USD
444.22₸
+0.370
EUR
476.38₸
+2.080
RUB
4.82₸
+0.020
BRENT
89.35$
-0.090
BTC
63968.60$
-637.300

Кукольная реальность: 16+

Что собой представляет театр кукол для взрослых рассказал Антон Зайцев

Share
Share
Share
Tweet
Share
Кукольная реальность: 16+- Kapital.kz

Что такое кукольный театр? Сказки, ширма, страшные куклы, пищащие голоса? Или ожившая кукольная старушка, размышляющая о течении жизни и неминуемом ее конце, и два актера на сцене, умело управляющие ею? Казалось бы, театр кукол – архаичный вид искусства, нацеленный исключительно на детские спектакли, которые мы смотрели еще детьми в школе или детском саду. Но ведь все развивается, меняются время и мода, и вместе с этим меняется и искусство. Сейчас современный кукольный театр – экспериментальный и необычный, нацеленный преимущественно на взрослую аудиторию.

В Казахстане на сегодняшний день есть только один кукольный театр для взрослых – «Другая реальность». В его репертуаре – всего один спектакль, философская притча «Жила-была старушка» по Рэю Брэдбери. Идя в разных театрах, он смог найти и привлечь зрителя. В свою очередь организованная совместно с театром кукол Неделя кукольного театра в независимом театре «АРТиШОК» привлекла много внимания со стороны любителей современного театра. О том, что собой представляет театр кукол для взрослых и какие трудности возникают при работе со взрослой аудиторией, рассказал корреспонденту делового еженедельника «Капитал.kz» сооснователь и актер театра кукол «Другая реальность» Антон Зайцев.

- Антон, расскажите, как появилась идея театра кукол для взрослых? Это ведь достаточно необычный жанр для нашей публики...

- На самом деле театр кукол как таковой – это театр для взрослых. Раньше по площадям ходили петрушечники и разыгрывали остросоциальные, политические вещи. Во времена Советского Союза все изменилось, кукольный театр превратился в исключительно детский театр. Работая в «Зазеркалье», я познакомился с Натальей Лоскутовой, и мы захотели сделать продукт совершенно другого качества и другого направления. Так появился наш театр. К нам присоединился третий участник, композитор и драматург Мамед Садых-Пур, и мы приступили к работе над постановкой «Жила-была старушка» по Рэю Брэдбери. Подготовка длилась около двух лет. Конечно, мы сталкивались с определенными проблемами, например, нехватка профессиональных кадров в Алматы, трудности с изготовлением кукол.

- В чем заключалась основная проблема в изготовлении кукол? И насколько это сложная и дорогая работа?

- Если моя академия (РГИСИ, бывш. СПбГАТИ) выпускает каждый год около десяти бутафоров или технологов по изготовлению кукол, то, к сожалению, у нас их не выпускают вообще. Остались какие-то единичные случаи, единичные люди, которых можно по пальцам руки пересчитать.

Сама работа – сложная и дорогая. Но все зависит от куклы. Например, куклу старушку изготавливали несколько месяцев. Вначале художник отрисовывает проект, а потом цеха начинают работу. Нужно вырезать, подстричь, обтянуть, подкрасить, связать. Очень много мелочей. В зависимости от сложности куклы стоимость колеблется от 500 долларов и до 2-3 тысяч. Есть простые куколки, есть куклы с механикой или с большим количеством мелких деталей.

- Много ли у нас выпускают профессиональных кадров, актеров кукольного театра?

- Сейчас в академии им. Жургенова выпускают курс кукольников. Очень жду, надеюсь на молодую кровь и любовь к театру кукол. Обычно многие идут в кукольники, потому что больше и некуда. Пробуют поступить на драматический факультет, там не проходят. Ну и куда? Ну, в куклы.

3d345bc80583c0c5992686c42ba.jpg

А если говорить по правде, то театр кукол в Казахстане сейчас находится в упадке, нет никого. По всему Казахстану – пять режиссеров. Все развивается, и весь мир уже не ставит трех поросят и веселых медвежат. Например, в Большом театре кукол Санкт- Петербурга недавно поставили трилогию по книгам Ветхого завета. Сейчас в их репертуаре много спектаклей для взрослой аудитории. В кассах – очереди, залы битком, билеты раскупаются за месяц. А у нас только эти режиссеры с хорошей закалкой. Но ведь неумолимо время, сейчас другие тенденции в театре кукол. Если в 70-х годах были тростевые куклы, петрушечные куклы, то сейчас все иначе. В 80-х годах появилось много живого человека на сцене. И надо понимать, что с тех пор прошло уже 36 лет, и сейчас другие мысли, другой уровень спектакля, другая эстетика.

- А что если посмотреть с другой стороны – может быть, дело в том, что у нас для выхода театра кукол на новый уровень не хватает аудитории, нет своего зрителя? Как воспринимает общественность взрослые кукольные спектакли?

- Я долгое время проработал в театре «Зазеркалье», сейчас главный режиссер Государственного театра кукол. По своему опыту могу судить, что у людей действительно есть стереотип, что театр кукол – для детей. Все думают, что это Хрюша и Степашка, Красная Шапочка, страшные куклы, пищащие голоса. Например, государственный театр никогда не пойдет на постановку взрослого спектакля. Все упирается в деньги. Действительно, театр поставит спектакль, а зритель не придет.

Но все-таки сейчас люди стали интересоваться чуть-чуть больше, задумываться. Даже возникает простой вопрос: что это такое? Когда в афише стояло 16+, люди думали: что это? Будут голые куклы? Нет, будет тема, которая не нужна детям. Пока мы играем очень стихийно. Те спектакли, которые мы играли, – это полностью проданные залы.

- А как дальше? Если сейчас зритель начал интересоваться чуть-чуть больше, то что вы планируете еще предпринять, чтобы привлечь больше внимания аудитории?

- Наш театр родился на энтузиазме. Три горящих человека доставали деньги из кармана и приносили в театр. Сами спектакли не приносят хороший доход. Чтобы привлекать зрителей, нужен репертуар, нужна постоянная площадка, нужно выступать регулярно. Сейчас это просто невозможно. Если мы возьмем в аренду помещение – это кабала. Нам придется делать комедии, простые спектакли, чтобы получать большой доход, оправдывать расходы, оплачивать аренду, работу персонала, изготовление кукол. Но тогда театр превратится непонятно во что.

9fec65c15aee990660aba47f438.jpg

Сейчас у нас в работе три постановки, два спектакля для взрослого зрителя и один спектакль для детей. Мы занимается лабораторными спектаклями, без диктатуры директора и без планов.

- А вы не пытались найти спонсоров, привлечь инвесторов? Поддерживают ли коммерческие структуры театры, в частности, театр кукол?

- Лично я не искал спонсора. Но в тех театрах, в которых я работал, были попытки, разговоры, встречи. Ничего не получилось. Естественно, вкладывая деньги в какое-либо дело, люди хотят получать с этого хороший доход. В редких случаях попадаются те, кто просто любит театр и помогает. Но еще не случалось, чтобы корпорация оплачивала существование театра в течение года. Знаете, могу вам привести хороший исторический пример. Когда у Станиславского было открытие театра, не хватало денег закончить ремонт и дошить костюмы. Однажды во время репетиции открывается дверь, залетает молодой парень в шубе, разваливается на стуле и говорит: «Что, Станиславский? Хочешь театр?» В зале тишина, а Станиславский разворачивается и не знает, как поступить, надо бы и выгнать из театра, но ведь он может помочь. «Хочу», – ответил Станиславский. «Тогда падай на колени», – командует человек. Станиславский, не думая, падает на колени. Парень дает ему деньги, Станиславский открывает театр. Если бы он тогда не упал на колени, может, ход истории пошел бы по-другому. Мы готовы идти на разговор.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.