Неожиданно между национальным авиаперевозчиком «Эйр Астана» и антимонопольным ведомством страны вспыхнуло противостояние, вылившееся в эфир и на страницы СМИ. Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции (КРЕМиЗК) Миннацэкономики взялся за проверку: насколько и почему выросли цены на авиабилеты «Эйр Астаны». В свою очередь ведущая авиакомпания страны отрицает какое-либо критическое удорожание билетов на внутренние полеты.
Чувствительное доминирование
Так, презентуя на встрече с сенаторами новые поправки в антимонопольное законодательство, министр национальной экономики Куандык Бишимбаев, говоря о послаблениях для доминантов рынка, признал, что «с 1 января мы отказались от ценового регулирования практически по всем регулируемым рынкам». По словам министра, их было 47. Однако после анализа всех наиболее важных товарных рынков в Миннацэкономики решили сохранить ценовое регулирование на переходный период в четырех сферах, которые, на взгляд правительства, являются весьма чувствительными. Это железнодорожный транспорт, электроэнергетика, газоснабжение и авиационные услуги.
«Мы неоднократно у себя в министерстве проводили обсуждение с представителями авиакомпаний и аэропортов. Конечно, отпустить полностью аэропортовые услуги мы не можем, потому что это сразу же скажется на стоимости билетов. Хотя уже сейчас известно, что цены на авиабилеты подорожали, и в связи с этим наш Комитет по защите конкуренции начал антимонопольное расследование в отношении авиакомпании «Эйр Астана». Сейчас расследование идет, и в случае выявления фактов недобросовестной конкуренции или завышения цены будут приняты соответствующие меры», – заявил Куандык Бишимбаев.
После этого уже непосредственно КРЕМиЗК распространил заявление, что его сотрудников якобы не пустили в офис авиакомпании с очередной проверкой. Однако это сообщение было опровергнуто контрсообщением «Эйр Астаны». Как отметили в компании, руководство авиаперевозчика не только не препятствовало проверке антимонопольного органа, но и предоставило данные по продажам по минимальным тарифам на внутренние рейсы. Они не менялись со дня основания авиакомпании и на них приходится основная доля продаж, в том числе тарифы предварительной продажи, минимальные тарифы для пенсионеров и молодежи. Проверяющим были предоставлены данные о том, что уровни предельных тарифов, которые авиакомпания была вынуждена повысить в результате девальвации тенге, а также решений антимонопольщиков о повышении или отказе от регулирования ряда услуг поставщиков, являющихся естественными монополистами, составляют лишь 10-15% от общего объема продаж. В результате чего средний тариф на внутренних направлениях повысился на 22%.
По направлению Алматы – Астана средний тариф за период январь-июнь 2016 года составил 20 124 тенге.
«Таким образом, сложившийся средний тариф авиакомпании «Эйр Астана» по внутренним направлениям за январь-июнь 2016 года составил в эквиваленте от $39 (Астана – Павлодар, расстояние 414 км) до $92 (Алматы – Атырау, расстояние 2064 км), что является одним из самых дешевых средних тарифов в мире», – отметили в авиакомпании.
В то же время, как пояснили в «Эйр Астане», расходы авиакомпании в твердой валюте, как и у большинства авиакомпаний мира, составляют более 60% всех расходов предприятия. А это расходы на воздушные суда, техническое обслуживание, приобретение запасных частей, авиационное страхование и подготовку летного состава.
Нет доступной ликвидности – не будет и конкуренции
Между тем, как прокомментировал нам ситуацию казахстанский экономический эксперт Олег Алферов, значительная часть издержек авиаперевозчиков номинирована в иностранной валюте, поэтому ожидать сохранения прежнего уровня цен было бы несколько легкомысленно. Кроме того, есть ежегодная инфляция издержек в этой отрасли, что совершенно не секрет, однако тарифы «Эйр Астаны» выглядят сегодня вполне конкурентоспособными.
«Разумеется, компания, имеющая статус национального перевозчика, не должна пренебрегать необходимостью соответствия стандартам корпоративной открытости. И должна быть готова к тому, что потребитель и экспертное сообщество будут требовать от нее большей прозрачности, готовности раскрывать собственные издержки и отвечать на главный вопрос потребителя – почему растут цены. Поэтому в данном случае в интересах самого перевозчика придерживаться как можно большей открытости, выдавать как можно более детализированные сведения относительно структуры издержек. Это позволило бы снять большую часть вопросов и напряженность по этой теме», – прокомментировал Олег Алферов.
Вместе с тем, говоря об уровне надежности и безопасности «Эйр Астаны», эксперт заметил, что компания может ответить, какая доля расходов в абсолютном и относительном выражении приходится на обеспечение безопасности полетов. При этом он подчеркнул, что «Эйр Астана» – это компания, которая оборудована новыми судами и на фоне других перевозчиков, которые обслуживают казахстанского потребителя в самых разных направлениях, она выглядит как одна из самых безопасных авиакомпаний страны.
Говоря о конкуренции на рынке внутренних авиаперевозок, недостаточный уровень которой возможно и приводит к определенному росту тарифов, Олег Алферов констатировал, что, с одной стороны, рынок авиаперевозок в Казахстане в силу масштаба не сопоставим с уровнем конкуренции с густонаселенными странами, население которых более мобильно.
«С другой стороны, законодательство предъявляет, и справедливо предъявляет, высокие требования к потенциальным инвесторам, которые могли бы получить доступ, возможность выхода на казахстанский рынок авиаперевозок. Однако еще одной причиной недостаточно высокой инвестиционной активности на этом рынке является, конечно же, классическое обстоятельство для всех без исключения отраслей казахстанской экономики. Это низкая доступность кредитных ресурсов. Понятно, что приобретение парка техники требует единовременного привлечения с помощью лизинговых и других кредитных инструментов многомиллионных сумм. А это один из капиталоемких видов бизнеса. В условиях, когда тенговая ликвидность практически недоступна, а валютные заимствования слишком дороги, ожидать инвестиционной активности в этом сегменте, появления новых независимых игроков, не приходится. Отсюда не монопольная, а олигопольная картина с доминированием нескольких ключевых игроков рынка авиаперевозок в нашей стране», – признал Олег Алферов.