ценового предложения на рынке, то по словам представителя PwC, сейчас на казахстанском рынке достаточно местных и международных коммерческих юристов. Однако у работодателей существует концепция, распространенная в последнее время во всем мире.
«Клиент не говорит: давайте, сделайте меньший объем работы, и я вам заплачу меньше. Клиент говорит — сделайте столько же, а еще лучше — сделайте больше, но платить я буду меньше. Если не согласны, то, извините, у нас свободный рынок. Но все же более сложный подход выглядит иначе. Сейчас юридические услуги все больше становятся продуктом и тот, кто сможет этот продукт сделать лучше и дешевле, у кого стоимость ниже, кто не сидит в дорогих шикарных офисах, тот и выиграет. Но есть и такие фирмы, которые хотят зарабатывать больше. Они должны иметь так называемое уникальное торговое предложение. Например, если наш квазигосударственный сектор решит, что в ближайшие годы, пять-шесть крупных казахстанских компаний выйдут на IPO в Казахстане и за границей, вы сами понимаете, что у нас в стране окажется не так много юридических фирм, которые смогут это IPO сопровождать. То есть тот, кто специализируется на этом, понятно, что он будет держать цены. Или, например, те, кто специализируются на инвестиционных арбитражах. Это закрытый клуб и там никто не собирается делать поблажек клиентам из Казахстана. Цены в этом сегменте только растут и будут расти и дальше», — признал эксперт PricewaterhouseCoopers.
Таким образом, по словам Рашида Гайсина, в ближайшее время на рынке юридического консалтинга для крупных компаний будут выигрывать две категории фирм: те, кто умеет делать хороший конвейер, снижая себестоимость до минимума, либо специализированные, уникальные и очень дорогие продукты.