Франчайзинг в кризис выгоден обеим сторонам договора: и франчайзи, и франчайзеру. Первый получает готовую модель бизнеса с наработанным брендом, а второй — дополнительный доход в сложные времена. Поэтому наибольший рост франшиз пришелся на начало кризиса в 2008 году, а 2017 год ожидается пиковым по росту франчайзинга в Казахстане, считает Бекнур Кисиков, президент Евразийской Ассоциации франчайзинга. Бурному развитию способствуют два фактора: кризис и крупные мероприятия в стране — ЭКСПО-2017 и Универсиада. «Перед ЭКСПО в Казахстан зайдут около 10 крупных европейских компаний, 5−6 американских и один китайский бренд. Не могу озвучивать другие конкретные бренды, но переговоры ведутся на государственном уровне. Также представители Subway официально заявили, что зайдут в Казахстан во второй половине 2016 года», — пояснил Бекнур Кисиков.
Но в целом франчайзинг в Казахстане развит слабо: объем рынка составляет $2,5 млрд, или 0,1−0,3% от ВВП. В прошлом году в Казахстане действовали 450 франчайзинговых компаний. Из них доля казахстанских франшиз составила только 20%. Годовой оборот — $1 900 000, а ежегодный прирост сектора — 12%. Франчайзинговый бизнес может замедлять темпы роста, но его развитие не останавливается. В Казахстане увеличивается доля ресторанных франшиз и сегмента детских услуг и товаров.
В этом году государство активнее поддерживает франчайзинг. Фонд «Даму» выделил миллиард тенге для кредитования через Банк Астаны и Bank RBK. Но банки выдают деньги с рядом особых условий и требований как для франчайзи, так и для и франчайзера. Например, для выдачи кредита банк может потребовать подписанный договор с продавцом франшизы. Это не всегда означает, что предприниматель заранее должен купить франшизу, все зависит от договоренностей с франчайзером.
Половина суммы уже освоена: к сентябрю за 3 месяца работы программы 8 предпринимателей получили кредиты. Максимальная сумма займа — 80 млн тенге на срок до 84 месяцев. Процентная ставка равна 14,95%. «Даму» не ставит отраслевых ограничений, но некоторым направлениям бизнеса выделены преимущества. «Если эти секторы попадают в приоритетные секторы экономики, то еще возможно субсидирование до 7−10%. В итоге для конечного заемщика может быть ставка в среднем около 7 процентов», — пояснил Алмат Нурахметов, директор филиала «Даму» по городу Алматы.
Кредит в 84 млн (около $228 тыс.) — вполне достаточное количество для открытия собственной франшизы. Ранее Бекнур Кисиков обозначил стоимость франчайзингового пакета на казахстанском рынке от $10 тыс. до $150 тыс. в зависимости от бренда, сложности технологий, от опыта компаний и многих других факторов.
Казахстанский рынок обрел особую привлекательность для международных брендов. В 2016 году в Казахстане уже открылись 2 крупные франшизы: Starbucks и McDonald’s. Для этих брендов девальвация тенге — благоприятное событие, ведь подешевевший тенге облегчает строительство или аренду, а также закупку оборудования, материалов. Но с другой стороны, прибыль в долларовом размере также будет невысокой. Однако кризис в Казахстане сменится ростом и прибыль компенсируется. «Девальвация тенге — не основная причина захода крупных брендов. Но действительно сейчас построить здесь инфраструктуру и заложить фундамент уже выгоднее. McDonald’s пришел, когда нужно было прийти. Нельзя сказать, что рынок был идеальный, у них свои какие-то механизмы принятия решений», — заявил Бекнур Кисиков.
Как выбрать франшизу?
«Выбирая продавца франшизы, посмотрите, кем она создана, когда и какие люди стояли у основания, успешны ли они в своем бизнесе, кто этот человек, зайдите в ресторан или в парикмахерскую. Смотрите не на словах, а на деле, и тогда ваш бизнес будет успешным», — считает Наталья Кичик, представитель сети ресторанов Casta Group. По словам Бекнура Кисикова, малоизвестные и популярные компании продвигают себя противоположным образом: «Крупные бренды, например, McDonald`s, надо уговаривать. А некоторые мелкие бренды могут продвигать себя агрессивно — это тревожный сигнал. Я не доверяю таким франчайзерам».
Между тем фонд «Даму» бесплатно помогает разобраться в выборе франшизы, в деталях создания франчайзингового бизнеса и развития предпринимательства под чужим брендом. Также информацию о казахстанских франшизах можно получить в Евразийской ассоциации франчайзинга.