USD
446.49₸
-0.910
EUR
475.38₸
-2.170
RUB
4.79₸
+0.030
BRENT
87.39$
BTC
63961.70$
-145.500

Повышение конкурентоспособности бизнеса

​Конкурентоспособность – реальная и потенциальная возможность фирм изготавливать и сбывать товары

Share
Share
Share
Tweet
Share
Повышение конкурентоспособности бизнеса- Kapital.kz

Конкурентоспособность — реальная и потенциальная возможность фирм в существующих для них условиях проектировать, изготавливать и сбывать товары, которые наиболее привлекательны для потребителей по ценовым и неценовым характеристикам. То есть конкурентоспособность любой экономики привязана к качеству и эффективности бизнеса, его свойственным характеристикам реализуемости стратегии и тактики.

В странах с развитой рыночной экономикой государство непосредственно участвует как в правовом регулировании экономики, создании производственной и социальной инфраструктур, так и в выработке стратегии политически и стратегически важных фирм вместе с предпринимателями.
Учитывая анализ мировых экспертов, помимо конкуренции на внутреннем рынке, для улучшения производительности в стране важна конкуренция со стороны иностранных компаний, поскольку она вынуждает предприятия соперничать с высокоэффективными мировыми лидерами в своей отрасли. Активное участие в международных торговых блоках играет неотъемлемую роль в реализации такого взаимодействия.
Таким образом, государство способствует формированию конкурентоспособной среды и создает сравнительные преимущества национальной экономики.
Присоединение Казахстана к Всемирной торговой организации — результат комплексной программы реформ, послание всему миру о том, что Казахстан открыт для бизнеса. Учитывая рост мировой экономики, для дальнейшего развития производителей в стране необходимо повышение его конкурентоспособности.
Президент Нурсултан Назарбаев в своем Послании народу Казахстана «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации» подчеркнул, что развитие бизнеса является основной задачей экономической политики государства. Правительство активно работает над решением этой задачи посредством принятия международных стандартов в производственном, финансовом и государственном секторах.
Необходимо отметить, что были внесены изменения в правовую систему. В 2015 году с целью объединения множества нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность малого и среднего предпринимательства, был утвержден Предпринимательский кодекс Республики Казахстан. Кодекс создал институт бизнес-омбудсмена. Бизнес-омбудсмен — абсолютно новый институт для Казахстана. Его высокий статус и широкие полномочия позволяют гораздо эффективнее бороться с системными проблемами казахстанского бизнеса и несовершенством законодательства.
Бизнес-омбудсмен сможет вносить в государственные органы предложения по защите прав субъектов предпринимательства, а также рекомендации по приостановлению ведомственных подзаконных нормативных правовых актов, направлять ходатайства в органы прокуратуры в случае несогласия с мнением государственных органов. Кроме того, бизнес-омбудсмен обладает правом вносить на рассмотрение Президента обращения в случае возникновения фактов системного нарушения прав предпринимателей. Более того, предусматривается ежегодное внесение главе государства доклада о проделанной работе бизнес-омбудсмена.
Принятые на законодательном уровне дополнительные меры по усилению роли уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана позволят обеспечить в Казахстане стабильный рост предпринимательской активности, правовую защищенность и уверенность в деловых кругах.
Принятые в 2016 году изменения в законодательство должны значительно снизить административное давление на бизнес, сократить количество разрешительных документов, а количество разрешительных процедур на 50%.
Закон будет способствовать общему развитию предпринимательства в республике, активизации бизнеса и расширению границ его деятельности, росту национального дохода страны за счет увеличения совокупных объемов производства в предпринимательском секторе, соответственно, сокращению безработицы и другим положительным социально-экономическим последствиям, а также позволит создать максимально благоприятные условия для ведения бизнеса.
Законом отменено 34 разрешения, переведено на уведомительный порядок 14 разрешений, исключено в целях оптимизации 105 разрешительных документов.
Несмотря на реформы в нормативно-правовой сфере, уровень конкуренции в Казахстане недостаточно высокий. В отличие от большинства стран ОЭСР, на отечественных рынках обычно доминирует лишь несколько крупных компаний, поэтому конкуренция не очень интенсивная, чтобы сыграть позитивную роль в повышении эффективности.
Положительные результаты системной работы по улучшению бизнес-климата нашли отражение в позитивной динамике оценок международных экспертов.
Необходимо отметить, что в области финансирования правительство увеличило финансирование предприятий МСБ через фонд «Даму». Также в июле 2016 года Национальный банк снизил базовую ставку до 13%, что должно облегчить финансирование для бизнеса. Правительство сейчас разрабатывает меры по реформированию налогового законодательства, а также по улучшению администрирования налоговых сборов.
Более того, План совместных действий Правительства Республики Казахстан и Национального банка Республики Казахстан по обеспечению финансирования субъектов предпринимательства в обрабатывающей промышленности в 2015 году стал опорой для предпринимателей в условиях кризиса.
В рамках мер по улучшению показателей экономической деятельности принимаются меры по сдерживанию инфляции в коридоре 6,0−8,0% и к постепенному переходу на инфляционное таргетирование. Высокий уровень инфляции объясняется сменой денежно-кредитной политики.
В текущем году Казахстан существенно приблизился к поставленной цели, заняв 41-ю позицию среди 189 экономик мира. По рейтингу Doing Business 2016 года Казахстан отмечен как государство, осуществившее наибольшее количество реформ, — 19 реформ в семи из десяти направлениях.
Казахстан опередил в рейтинге такие страны ОЭСР, как Венгрия (42), Италия (45), Чили (48), Израиль (53), Турция (55), Люксембург (61). Среди стран Таможенного союза позиция Казахстана лучше, чем у Беларуси (44), России (51), Азербайджана (63), Кыргызстана (67).
Улучшению позиций в рейтинге Doing Business способствовала системная работа правительства в целях кардинального улучшения бизнес-климата.
Также необходимо подчеркнуть, что Всемирный банк отметил, что проводимые Казахстаном реформы значительно облегчают условия ведения бизнеса в стране.
В 2016 году вступил в действие Закон «О саморегулировании», который был разработан в реализацию Плана нации «100 шагов».
Основной целью закона является повышение эффективности государственного регулирования экономики путем принятия комплекса мер, направленных на самостоятельное регулирование физическими и юридическими лицами осуществляемой ими предпринимательской и профессиональной деятельности, основанной на добровольном или обязательном членстве в саморегулируемой организации.
Институт саморегулирования — это не только пакет полномочий для союза предпринимателей, организованного в форме саморегулируемой организации, но и гарантия качества товаров, работ и услуг, предоставляемых потребителю.
Данная гарантия со стороны предпринимателей обусловлена солидарной ответственностью за действия каждого члена саморегулируемой организации, так как вышеуказанным Законом одним из признаков саморегулируемой организации устанавливается имущественная ответственность такой организации и каждого ее члена перед потребителями.
В результате принятых мер добросовестные предприниматели будут заинтересованы в исключении из членства недобросовестных членов саморегулируемой организации, что в результате должно положительно отразиться, в том числе и на состоянии конкурентоспособности бизнеса.
По совершенствованию государственного контроля и надзора осуществлен переход от плановых проверок предпринимателей на проведение проверок на основе оценки рисков. Так, в настоящее время выборочно проверяются только «потенциальные нарушители», что позволяет перейти от политики «выявления и наказания» к политике «предупреждения и поощрения добросовестного предпринимателя».
Таким образом, принятые меры мотивируют предпринимателей вести свою деятельность с соблюдением требований законодательства, что в целом способствует снижению административного давления со стороны контролирующих государственных органов.
Более того, важным инструментом поддержки предпринимателей является Единая программа поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2020» (далее — Единая программа), в рамках которой принимаются системные меры поддержки МСБ.
В рамках Единой программы с момента реализации просубсидировано 7629 проектов на сумму 1 471,7 млрд тенге и выдано 2010 гарантий на сумму 74,2 млрд тенге.
Для повышения добавленной стоимости в продукции МСБ и достижения максимального эффекта меры по субсидиям и гарантиям переориентированы на эффективные предприятия.
На новые бизнес-инициативы с момента реализации выдан 951 грант на сумму 2 451,5 млн тенге (в 2016 году 74 гранта на сумму 124 млн тенге), на открытие и расширение собственного дела выдано 1500 микрокредитов на сумму 5,3 млн тенге (в 2016 году 76 микрокредитов на сумму 286,6 млн тенге).
В целях повышения компетенции предпринимательства с момента реализации прошли обучение 102,7 тыс. предпринимателей, оказано 234,5 тыс. услуг 91,3 тыс. предпринимателям. В том числе в 2016 году более 7000 предпринимателей прошли обучение, 6 936 предпринимателям оказано свыше 11 000 услуг.
Меры, предпринимаемые Правительством, уже дают определенные результаты. Так, в ходе реализации Единой программы за первый квартал текущего года участниками выплачено налогов на сумму 37 млрд тенге, совокупный выпуск продукции составил 370 млрд тенге, сохранено и создано 8 тыс. рабочих мест.
В среднем на 1 тенге вложенных бюджетных средств приходится 1,5 тенге налоговых поступлений, на 1 участника Единой программы приходится 20 рабочих мест.
Вместе с тем с прошлого года в рамках Планов совместных действий Правительства и Национального банка Республики Казахстан субъектам МСБ предоставляется льготное финансирование в обрабатывающей промышленности, на которое выделено 200 млрд тенге.
За счет револьверного размещения данных средств по состоянию на 1 июня 2016 года профинансировано 1353 проекта МСБ на сумму свыше 260 млрд тенге.
Это позволило произвести продукцию на сумму 761,5 млрд тенге, создать 15 786 рабочих мест, обеспечить налоговые поступления в бюджет на сумму 66,8 млрд тенге.
Кроме того, в рамках Дополнительных антикризисных мер на 2016 год предусмотрено фондирование потребности МСБ в оборотном капитале и рефинансировании займов в размере 200 млрд тенге из средств ЕНПФ.
Для обеспечения продуктивной занятости и развития массового предпринимательства предлагается усовершенствовать действующую систему микрокредитования предпринимательской деятельности. При этом ей необходимо адаптироваться к условиям в зависимости от территории ведения бизнеса — на селе или в городе.
Для решения проблемы нехватки залогов начинающих предпринимателей и привлечения инвестиций частного сектора предлагается реализовать программу 90%-ного гарантирования микрокредитов на селе и в городах с общим портфелем до 5 млрд тенге.
Таким образом, новые инструменты государственной поддержки будут постепенно способствовать созданию конкурентоспособного малого и среднего бизнеса.

Даниял Нугербеков, заместитель директора центра анализа регуляторной среды

АО «Институт экономических исследований» Миннацэкономики РК

Серик Ожаров, главный эксперт управления стратегического развития департамента стратегического планирования и анализа Миннацэкономики РК


При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.