USD
444.22₸
+0.370
EUR
476.38₸
+2.080
RUB
4.82₸
+0.020
BRENT
89.31$
+0.210
BTC
64396.00$
-209.900

Как мода на здоровый образ жизни меняет стратегию табачных компаний

О ситуации в отрасли и антитабачном законодательстве рассказал Евгений Никольский

Share
Share
Share
Tweet
Share
Как мода на здоровый образ жизни меняет стратегию табачных компаний- Kapital.kz

С 2013 года в Казахстане снижаются объемы производства табачной продукции. Согласно данным EnergyProm, в этом году снижение продолжается. Это глобальный тренд — люди по всему миру все больше заботятся о своем здоровье и отказываются от сигарет. Как эта ситуация влияет на стратегию табачных компаний? О ситуации в отрасли, антитабачном законодательстве и акцизной политике мы поговорили с Евгением Никольским, генеральным директором JTI в Казахстане.

— Насколько рынок Казахстана важен для вас?

— Рынок Казахстана играет важную роль в регионе, к которому мы относимся — СНГ плюс. Длительный промежуток времени мы шли к тому, чтобы занять лидирующие позиции здесь, и в 2015 году нам это удалось сделать. На сегодняшний день мы лидеры табачного рынка в Казахстане, по данным независимого агентства Nielsen, наша доля рынка составляет 39,7%*. И на этом мы не собираемся останавливаться, планируем двигаться дальше, развивать бренды, чтобы удовлетворять потребности наших покупателей в разных ценовых сегментах и продуктовых предложениях.

С недавнего времени мы стали центральноазиатским хабом, поставки продукции, произведенной на нашей фабрике в Алматинской области, идут в Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан и Монголию. Около $150 млн инвестировано в казахстанскую экономику и развитие местного производства с начала нашей деятельности в Казахстане в 1993 году.

— А каков сейчас объем табачного рынка в РК?

 — Объем легального рынка в Казахстане, по нашим оценкам, составил примерно 24,3 млрд курительных единиц в 2015 году.

— Антитабачное законодательство постоянно ужесточается по всему миру, и это необратимый процесс. В этом плане табачникам в Казахстане легче работать, чем, скажем, в США?

— Казахстан — не исключение в плане регуляторного давления. Для нас запрещены реклама и спонсорство, нельзя курить в публичных местах, на наших пачках сигарет присутствует предупредительная картинка и надпись (в США, например, наносят только надпись).

Я бы хотел отметить, что введение новых норм в Казахстане проходит постепенно, без каких-либо резких скачков. Правительство из года в год поднимает акциз на 20−30%, при этом плавно повышая минимальную розничную цену сигарет примерно на 20−25% ежегодно. Все достаточно сбалансировано. Наше правительство рассматривает акцизные налоги в перспективе трех лет, и, исходя из этого, мы понимаем, что нас ждет в следующем году и в ближайшем будущем, можем планировать свои продажи и производство. До конца этого года должен быть принят Налоговый кодекс, мы понимаем, о каких акцизных ставках там идет речь, в течение трех лет для нас не будет сюрпризов, это дает нам возможность подготовиться. В этом плане мы выгодно отличаемся от соседей.

В Казахстане бизнес вести проще, чем в странах, где непродуманные меры и излишние запреты бьют рикошетом по производителям, государству и потребителям, порой доводя до общественного конфликта.

К примеру, в Австралии введен запрет табачных брендов, а в Туркменистане ограничение каналов розничных продаж табачных изделий привело к массовым стычкам между продавцами и потребителями, сигареты начали продаваться из-под полы, люди начинают покупать их на приграничных территориях, переходят ради этого границу по несколько раз в день. Самое главное, что курить никто не бросил, а вот государственный бюджет лишился больших налоговых поступлений, которые генерирует табачная отрасль.

— Тимур Сулейменов, министр по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии, в интервью нашему изданию говорил, что окончательные соглашения по акцизам будут достигнуты до конца текущего года. Вы в курсе, на какой стадии сейчас находится этот процесс и какого результата ждете вы?

— Мы внимательно следим за переговорным процессом, который продолжается уже 3 года. В акцизной политике ЕАЭС основные пункты уже согласованы, сейчас краеугольным камнем остается вопрос сроков — нужно понять, за какой период мы придем к унифицированному подходу. Со своей стороны Казахстан предложил установить акциз в 35 евро с коридором девиации плюс 15 и минус 10 процентов. Сделать это предлагается планомерно и поступательно до 2022 года, при этом не регламентируя рост в каждый отдельный год, то есть без привязки к какому-либо графику.

Производители со своей стороны ожидают, что сближение акцизных ставок в ЕАЭС лишит нелегальную торговлю сигаретами экономического стимула в виде разницы в ценах внутри союза, что сократит и налоговые потери государств.

— Как вы боретесь с контрафактом? Становится ли эта проблема для вас менее актуальной?

— Она продолжает оставаться большим и серьезным вопросом для нас, мы с комитетом госдоходов в этом направлении очень тесно работаем.

Если в начале года пресечена контрабанда в 400−500 тыс. сигарет с проходящего через Казахстан пассажирского поезда, то в сентябре пошел всплеск в разных регионах страны — было задержано порядка 7 млн курительных единиц с акцизными марками Кыргызстана, Таджикистана либо вообще без них.

Более 80% всей контрабандной продукции идет в Казахстан из Кыргызстана. Это происходит из-за того, что внутри пространства ЕАЭС у нас нет таможенных границ и люди под предлогом собственного потребления завозят сигареты и начинают их нелегально реализовывать здесь или дальше нелегально поставляют на территорию России. Они пользуются несовершенством закона и попросту уходят от ответственности. Для нас это серьезная проблема.

Мы сейчас боремся еще и с таким явлением, как нелегальный Fast — дешевый продукт, который намеренно выпускают на контрабандный экспорт. Это не поддельные сигареты, они произведены легально с пометкой Duty free, но на них отсутствует казахстанская или какая-либо акцизная марка, естественно, казна с этого продукта недополучает ни акцизные, ни другие налоги. Они могут значительно демпинговать по цене. Розничная цена контрабандных сигарет опускается до 150 тенге, при том что с 19 октября минимальная розничная цена на сигареты в Казахстане установлена на уровне 270 тенге.

Поэтому необходимо жестко регулировать и контролировать движение подакцизных товаров на территории стран ЕАЭС. Например, сейчас в России обсуждается закон, согласно которому подделка акцизных марок может быть приравнена к подделке денег. Это может повлечь многомиллионные штрафы или даже уголовную ответственность. Мы считаем, что благодаря таким мерам уровень ответственности значительно возрастет.

— Вы в этом вопросе объединяетесь с коллегами по рынку?

— Мы вместе являемся членами профильных бизнес-ассоциаций и через них ведем диалог. Наше правительство относится к этим проблемам с пониманием, оно слышит бизнес. Стоит упомянуть, что в Казахстане 1% теневого рынка — это недополученные порядка 2 млрд тенге акцизов подоходного налога, НДС, то есть это значительные потери.

— Какую часть ваших инвестиций занимают вложения в научно-исследовательские разработки?

 — Эти разработки ведутся и контролируются на глобальном уровне, у нашей материнской компании в этом плане большой опыт, и мы инвестируем значительные средства. У нас есть 9 собственных научно-исследовательских центров по всему миру, где более 500 профессионалов исследуют и развивают новые технологии для традиционных сигарет, инновационных изделий и продуктов с потенциально пониженным риском для здоровья.

— Можно ли говорить о том, что когда-нибудь у табачной отрасли будет гипотетический невредный продукт?

 — Мы стремимся разработать, протестировать и вывести на рынок новые продукты с потенциально пониженным риском.

— Насколько всеобщая мода на поддержание здорового образа жизни меняет вашу глобальную стратегию присутствия на рынках?

— JTI неизменно верна своей миссии — обеспечить совершеннолетних курильщиков инновационными продуктами с потенциально пониженным риском, что даст им возможность получать новые ощущения от процесса курения. Мы уже внесли большой вклад и продолжаем инвестировать в развитие этой категории, в том числе за счет приобретений, таких как покупка Logic в 2015 году.

— Рассматриваете ли вы производителей электронных сигарет в качестве своих конкурентов?

— Это направление — важная часть нашего портфеля инновационных продуктов в мире. У совершеннолетних курящих этот тренд набирает обороты, они меняют свои привычки, стиль жизни. Могу сказать, что в Казахстане объем рынка электронных сигарет вырос в пять раз за 2 года. По данным опроса агентства маркетинговых исследований MASMI, рыночная доля электронных сигарет выросла с 0,3% в 2014 году до 1,4% в марте 2016-го.

— Какие у вас внутренние политики для сотрудников в вопросе курения?

— Особых ограничений и стереотипов в этом вопросе у нас нет, мы следуем букве закона и на каждом этаже нашего офиса оборудовали специальные комнаты для курения, которые отвечают всем требованиям.

— А вы курите?

— Нет, я не курю постоянно, но всегда пробую новые запуски продукта.

*По состоянию на август 2016 года.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.