USD 411.54₸
EUR 458.13₸
RUB 5.84₸
BRENT 34.87$ ↑ +0.110
BTC 9434.50$ ↑ +0.001
ETH 220.77$ ↑ +0.032
LTC 44.71$ ↑ +0.011
Курсы валют в Казахстане
ГлавнаяБизнесКакие объекты станут привлекательными для бизнеса?

Какие объекты станут привлекательными для бизнеса?

С точки зрения коммерциализации особый интерес вызывают объекты образования и здравоохранения

Министерство финансов представило комплексный план инвентаризации всех предприятий, находящихся в государственной собственности. По словам министра Бахыта Султанова, для бизнеса особо привлекательными станут такие объекты приватизации, как детские сады, колледжи, вузы и медицинские учреждения. Об этом он подробно рассказал на заседании правительства, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

На первом этапе число государственных организаций сократится на 1 тыс. 136 предприятий. Из них 408 уже находится в графике программы сокращения, 105 предлагается включить в этот график дополнительно, 380 сократятся путем реорганизации, а 243 госпредприятия предложено ликвидировать. Таким образом, после первого этапа инвентаризации в госсобственности останется уже менее 6 тыс. предприятий.

Основную долю оставшихся предприятий составят детские сады, колледжи, больницы — они будут предложены в конкурентную среду на втором этапе.

Уже сейчас в качестве пилота с акиматами согласована передача 94 организаций в доверительное управление без права выкупа.

Что касается продажи, то в частные руки дополнительно перейдут 105 организаций с годовым оборотом в 66 млрд тенге. Эти объекты, как предполагают в правительстве, будут привлекательны для бизнеса, поскольку их вид деятельности уже присутствует на рынке. Например, это деятельность в области сельхозпроизводства, издательства, туризма, спорта, жилищно-коммунального хозяйства и архитектуры.

С учетом уже включенных в график 408 организаций бизнес получит 513 объектов с годовым доходом 336 млрд тенге, в том числе за счет бюджета 119 млрд тенге.

Реализация первого этапа будет осуществлена в 2017 году. Приоритетно в первом полугодии будут выставлены наиболее привлекательные объекты, список которых сформируется на основе предложений НПП «Атамекен».

"Теперь скажу, как будет выглядеть госсобственность после первого этапа оптимизации. Основную массу оставшихся после первого этапа в государственной собственности 5 тыс. 991 организации составляют объекты социальной сферы. В их числе преобладают детские сады — 41%. Пятую часть занимают вузы, колледжи, организации дополнительного образования, 15% - это театры, музеи, дома культуры, 13% приходится на поликлиники и больницы. Остальные организации — естественные монополии, СМИ, ветеринарные лаборатории и т. д. Учитывая, что указанные сферы являются чувствительными, вопрос их передачи в конкурентную среду должен быть тщательно продуман, с учетом решения всех социальных аспектов. Например, есть негативный опыт прошлых лет по приватизации детских садов с последующим восстановлением их в составе госсобственности. Для этого необходимо решить ряд вопросов. Это завершение реформирования вузов, коммерциализация названных сфер, в том числе за счет эффективного тарифообразования, подушевого финансирования", — рассказал Бахыт Султанов.

Он добавил, что годовой доход сохраняемых на первом этапе 6 тыс. организаций составляет 1,4 трлн тенге, в том числе за счет бюджета — почти 1 трлн тенге.

«Хотя суммы большие, но содержательно данные объекты не связаны с бизнесом или производством. По сути, это неизбежные госрасходы, такие как гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, гранты на обучение в высших учебных заведениях, финансирование детских садов и т. д. Однако после их коммерциализации дальнейшая передача по государственно-частному партнерству (ГЧП) позволит активизировать частный бизнес. Эта работа будет проведена на втором этапе», — констатировал глава Минфина.

Отдельно Бахыт Султанов остановился на том, какие конкретные шаги необходимо предпринять в последующие два-три года, чтобы число госучреждений сократилось на 4,5 тыс. объекта и составило 1 тыс. 393 предприятия госсобственности.

«На втором этапе будет внедрена новая организационная форма — бюджетное учреждение. Критерии будут выработаны министерствами нацэкономики и финансов совместно с НПП «Атамекен». Для этого необходимо проведение антимонопольным органом комплексного отраслевого анализа. Организации, не подпадающие под критерии новой организационной формы, будут переданы в конкурентный рынок. Например, бизнес уже выразил интерес к получению в доверительное управление детских садов. Это можно сделать сначала как пилот в столице и областных центрах. Работа уже проводится.

По приватизации высших учебных заведений совместно с Минобразования у нас сейчас выработана следующая схема. По ней 32 вуза будут преобразованы в некоммерческие и коммерческие акционерные общества. Эта работа начнется с начала 2017 года. К 2020 году будет осуществлено привлечение частного капитала путем дополнительной эмиссии акций", — подчеркнул Бахыт Султанов.

Говоря о других образовательных учреждениях, глава Минфина пояснил, что колледжи после внесения соответствующих изменений в законодательство об образовании будут предложены в доверительное управление крупным предприятиям и университетам в 2018 году.

Что касается медицинских вузов, то по шести медицинским высшим учебным заведениям с 2017 года совместно со стратегическими партнерами будут осуществлены программы менторства. С 2018 года — мероприятия по совместному управлению университетскими клиниками. С 2019 года начнет осуществляться передача в доверительное управление.

А в 2017—2020 годах планируется передача в доверительное управление 124 поликлиники.

«Как видно, реализация второго этапа потребует внесения ряда поправок в законодательство о госимуществе, образовании, здравоохранении и другие правовые акты. Поэтому сокращение по второму этапу займет период 2017—2019 годов. Эти меры приведут к эффективности как бюджетных расходов, так и в управлении госактивами», — объяснил министр финансов.

Он напомнил, что проведение оптимизации требует отлаженной координации всех центральных органов и акиматов. Между тем опыт текущих продаж акиматами подтверждает справедливость замечаний относительно слабой рекламной кампании в предпродажной подготовке объектов. Поэтому предлагаемую оптимизацию необходимо поставить на системный уровень контроля и координации.

«Следовательно, акиматам следует разработать планы рекламной и предпродажной подготовки по каждому объекту, подлежащему приватизации или передаче в доверительное управление. То есть конкретные дорожные карты. Затем центральным госорганам и акиматам составить графики реорганизации и ликвидации, представив их в Минфин для дальнейшего мониторинга. Далее Минобразования и Минздравсоцразвития совместно с акиматами нужно разработать дорожные карты по выводу в конкурентную среду детских садов, колледжей, вузов и объектов здравоохранения», — перечислил те поручения, которые необходимо дать по линии правительства, Бахыт Султанов.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Подпишитесь на дайджест

Краткий обзор главных новостей недели

Новости партнеров: