Что такое кукольный театр? Сказки, ширма, страшные куклы, пищащие голоса? Или ожившая кукольная старушка, размышляющая о течении жизни и неминуемом ее конце, и два актера на сцене, умело управляющие ею? Казалось бы, театр кукол – архаичный вид искусства, нацеленный исключительно на детские спектакли, которые мы смотрели еще детьми в школе или детском саду. Но ведь все развивается, меняются время и мода, и вместе с этим меняется и искусство. Сейчас современный кукольный театр – экспериментальный и необычный, нацеленный преимущественно на взрослую аудиторию.
В Казахстане на сегодняшний день есть только один кукольный театр для взрослых – «Другая реальность». В его репертуаре – всего один спектакль, философская притча «Жила-была старушка» по Рэю Брэдбери. Идя в разных театрах, он смог найти и привлечь зрителя. В свою очередь организованная совместно с театром кукол Неделя кукольного театра в независимом театре «АРТиШОК» привлекла много внимания со стороны любителей современного театра. О том, что собой представляет театр кукол для взрослых и какие трудности возникают при работе со взрослой аудиторией, рассказал корреспонденту делового еженедельника «Капитал.kz» сооснователь и актер театра кукол «Другая реальность» Антон Зайцев.
- Антон, расскажите, как появилась идея театра кукол для взрослых? Это ведь достаточно необычный жанр для нашей публики...
- На самом деле театр кукол как таковой – это театр для взрослых. Раньше по площадям ходили петрушечники и разыгрывали остросоциальные, политические вещи. Во времена Советского Союза все изменилось, кукольный театр превратился в исключительно детский театр. Работая в «Зазеркалье», я познакомился с Натальей Лоскутовой, и мы захотели сделать продукт совершенно другого качества и другого направления. Так появился наш театр. К нам присоединился третий участник, композитор и драматург Мамед Садых-Пур, и мы приступили к работе над постановкой «Жила-была старушка» по Рэю Брэдбери. Подготовка длилась около двух лет. Конечно, мы сталкивались с определенными проблемами, например, нехватка профессиональных кадров в Алматы, трудности с изготовлением кукол.
- В чем заключалась основная проблема в изготовлении кукол? И насколько это сложная и дорогая работа?
- Если моя академия (РГИСИ, бывш. СПбГАТИ) выпускает каждый год около десяти бутафоров или технологов по изготовлению кукол, то, к сожалению, у нас их не выпускают вообще. Остались какие-то единичные случаи, единичные люди, которых можно по пальцам руки пересчитать.
Сама работа – сложная и дорогая. Но все зависит от куклы. Например, куклу старушку изготавливали несколько месяцев. Вначале художник отрисовывает проект, а потом цеха начинают работу. Нужно вырезать, подстричь, обтянуть, подкрасить, связать. Очень много мелочей. В зависимости от сложности куклы стоимость колеблется от 500 долларов и до 2-3 тысяч. Есть простые куколки, есть куклы с механикой или с большим количеством мелких деталей.
- Много ли у нас выпускают профессиональных кадров, актеров кукольного театра?
- Сейчас в академии им. Жургенова выпускают курс кукольников. Очень жду, надеюсь на молодую кровь и любовь к театру кукол. Обычно многие идут в кукольники, потому что больше и некуда. Пробуют поступить на драматический факультет, там не проходят. Ну и куда? Ну, в куклы.
А если говорить по правде, то театр кукол в Казахстане сейчас находится в упадке, нет никого. По всему Казахстану – пять режиссеров. Все развивается, и весь мир уже не ставит трех поросят и веселых медвежат. Например, в Большом театре кукол Санкт- Петербурга недавно поставили трилогию по книгам Ветхого завета. Сейчас в их репертуаре много спектаклей для взрослой аудитории. В кассах – очереди, залы битком, билеты раскупаются за месяц. А у нас только эти режиссеры с хорошей закалкой. Но ведь неумолимо время, сейчас другие тенденции в театре кукол. Если в 70-х годах были тростевые куклы, петрушечные куклы, то сейчас все иначе. В 80-х годах появилось много живого человека на сцене. И надо понимать, что с тех пор прошло уже 36 лет, и сейчас другие мысли, другой уровень спектакля, другая эстетика.
- А что если посмотреть с другой стороны – может быть, дело в том, что у нас для выхода театра кукол на новый уровень не хватает аудитории, нет своего зрителя? Как воспринимает общественность взрослые кукольные спектакли?
- Я долгое время проработал в театре «Зазеркалье», сейчас главный режиссер Государственного театра кукол. По своему опыту могу судить, что у людей действительно есть стереотип, что театр кукол – для детей. Все думают, что это Хрюша и Степашка, Красная Шапочка, страшные куклы, пищащие голоса. Например, государственный театр никогда не пойдет на постановку взрослого спектакля. Все упирается в деньги. Действительно, театр поставит спектакль, а зритель не придет.
Но все-таки сейчас люди стали интересоваться чуть-чуть больше, задумываться. Даже возникает простой вопрос: что это такое? Когда в афише стояло 16+, люди думали: что это? Будут голые куклы? Нет, будет тема, которая не нужна детям. Пока мы играем очень стихийно. Те спектакли, которые мы играли, – это полностью проданные залы.
- А как дальше? Если сейчас зритель начал интересоваться чуть-чуть больше, то что вы планируете еще предпринять, чтобы привлечь больше внимания аудитории?
- Наш театр родился на энтузиазме. Три горящих человека доставали деньги из кармана и приносили в театр. Сами спектакли не приносят хороший доход. Чтобы привлекать зрителей, нужен репертуар, нужна постоянная площадка, нужно выступать регулярно. Сейчас это просто невозможно. Если мы возьмем в аренду помещение – это кабала. Нам придется делать комедии, простые спектакли, чтобы получать большой доход, оправдывать расходы, оплачивать аренду, работу персонала, изготовление кукол. Но тогда театр превратится непонятно во что.
Сейчас у нас в работе три постановки, два спектакля для взрослого зрителя и один спектакль для детей. Мы занимается лабораторными спектаклями, без диктатуры директора и без планов.
- А вы не пытались найти спонсоров, привлечь инвесторов? Поддерживают ли коммерческие структуры театры, в частности, театр кукол?
- Лично я не искал спонсора. Но в тех театрах, в которых я работал, были попытки, разговоры, встречи. Ничего не получилось. Естественно, вкладывая деньги в какое-либо дело, люди хотят получать с этого хороший доход. В редких случаях попадаются те, кто просто любит театр и помогает. Но еще не случалось, чтобы корпорация оплачивала существование театра в течение года. Знаете, могу вам привести хороший исторический пример. Когда у Станиславского было открытие театра, не хватало денег закончить ремонт и дошить костюмы. Однажды во время репетиции открывается дверь, залетает молодой парень в шубе, разваливается на стуле и говорит: «Что, Станиславский? Хочешь театр?» В зале тишина, а Станиславский разворачивается и не знает, как поступить, надо бы и выгнать из театра, но ведь он может помочь. «Хочу», – ответил Станиславский. «Тогда падай на колени», – командует человек. Станиславский, не думая, падает на колени. Парень дает ему деньги, Станиславский открывает театр. Если бы он тогда не упал на колени, может, ход истории пошел бы по-другому. Мы готовы идти на разговор.