Трансформация системы образования — новая госпрограмма развития усиливает статус и роль бизнеса как стратегического партнера. За год удельный вес частных инвестиций в образование вырос с 30 до 43%, бюджетные, напротив, сократились с 70 до 58%. Такие данные приводит finprom.kz.
За январь-сентябрь бизнес проинвестировал основной капитал системы образования на 59,6 млрд тенге — на 20% больше, чем за аналогичный период 2015 года и на 87% больше, чем за январь-сентябрь 2014.
Ключевое событие в секторе — запуск новой программы развития образования и науки (март 2016). Основной упор делается на качественное управление системой для повышения конкурентоспособности и развития человеческого капитала. Некоторые кардинально новые подходы из программы: 1) на всех уровнях образования внедрят принципы корпоративного транспарентного управления; 2) академическая свобода будет предоставлена вузам и колледжам начиная с 2017 года, с учетом международной аккредитации; 3) в конкурентную среду будет выведен государственный образовательный и научный заказ (в детсадах — уже действует; в школах — пилотно внедряется подушевое финансирование, с полным переходом к 2019 году; в колледжах и вузах — поэтапно, начиная с 2017 года).
На этапе перезагрузки госсектор значительно сократил инвестиционные транши в образование: по республиканскому бюджету на 40%, по местному на 15%. В итоге общий инвестиционный портфель в секторе образования составил 143,3 млрд тенге, что на 14% меньше, чем за январь-сентябрь 2015 года. Зато в большом плюсе рост частных инвестиций в сектор.
Ожидается, что в дальнейшем удельный вес собственных средств в инвестпортфеле системы образования будет стабильно нарастать за счет запуска партнерских проектов между акиматами и бизнесменами. Согласно новой программе увеличивается уровень ответственности местных органов за реализацию образовательных проектов в формате ГЧП.
Интерес со стороны бизнеса будет обеспечен рядом институциональных изменений: 1) официальный статус и право голоса получат инвесторы и институциональные стейкхолдеры (через советы директоров, наблюдательные или попечительские советы); 2) будут внедрены стандарты финансовой отчетности и управленческой транспарентности, что сопоставимо с публичными компаниями, торгуемыми на РЦБ — путем преобразования колледжей и вузов в некоммерческие АО; 3) прозрачные процедуры отбора ректоров и менеджмента на конкурентной основе должны повысить рентную отдачу вложений.
В пилотном режиме некоторые крупные компании РК уже включились в формирование взаимовыгодных консорциумов с вузами и колледжами. Например, Павлодарский нефтехимический завод готовит своих специалистов и участвует в обновлении лабораторий в Павлодарском госуниверситете им. С. Торайгырова. Новая госпрограмма расширит такие бизнес-возможности сотрудничества: 1) инвесторы и работодатели получат прямой конкурентный доступ к формированию востребованного квалифицированного кадрового пула через предоставление колледжам и вузам академической свободы в разработке специализированных учебных программ; 2) раскрываются возможности рынка образования по увеличению иностранного студенческого контингента — независимая аттестация и международная аккредитация полностью заменят государственную, что значительно раздвигает границы признания и рейтинг дипломов.
Спрос на рынке образования будет также обеспечен на новых условиях: 1) гарантируется с 2017 года образовательный заказ за счет государства для получения выпускниками школ первой рабочей профессии в техникумах и колледжах; 2) независимо от формы собственности будет размещаться государственный образовательный заказ в вузах и колледжах в рамках стратегических планов регионального развития; 3) на конкурентной основе будет формироваться сумма государственного образовательного заказа исходя из механизма подушевого финансирования в дошкольном, школьном, профтех- и высшем образовании — чем больше привлеченный контингент, тем выше сумма на учреждение; 4) на условиях софинанса бизнесом — будет осуществляться госфинансирование коммерциализации инновационных разработок.
Высокий потенциал освоения рынка образования имеется в нишах: дошкольное — развитие центров для детей от 1 до 3 лет; школы — развитие дополнительных секций и кружков; колледжи и вузы — вовлечение молодежи, в том числе за счет фининструментов АО «Финансовый центр» МОН РК (образовательные депозиты, кредиты и гарантии на кредит).